non-financial development institution
major organizer of congress and exhibition events
Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Reform of the Construction Industry. Transition to a New Mechanism of Housing Construction
7 June 2019
17:00—18:15
KEY CONCLUSIONS
Reform of the construction industry is comprehensive and diversified

We are carrying out a fairly complex reform in a limited period of time. Just a year ago we were in a state of shock and panic, but then gradually we developed an understanding of the direction and step by step came to where we are now — Vladimir Yakushev, Minister of Construction, Housing, and Utilities of the Russian Federation.

There are certain achievements of this reform; among them market transparency, global reforms of adjacent markets, banking society, reform of court-appointed managers, and these systemic changes should keep working — Nikolay Nikolaev, Chairman of the Committee of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on Natural Resources, Property and Land Relations .

The task set by the President must be accomplished, without any damage to the construction sector, but at the same time citizens’ rights must by 100% protected — Alexander Plutnik, Chief Executive Officer, DOM.RF .

Transition to project financing is underway

If we talk about escrow figures, 206 credit deals with a total value of 193 billion roubles have been approved. In residential buildings these are 3.3 million square metres, 316 buildings. There are 5.5 billion on escrow accounts, with 2,655 opened accounts. 301 requests are being considered — Anatoly Popov, Deputy Chairman of the Executive Board, Head of the Corporate Business Block, Sberbank .

Today the banking system is almost ready for a gradual transition to project financing. 1,000 developers working in 72 regions submitted 1,557 requests to 18 authorized banks. To date, credit agreements for 75 billion roubles have been signhed, with 8.5 billion roubles placed to escrow accounts — Olga Polyakova, Deputy Governor, The Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia).

Project financing is favourable for consumers and developers

In the nearest future the residential housing market in our country will become much safer for consumers. Transition to project financing is a huge step forward. We did not reinvent the wheel, we just looked at how this works on other markets. In the UK, for example, in order to buy an apartment during the construction stage, prepayment of 10% of the total cost in needed. The rest is paid after the construction is completed, and warranties from bank and insurance company are obligatory. The same mechanisms are used in India and Canada — Alexander Ivlev, CIS Managing Partner, Deputy Regional Accounts Leader for Central, Eastern and Southeastern Europe & Central Asia, EY.

For us, the transition to new market regulation rules using escrow accounts will be fairly painless. When we made calculations for almost each project that our company is implementing and put them through indicative offers of different major banks that offer working through escrow accounts, we saw that the financial model is improving due to reduction of loan debt burden — Maxim Sokolov, Chief Executive Officer, Chairman of the Board, LSR Group .

The mechanism of project financing, of escrow accounts was in the first place designed to protect citizens – that was the task set by the President, and this mechanism does this. But the main thing is that this mechanism is functional, favourable for business and for developers. It provides guarantees for project financing. It is lucrative for banks; we can already see that it is one of the major segments of bank crediting. Now around 600 billion roubles from banks are involved in construction, and in the next 3–4 years this figure will reach approximately 7 trillion, which is more than a tenfold growth — Artem Fedorko, Chairman, Bank DOM.RF.

ISSUES
Challenges of the transition period

The biggest problem that we will have to carefully go through is that there will be a massive flow of requests in the regions seeking confirmation of construction readiness of the object to get the right to work according to the old rules. The initial volume of documents that will be received by the regions will be massive. However, there is nothing to panic about — Vladimir Yakushev, Minister of Construction, Housing, and Utilities of the Russian Federation.

Getting funding for low-margin projects is becoming more complicated

One of the problems that can impede reception of project financing is low marginality. There are very responsible developers who build in regions, but there the cost of a square metre of residential housing is much lower than in Moscow, Moscow Region and St. Petersburg, where the marginality is high — Olga Polyakova, Deputy Governor, The Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia).

Lack of standards for financing of individual construction

The industry of low-rise and individual construction has certain problems. We do not have standards for mortgaging for individual residential houses as well as no legislative regulation for communal facilities in towns that are being developed. As a result, real estate items become nonliquid for banks, because roads and infrastructure that are being constructed are not subject to the security deposit — Valery Mishchenko, Chairman of the Board, Kaskad Family..

There is an instruction by the President. When he addressed the Federal Assembly, he set a task to develop a product equivalent to mortgage: when a person can borrow with an appropriate rate for a long term to build an individual house. Indeed, there is no such product yet, but we are working on it. There are quite a lot of problems here. Banks are cautious about land plots and future houses – this is not enough to issue enough money for construction. Apartment is more liquid than individual house — Vladimir Yakushev, Minister of Construction, Housing, and Utilities of the Russian Federation.

SOLUTIONS
Prompt solutions for emerging problems

If developers apply for project financing to one of the banks on the list approved by the Russian government that must work with escrow accounts, and it does not accept the application, they need to report that. Such things should not happen. All banks from the list must do this type of work — Vladimir Yakushev, Minister of Construction, Housing, and Utilities of the Russian Federation.

After 1 July we need to be ready to promptly introduce amendments to the legislation in order to remove all impediments for developers working with this new model — Nikolay Nikolaev, Chairman of the Committee of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation on Natural Resources, Property and Land Relations .

Launch of ‘pilot’ bank programmes for individual construction

On 19 April, we launched a pilot project. The downpayment for this type of construction used to be 25%, now it is 20%. There used to be some additional requirements: a cost sheet, land cheques, security deposit, now they are lifted. Before the credit was divided into tranches, now it is immediately provided in full. The rate is 10.9% per annum. We are testing this product — Anatoly Popov, Deputy Chairman of the Executive Board, Head of the Corporate Business Block, Sberbank .

The material was prepared by the Russian news agency TASS

Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Реформа строительной отрасли. Переход на новый механизм жилищного строительства
7 Июня 2019
17:00—18:15
Ключевые выводы
Реформа строительной отрасли носит комплексный и многосторонний характер

Мы проходим довольно сложную реформу, к тому же ограничен временной промежуток, в который мы делаем все эти преобразования. Буквально год назад было состояние шока и паники, но стало приходить постепенно понимание, куда двигаться, и так шаг за шагом мы пришли к той ситуации, что есть сегодня — Якушев Владимир, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации .

В ходе проводимой реформы есть достижения — это и прозрачность рынка, и глобальные реформы смежных рынков, и банковское сообщество, и реформа арбитражных управляющих, и эти системные изменения должны работать дальше — Николаев Николай, Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

Задача, поставленная президентом, должна быть выполнена, и при этом не должен пострадать строительный комплекс, но должны быть защищены права граждан на 100% — Плутник Александр, Генеральный директор, АО «ДОМ.РФ» .

Процесс перехода на проектное финансирование активно идет

Если говорить по цифрам по эскроу, то 206 сделок кредитования одобрено на 193 миллиарда рублей. В жилых домах — это 3,3 миллиона квадратных метра, 316 домов. Если говорить про средства на счетах эскроу, то это 5,5 млрд; количество открытых счетов — 2655. 301 заявка находится на рассмотрении — Попов Анатолий, Заместитель Председателя Правления, руководитель блока «Корпоративный бизнес», ПАО Сбербанк .

На сегодняшний день банковская система практически готова к постепенному переходу на проектное финансирование. 1000 застройщиков, работающие в 72 регионах, подали 1557 заявок в 18 уполномоченных банков. На сегодняшний день заключено кредитных договоров на 75 млрд руб. 8,5 млрд размещены на счетах эскроу — Полякова Ольга, Заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Проектное финансирование выгодно потребителям и застройщикам

В ближайшее время рынок жилой недвижимости в нашей стране станет кардинально безопаснее для потребителей. Переход на проектное финансирование — это большой шаг вперед. Мы не изобретали велосипед, а посмотрели, как это работает на других рынках. В Великобритании, например, для приобретения квартиры на стадии строительства вносится предоплата до 10% от общей стоимости, остаток вносится после завершения стройки, при этом дополнительно обязательна гарантия банка и страховой компании. Такие же схемы работают в Индии и в Канаде — Ивлев Александр, Управляющий партнер по странам СНГ, заместитель руководителя по работе с клиентами по странам Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы и Центральной Азии, компания EY.

Для нас переход на новые правила регулирования рынка с использованием счетов эскроу будет достаточно безболезненным. Когда мы просчитали почти каждый проект, который реализуется нашей компанией, и пропустили их через индикативные предложения различных крупных банков, которые предлагают работу через счета эскроу, мы увидели, что финансовая модель улучшается за счет снижения кредитной нагрузки — Соколов Максим, Генеральный директор, председатель правления, ПАО «Группа ЛСР» .

Механизм проектного финансирования, эскроу счетов был направлен на защиту граждан в первую очередь — такая задача была поставлена президентом, и этот механизм решает эту задачу. Но самое главное, что это механизм рабочий, выгодный для бизнеса, для застройщиков. Он дает гарантию финансирования проектов. Для банков — это выгодный механизм, один из самых крупных сегментов банковского кредитования, как мы видим уже сейчас. Сейчас банковских денег в стройке — примерно 600 млрд рублей, а в ближайшие 3-4 года — это порядка 7 триллионов, то есть рост больше, чем в 10 раз — Федорко Артем, Председатель правления, АО «Банк ДОМ.РФ».

Проблемы
Сложности переходного периода

Самая большая проблема, которую нам придется аккуратно пройти: сейчас пойдет достаточно большой поток обращений в субъектах, когда нужно будет подтвердить строительную готовность объекта для того, чтобы получить право работать по старым правилам. Первоначальный объем документов, который будет поступать в субъекты РФ для определения этого момента, будет достаточно большой. Тут не должно быть никакой паники — Якушев Владимир, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации .

Усложнение получения финансирования для низкомаржинальных проектов

Одна из проблем, которая может стать препятствием для получения проектного финансирования, — это низкомаржинальные проекты. Есть очень добросовестные застройщики, которые строят в регионах, но стоимость в регионах квадратного метра жилья гораздо ниже, чем в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, где высокая маржинальность — Полякова Ольга, Заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Отсутствие стандартов финансирования индивидуального строительства

У отрасли малоэтажного и индивидуального строительства есть конкретные проблемы. У нас нет стандартов по ипотечному кредитованию под индивидуальные жилые дома, а также нет законодательного регулирования имущества общего пользования в тех поселках, которые застраиваются. Как следствие, это делает объекты недвижимости неликвидными для банков, потому что дороги и инфраструктура, которые строятся, не подлежат залогу — Мищенко Валерий , председатель совета директоров компании «Каскад Фэмили».

Есть поручение президента. Когда он обращался с посланием к Федеральному собранию, была поставлена задача, что должен появиться продукт, равнозначный ипотеке: когда человек для строительства индивидуального дома может позаимствовать при корректной процентной ставке, и чтобы заимствование было длинным. Такого продукта действительно сегодня нет, но мы работаем в этом направлении. Здесь есть довольно много проблем. Банки пока смотрят настороженно на земельный участок и будущий построенный дом — этого недостаточно для того, чтобы выдать сумму, необходимую для застройки. А квартира — это более ликвидный залог, чем индивидуальный дом — Якушев Владимир, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации .

Решения
Оперативное устранение возникающих проблем

Если застройщики обращаются за проектным финансированием в один из банков из списка, определенного Правительством РФ, который обязан работать со счетами эскроу, и им отказывают в принятии заявки, то нужно сигнализировать. Такого быть не должно. Банки, которые присутствуют в списке, должны заниматься этой работой — Якушев Владимир, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации .

После 1 июля нужно быть готовыми оперативно вносить изменения в законодательство для того, чтобы устранить все барьеры, которые обнаружатся для застройщиков, работающих по новой модели — Николаев Николай, Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.

Запуск «пилотных» банковских программ для индивидуального строительства

19 апреля запустили пилотный проект. Первоначальный взнос для подобного строительства был 25, стал 20%, были раньше дополнительные требования: смета, чеки по земле, залог земли, сейчас такие требования сняты. Была выдача кредита траншами, сейчас выдача кредита полностью сразу. Ставка 10,9 % годовых. Мы тестируем этот продукт — Попов Анатолий, Заместитель Председателя Правления, руководитель блока «Корпоративный бизнес», ПАО Сбербанк .

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС