нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Российское образование. Глобальная конкурентоспособность и экспортный потенциал
6 Июня 2019
11:00—12:15
Ключевые выводы
Экспорт образования — фактор социально-экономического развития и международного признания страны

Россия точно планирует быть в числе самых развитых в вопросе экспорта образования государств. Экспорт образования необходим нам, поскольку мы получаем внешнюю, независимую и очень заинтересованную оценку качества наших образовательных программ; поддержку нашего рынка труда; развитие рынка труда связано с демографическими процессами, которые необходимо поддерживать, университет является драйвером городской и региональной агломерации — Котюков Михаил, Министр науки и высшего образования Российской Федерации.

Если вы распространяете знания и информацию за пределы своей страны, вы создаете окружающую среду и поднимаете планку и качества университета, и вашего города — Буччи Марко, Мэр г. Генуя.

Китай установил отношения обмена образованием со 188 странами и регионами, 46 международными организациями. <…> Сегодня Китай является самым выбираемым азиатским государством для продолжения образования. В 2018 году 492 тысячи учащихся из 196 стран и регионов мира прошли обучение в 1004 вузах, НИИ и других учебных заведениях Китая, 50 процентов из них получит ученую степень в вузах Китая — Лиминь Лю, Председатель, Китайская ассоциация по международному обмену в области образования.

Россия подарила миру один из самых больших экспортных товаров в образовании. Мало кто понимает [важность — Ред.] академической и образовательной традиции советского периода, которую унесли с собой эмигранты из СССР и России — Штайн Лоуренс, Вице-президент по интеллектуальной собственности и связям с международным бизнес сообществом, Сколковский институт науки и технологий (Сколтех).

Российское образование конкурентоспособно в мире

48 российских университетов представлены в первой тысяче лучших вузов в мире. <…> У нас уже есть образовательные программы, которые находятся даже не в первой сотне, а в первой двадцатке, и это является внешней независимой оценкой качества наших образовательных программ — Котюков Михаил, Министр науки и высшего образования Российской Федерации.

Онлайн-технологии дают новые возможности сфере образования, но не заменяют традиционные формы обучения

Онлайн-образование является альтернативной традиционному. <…> Это модификация заочного образования. В России 33 процента студентов — заочники, и очевидно, что, если мы переключим эти программы на онлайн-курсы ведущих университетов, мы сделаем серьезную инвестицию в качество образования этих студентов — Кузьминов Ярослав, Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)..

Физическое присутствие студента в университете исключительно важно. Его нескоро заменит дистанционное образование — Ячевская Светлана, Заместитель председателя – член правления, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Технологии стирают грани между физическим и виртуальным. С одной стороны, любой университет может всегда быть глобальным — сейчас существует программное обеспечение, позволяющее на пять тысяч человек проводить онлайн-конференцию. <…> С другой стороны, нужны места живого присутствия, места, где происходят общение и диалоги в сократовском смысле — образование человеческого в человеке, становление ценностей, профессионального мира — Галажинский Эдуард, Ректор, Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Цифровое дистанционное образование очень важно в университетах, особенно в престижных – их образование теперь доступно всем. <…> Но важно и образование, которое получается лицом к лицу, когда встречаются люди, устанавливаются связи и отношения. Таким образом формируется научное сообщество — Рауф Шайн, Представитель Колумбийского университета. .

Проблемы
Недофинансирование

Если сравнить все бюджетные сферы за последние 20 лет, вузы будут самыми недофинансированными. И этот разговор — “бетон или цифра” — всерьез можно об этом говорить, если вы не были в наших вузах. Не из первой или второй десятки, а из второй или третьей сотни. <…> Речь идет о тотальном недофинансировании системы высшего образования — Решетников Максим, Губернатор Пермского края.

Решения
Сочетание традиционного и онлайн-образования

Развитие в России формата blended learning [смешанное обучение — сочетание онлайн-курсов и очного обучения, — Ред.] очень важно в связи с необходимостью конкурировать с системами образования, лучше обеспеченными ресурсами, чем российская. Мы должны уделять этому приоритетное внимание — Кузьминов Ярослав, Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)..

Развитие государственно-частного партнерства в образовании

Правильное сочетание [действий] бизнеса и государства поможет не только правильно и эффективно реализовать мероприятия национального проекта “Образование”, но и создать новую сущность, новую образовательную реальность. <…> Мы предложили финансовую модель, как, используя ГЧП, увеличить количество иностранных студентов, которые могли бы учиться в России. <…> Для нас имеет значение, как сделать этот проект интересным для инвесторов — Ячевская Светлана, Заместитель председателя – член правления, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Стандартизация качества образования

Высокое качество образования — это ядро и ключевой фактор привлечения иностранных учащихся. Мы активно продвигаем стандартизацию качества образования иностранных учащихся в Китае — Лиминь Лю, Председатель, Китайская ассоциация по международному обмену в области образования.

Усиление роли регионов в управлении вузами

Давайте усилим роль регионов в управлении вузами. Не все готовы идти в экспорт и развиваться, а те, кто готовы, не имеют ресурсов. Когда мы планируем вложить десятки миллиардов рублей в культуру, в городскую среду и благоустройство и при этом не планируем ни копейки вложить в образование, для кого мы вообще все это делаем? Нам надо наши подходы изменить — Решетников Максим, Губернатор Пермского края.

Инвестиции в создание благоприятной образовательной среды

[В вопросе развития университетских кампусов, — Ред.] следует выбрать ключевые для нашего образования университеты и строить там общежития в пешеходной доступности — Кузьминов Ярослав, Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)..

Для университета ключевой двигатель — это сообщество определенного типа. При проектировании кампусов очень важно учитывать тот тип сообщества, который мы хотим порождать в университете, и создавать для него среду. А уже это будет изменять и сам город; такие проекты нужно идеологически закладывать как ядро изменения городской среды — Галажинский Эдуард, Ректор, Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Успех, к примеру, калифорнийских университетов определяется не только тем, как там учат, но и как там живут — Буччи Марко, Мэр г. Генуя.

Кампус и университет — это не только экономическая среда. Глупо было бы со стороны города строить кампус, чтобы он окупился немедленно. <…> Кампус строится для обучения людей, которые должны стать лидерами завтрашнего дня, это окупится, но не в ближайшее время — Буччи Марко, Мэр г. Генуя.

Очень важно, чтобы на стадии предпроектного исследования [создания университетских городков, — Ред.] студенты были вовлечены в этот процесс — Парфенова Алена, Старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС