Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Низкоуглеродное развитие и климатическая политика: возможности для бизнеса России в повестке мировой декарбонизации
Ключевые выводы
Переход к «зеленой» промышленной политике неизбежен, и чем раньше российские компании это осознают, тем больше у них будет шансов для того, чтобы войти в число мировых лидеров

Мы должны понимать, что Европейский Союз 20% своего бюджета направляет на "зеленый" переход, мы также должны понимать, что финансовые институты практически все заявили о политике углеродной нейтральности. Если те кампании, в которых они участвуют, не будут вести политику углеродной нейтральности, то они будут выходить [из игры — Ред.] и не будут финансировать вообще никакие проекты — Эдельгериев Руслан, Советник Президента Российской Федерации; специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам климата.

Мне кажется, что 100% отраслей в России и 100% бизнеса в России уже попали в ситуацию, которую можно назвать либо преобразованием с глубокой реструктуризацией, либо отставанием. Просто это поняли пока 1% отраслей и 1% бизнеса. <…> Мы очень сильно отстали. Все, чем мы хвастаемся, сделано 10 лет назад. <…> Мы входим в преобразования такого масштаба, с которыми Россия не сталкивалась за последние 100 лет своей истории, вот о чем идет речь, и реагировать на это нужно тоже адекватн — Чубайс Анатолий, Специальный представитель Президента Российской Федерации по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития.

Тектонические сдвиги ожидаются в экономике, в организации бизнеса, в технологическом развитии. Я хотел бы обратить внимание всех, что вся проблематика в рамках климатической повестки, мы еще пока это до конца не осознаем, окажет существенное влияние на содержание образования — Фальков Валерий, Министр науки и высшего образования Российской Федерации.

Проблемы
Российские компании могут потерять свои позиции на мировом рынке из-за несоответствия «зеленым» стандартам

Мы видим, что в первую очередь пострадает российский бизнес, сначала экспортоориентированные компании, дальше это дойдет и до всех компаний, потому что все цепочки производства взаимосвязаны, и так или иначе затронет это всех. Мы уже сегодня видим, что наши компании в какой-то степени пользуются услугами ЕСТКВ — Европейской системы торговли квотами [на выбросы — Ред.]. <…> Это, с одной стороны, хорошо, что мы встраиваемся в рынок, а с другой стороны, это очень плохо, потому что мы видим, так будут выводиться ресурсы, будут финансово перетекать в другие юрисдикции. Нам нужно с вами создавать свои проекты, свои рынки и, понятно, углеродокорректирующий механизм — Эдельгериев Руслан, Советник Президента Российской Федерации; специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам климата.

Евросоюз за последние 20 лет снизил выбросы на 30% и сейчас поставил задачу снизить их на 55%. Мы едем в обратную сторону. <…> А если мы неправильно оцениваем стартовую картинку и говорим, что у нас все хорошо, тогда и неправильные выводы [делаются — Ред.]. <…> Мы не просто отстаем, а мы отстаем в точке, в которой развилка между отставанием обратимым и отставанием необратимым. Вот где мы сейчас находимся, если называть вещи своими именами. Да, у нас энергетический баланс замечательный, все прекрасно — Чубайс Анатолий, Специальный представитель Президента Российской Федерации по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития.

Отсутствие готовых решений по созданию системы углеродного контроля

Первая масштабная, серьезная проблема, которая стоит перед нашей страной — создание недискриминационной системы оценки баланса парниковых газов. Проект, который мы запустили [пилотный проект по созданию в ряде российских регионов полигонов для расчета углеродного баланса, где будут проводиться исследования по созданию технологий мониторинга и анализа способности территорий улавливать и хранить углерод из атмосфер, — Ред.], он, на самом деле, очень маленький — это всего лишь пока семь регионов по карбоновым полигонам. <…> Мы объединили усилия огромного количества университетов и институтов. Поскольку их усилия были разрозненны: кто-то занимался обработкой снимков, кто-то — агротехнологиями, где-то с лесом проводились исследования. Все это надо свести воедино для того, чтобы создать такую независимую оценку, систему углеродного контроля. <…> Оказалось, что готовых решений у нас нет, но мы их и заимствовать не можем, а такая система должна быть научно обоснованной, поскольку наука интернациональна, ее должны признавать не только внутри страны. Она в первую очередь должна быть понятной для наших партнеров, для тех, кто уже ведет соответствующие исследования в других странах. И в идеале, конечно, та система независимой оценки углеродного баланса, она должна быть и принята нашими коллегами хотя бы по объединениям, может быть, в рамках БРИКС — Фальков Валерий, Министр науки и высшего образования Российской Федерации.

Неполное соответствие российского законодательства новым экологическим вызовам

Законодательство должно отвечать вызовам. На сегодняшний день мы опаздываем, оно не отвечает этим трендам, и самое главное, если финансовые перетоки оставлять за скобками, то мы безнадежно технологически отстаем, что недопустимо — Эдельгериев Руслан, Советник Президента Российской Федерации; специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам климата.

В государстве должны быть созданы все механизмы для того, чтобы результатами проектов и конкурентным преимуществом от проектов мы могли пользоваться на глобальном мировом рынке. <…> Понятно, что мы столкнемся с вызовами, и должны будем подстроить ту нормативку, которая сегодня есть, или которую мы планируем подстроить под эти вызовы — Нечаев Игорь, Председатель совета директоров, АО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим», первый заместитель комитета по экологии и природопользованию РСПП.

Решения
Формирование национальной системы регулирования в области ограничения выбросов парниковых газов, введение федерального углеродного налога

Мы обладаем огромными перспективами низкоуглеродного развития, это и наша экосистема — 20% лесов Российской Федерации [от всех лесов мира — Ред.]. Мы можем быть бенефициарами всей "зеленой" повестки. Главное нам как стране к этому быть готовыми и сделать всю инфраструктуру, то, что сейчас государство и делает. Задача на ближайший год — сформировать национальное регулирование в области ограничения выбросов парниковых газов. Мы это делаем, уже на выходе и пилотные проекты, и базовый законопроект. [Еще одна задача — Ред.] —завершить работу по формированию отраслевых субъектовых планов по адаптации. Это позволит подготовить нашу страну, на наш взгляд, к мировому энергетическому переходу, к новому технологическому укладу и как результат — сохранить лидирующие позиции России как энергетической сверхдержавы — Торосов Илья, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Нужно все-таки подойти к налогообложению, но не грузить компании, а нужно этот баланс все-таки найти. Допустим, если мы будем внедрять налогообложение на СО2, на углерод, то нужно уменьшить налог на добычу полезных ископаемых, чтобы в целом налоговая нагрузка не увеличивалась на бизнес. Весь мир в принципе так делает — Эдельгериев Руслан, Советник Президента Российской Федерации; специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам климата.

Нужен фокус, нужен углеродный налог, но нужна тогда действительно балансировка других налогов. Налог на добычу полезных ископаемых — отличная идея. Нагружать бизнес постоянно — это действительно дорожка в один конец. Конечно, мы должны балансировать, конечно, мы должны точно использовать опыт Европейского союза. <…> Российское правительство, на наш взгляд, должно создавать понятные условия, прозрачный механизм налогообложения, помощи в формировании фондов, балансировки других элементов налогообложения для того, чтобы бизнес, наука и государство могли совместно эту задачу решать — Шевелев Александр, Генеральный директор, АО «Северсталь Менеджмент».

У нас уже подготовлено углеродное регулирование, закон об ограничении парниковых газов. <…> Надеюсь, в ближайшее время мы уже примем наш базовый закон по углеродному регулированию, в котором фактически сформирована архитектура, понятийный аппарат, создана возможность для появления добровольных климатических проектов, которые хотел бизнес — Торосов Илья, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.