нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Сочинский (российско-австрийский) диалог. Экономика культуры
6 Июня 2019
11:00—12:15
Ключевые выводы
Культура — важный фактор развития экономики

Сегодня, когда мы так много говорим об экономике культуры, о том, что это особая сфера экономического развития, очень часто именно институты культуры становятся локомотивами развития экономики в тех или иных регионах. Так было в Великобритании в 90-е годы в ряде городов, это происходит и в других местах. Так было и в России — Швыдкой Михаил, Специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству.

Биохимические анализы и эксперименты уже подтверждают стабилизацию даже биологических сущностей человеческих возможностей, которые улучшаются, безусловно, в связи с позитивным движением, с энергией, с тем адреналином, который дает ему искусство в его лучших формах. Это абсолютно конкретная история, которая, конечно, потом помогает человеку лучше проявляться во всем. И я думаю, что это самый главный экономический результат, который на самом деле дают музеи — Лошак Марина, Директор, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Экономика нуждается в культуре, потому что формирование духа и духовности нужно в экономической сфере не в меньшей степени. Развитие экономическое возможно только при обстоятельствах культуры. Эти импульсы были важны, всегда культура имела измерение экономическое. <…> И, конечно, очень важно следующее: нужно понимать, что учреждения культуры — тоже движущий мотор экономики, хоть они и зависят от многих факторов, в том числе от инвестиций со стороны государства, т.е. из бюджета — Хааг Сабина, Генеральный директор, Венский музей истории искусств.

Сегодня культура является одним из ключевых факторов успешности бизнеса. И то, насколько высока культура компании, насколько высоки ценности компании, насколько люди, работающие в компании, соответствуют этим ценностям, обеспечивает успех — и долгосрочный, и краткосрочный — этой компании. <…> Поэтому я бы хотел, чтобы мы культуру несколько шире понимали, чем только музеи и спектакли — Кузяев Андрей, Президент, председатель правления, член совета директоров, АО «ЭР-Телеком Холдинг».

Я как экономист принадлежу к странной категории людей, которые считают, что культура важнее, чем экономика. Причем это достаточно сильное течение в мировой экономической теории. Пятнадцать лет тому назад возникло такое движение в экономике culture matters — “культура имеет значение”. Началась серия проектов, которые показывают, что многие вещи, происходящие или не происходящие в экономике, связаны с тем, какие сложились ценности и поведенческие установки у людей, с культурой в широком смысле — Аузан Александр, Декан экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Самореализация людей зависит от материальной базы

Культура развивает формы сотрудничества. Но что касается экономики, она готовит нашу основу существования. Без экономики мы не можем выстраивать культуру. Я считаю, самореализация людей очень зависит от материальной базы. То есть они влияют друг на друга взаимно, они, действительного, взаимосвязаны. Экономические успехи могут быть достигнуты только там, где люди понимают друг друга, где они доверяют друг другу — Ляйтль Кристоф, Почетный президент, Федеральная палата экономики Австрии.

Культура формирует человеческий капитал

Это вид капитала — человеческий капитал, который представляет собой совокупность знаний, интеллекта общества, умений, навыков, которые используются для удовлетворения потребностей человека и в целом общества — Панченко Владислав, Председатель совета, ФГБУ «Российский фонд фундаментальных исследований».

Человек сталкивается в музее с нестандартным ходом мышления. Для любого человека посещение музея и диалог с настоящим искусством — это формирование нестандартного мышления, это невероятный побудительный мотив к тому, чтобы человек был креативным. А за креативностью будущее. Будущее страны зависит от того, какое количество креативных людей будет воспитано — Трегулова Зельфира, Генеральный директор, Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея».

Культура — питательная среда для всего. Это основа основ. Индивидуумы вырастают из культуры — Хааг Сабина, Генеральный директор, Венский музей истории искусств.

Если мы хотим в будущем иметь Третьяковых, Мамонтовых, то мы должны воспитать молодежь такую, чтобы они, будучи успешными в своей профессии, в бизнесе, вкладывали в культуру — Рудской Андрей, Ректор, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого».

Когда мы говорим о новых технологиях, основные затраты — это люди. <…> Культура экономики, культура бизнеса начинает приобретать главенствующее значение, потому что то, как люди мыслят, то, как люди взаимодействуют, то, как они соответствуют тем ценностям, которые есть в бизнесе, определяет эффективность этого бизнеса — Кузяев Андрей, Президент, председатель правления, член совета директоров, АО «ЭР-Телеком Холдинг».

Проблемы
Нехватка государственного финансирования

Доля государственных средств в бюджете уменьшается, доля привлеченных, заработанных, спонсорских, меценатских средств растет, причем растет с невероятной прогрессией. <…> В 2014 году государственная составляющая в бюджете Третьяковской галереи была 68 процентов, а 32 процента были заработанные и привлеченные. В 2018 году 32 процента — это доля государственного бюджета, 68 процентов Третьяковская галерея привлекает и зарабатывает. <…> Возникает вопрос: как долго дальше этот процесс может идти и насколько может уменьшаться часть государственной поддержки? <…> Мы не можем уже дальше увеличивать этот дисбаланс — Трегулова Зельфира, Генеральный директор, Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея».

Решения
Увеличение финансирования культуры со стороны государства и бизнеса

Культура — это сфера ответственности государств. Ее нельзя превращать в простой бизнес, ее нельзя загонять показателями проданных билетов, количеством посетителей и так далее, потому что экономика культуры — это вещь особая. Есть прямые доходы, а есть косвенные доходы. Как известно, бескультурье стоит значительно дороже, чем вложения в культуру со стороны государства и бизнеса — Швыдкой Михаил, Специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству.

Есть вещи, связанные с содержанием и развитием музея, с изменением его инфраструктуры, которые являются обязанностью государства. Потому что мы воспитываем человека будущего, человека, на которого это государство будет опираться — Трегулова Зельфира, Генеральный директор, Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея».

Деньги, которые предоставляются из бюджетов, это инвестиция, а не субсидия. Это инвестиция в развитие общества. <…> Это инвестиции особого характера, которые сторицей окупятся, потому что формируется государство, общество — Хааг Сабина, Генеральный директор, Венский музей истории искусств.

Государство ответственно, во-первых, за сохранение идентичности. <…> Но, главное, государство все-таки должно отвечать за развитие, и в этом смысле, полагаю, эти деньги, которые дает государство, должны осмысленно идти на то, чтобы возрастали радиусы доверия, чтобы росли индексы самореализации, а не самовыживания. Это все социологически измеримые вещи. Зачем это нужно бизнесу? <…> Успешными за последние 50 лет были страны, где патриотические элиты обладают горизонтом мышления не менее 20 лет — Аузан Александр, Декан экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Бизнесмены должны развить в себе понимание того, почему они должны этим [инвестированием в культуру, — Ред.] заниматься — Мраз Симон, Директор, Австрийский культурный форум в Москве.

Было бы очень важно, чтобы на таких круглых столах говорили о партнерстве государства, о той ответственности государства так же, как и бизнеса, и сообществ, за то будущее, которое [нас] ждет — Поппель Наталья, Начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду, компании Северсталь .

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС