Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Цифровая трансформация экономики: международный и российский опыт цифровизации транспортного сектора
8 Июня 2019
08:30—10:00
Ключевые выводы
Развитие цифровых технологий открывает принципиально новые возможности перед транспортным сектором

Экспорт транспортных услуг в России составляет 15 млрд долларов. Это сопоставимо с объемом экспорта вооружений и военной техники. Наша задача — применив цифровые технологии, без увеличения средств на инфраструктурные преобразования, повысить производительность, качество и безопасность транспортных услуг, сделать мультимодальность перевозок, обеспечить сшивные технологии при перемещении грузов и пассажиров — Семенов Алексей, Заместитель Министра транспорта Российской Федерации .

Геосервисы создают огромную экономическую нишу. Совокупно индустрия геосервисов в России может быть оценена в 6 млрд долларов — Жунич Марина, Директор по взаимодействию с органами государственной власти, Google LLC.

Российская транспортная отрасль в плане автоматизации бизнес-процессов отстает от США. Но в последние пару лет мы замечаем хорошую динамику — Шушкин Дмитрий, Генеральный директор, ABBYY Россия.

Мы оцениваем вклад экономики Рунета в ВВП на уровне практически 3 трлн рублей — Плуготаренко Сергей, Директор, «Ассоциация электронных коммуникаций» (НП «РАЭК»).

Обмен опытом и подготовка специалистов в ИТ-сфере — важное условие дальнейшей цифровизации отрасли

Мы можем говорить о вызовах, возможностях цифровых технологий, но если у нас недостаточно специально обученных людей, которые могут контролировать и обеспечивать успешную работу всех систем, это будет невозможно — Габриэль Мария, Комиссар по вопросам цифровой экономики и общества, Европейская комиссия.

Обмен опытом между коллегами приведет к тому, что появятся новые интересные IT-решения, большое количество идей, которые со временем позволят трансформировать нашу отрасль транспорта с помощью цифровых технологий — Ковнир Евгений, Генеральный директор, АНО «Цифровая экономика».

Проблемы
Несовершенство нормативной базы

Мы столкнулись с огромным количеством барьеров как технологического, так и нормативного характера — Повалко Александр, Генеральный директор, председатель правления, АО «РВК».

Цифровизация в сфере транспорта несет много преимуществ, но нужно быть осторожными, потому что все эти изменения влекут за собой изменения в стандартизации, и необходимы изменения в законодательстве — Алгаерова Ольга, Исполнительный секретарь, Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН).

Для правительства и для государственных структур крайне важно выработать решения в правовом поле, которые позволят разграничить права владения данными, доступ к данным — Бевзюк Игорь, Генеральный директор, 2050.Digital.

Есть очень интересные решения, но, чтобы они стали рычагом для цифровой экономики и транспорта, не хватает регуляторики — Дырмовский Дмитрий, Генеральный директор, Центр речевых технологий.

Надо как можно скорее определяться с концепцией собственности данных, разобраться, кто владеет данными. Соответственно, невозможно построить бизнес-модели их монетизации — Егоров Александр, Генеральный директор, Рексофт.

Недостаточные темпы перехода на электронный документооборот

Выгоды от применения [электронно-транспортных накладных, — Ред.] очевидны. Если бизнес переходит на электронный документооборот, а часть этих документов остается на бумаге, то выгоды от перехода в цифру не так очевидны — Филатов Евгений, Генеральный директор, СКБ Контур.

[Важен — Ред.] перевод огромного документооборота, который сделан на бумаге, в цифру — Макаров Валентин, Президент, НП «РУССОФТ».

Для того, чтобы „цифровой“ путь пассажиров стал легче, нужно снять регуляторику по поводу цифровых посадочных талонов — Спекторов Юрий, Партнер, Bain & Company СНГ.

Отсутствие единой базы транспортно-логистических данных

Как стыковать граф дорог, возможных путей из точки А в точку Б? Любая оптимизация начинается с того, чтобы дать на вход все возможные варианты. Когда мы говорим про магистральную логистику, то нет единого источника — Кудинов Михаил, Коммерческий директор, VeeRoute.

Данных не хватает. Не вся страна оцифрована в одной системе координат. Есть потребность в получении единой информационной основы — Семенов Алексей, Генеральный директор, ГК «Геоскан».

В целом по России очень сложно получить даже простейшее расписание автобусов в городе, чтобы создать сервис. Регуляторам нужно обратить на это внимание — Худавердян Тигран, Управляющий директор, Яндекс.

Нестабильность связи вдоль путей сообщения

За кадром [остаются — Ред.] коммуникации вдоль автотрасс и железнодорожных путей — Меньшов Кирилл, Вице-президент по информационным технологиям, ПАО «Ростелеком».

Эффективность каждого элемента цепочки, когда мы говорим о мультимодальности, очень важна — Кудрявцева Юлия, Директор по стратегическому развитию, Foresight.

Решения
Создание интегрированных цифровых платформ

Разрабатывается цифровая платформа транспортного комплекса, которая позволит выступить такой доверительной средой, которая с одной стороны будет получать от разных платформ информацию в виде данных и передавать ее в государственные контролирующие органы. В рамках цифровой платформы транспортного комплекса [создана] система слежения грузовых перевозок на транспорте, технологическое решение в виде навигационной пломбы, которая является сегодня бортовым компьютером, который может вмещать в себя различную информацию — Щербакова-Слюсаренко Виктория, Исполнительный директор, Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ).

Мы полностью подготовили плацдарм для создания и предоставления услуги мультимодальной услуги для наших клиентов. Параллельно очень активно развиваем платформу для грузовых перевозок — Чаркин Евгений, Директор по информационным технологиям, ОАО «Российские железные дороги».

Биржа вагонов создана и позволяет выставлять свой груз и доступные вагоны на площадку не только операторам, но и владельцам подвижного состава, у которых есть свои вагоны и задачи по оптимизации — Оганесян Артак, Заместитель генерального директора, EPAM Systems.

[Создана — Ред.] система оперативного планирования для диспетчерской службы Омского НПЗ. Логистическая служба смогла перестроить процесс взаимодействия с РЖД — если они раньше просто поставляли вагоны, то теперь, учитывая точность прогноза, они стали поставлять составы. Это существенным образом повысило пропускную способность всего предприятия — Адылин Павел, Исполнительный директор, Artezio.

Тестирование и внедрение новых технологий

5G-сеть: мы в этом году сделаем прорыв. Сделаем 4 пилотных зоны, где будет полноценно развернута сеть, в том числе для различных беспилотных транспортных технологий — Лысенко Эдуард, Министр правительства Москвы; руководитель, Департамент информационных технологий города Москвы.

Проводим пилот на Октябрьской железной дороге — внедрение платформы блокчейн — Чаркин Евгений, Директор по информационным технологиям, ОАО «Российские железные дороги».

Началась работа по формированию национального технического комитета „Искусственный интеллект“ — Гарбук Сергей, Директор по научным проектам, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС