Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Перспективы развития конкуренции в цифровой экономике
6 Июня 2019
16:45—18:00
Ключевые выводы
Наличие конкурентной среды — основа успешного развития цифровой экономики

С точки зрения потребителя, конкуренция дает возможность развиваться разным сервисам, от этого выигрывает экономика, растут сами бизнесы и все хорошо. [США — Ред.] продвигают внутреннюю конкуренцию, именно для того, чтобы не убивать развитие, потому что монополизация убивает развитие — Ивашенцева Елена, Старший партнер, Baring Vostok Capital Partners.

Очень важно, чтобы создавались равные условия при развитии цифровых бизнесов, в т.ч. для иностранных и российских компаний, действующих на территории страны — Кузнецов Степан, Управляющий директор, Дирекция развития цифрового бизнеса, ПАО Сбербанк.

Основная роль государства — стимулирование конкуренции и снижение порогов для входа, это то, что помогает конкуренции появляться, что помогает новым компаниям появляться и конкурировать с гигантами — Баланова Светлана, Генеральный директор, IBS.

Проблемы
Необходимость крупных инвестиций в цифровую экономику

Мы все верим в то, что потенциал цифровых рынков высок, но сегодня и в среднесрочной перспективе эти рынки требуют больших инвестиций — Ибрагимов Руслан, Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам, член правления, ПАО «МТС».

Система регулирования не успевает за развитием технологий

Когда мы говорим об интеллектуальных правах, антимонопольная служба должна показать, какая лицензионная практика представляет собой злоупотребление правами. К регулированию в этой сфере нужны новые подходы — Ивлиев Григорий, Руководитель, Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Если мы говорим про доступ к цифровым платформам, про регулирование конкуренции цифровых платформ, мы должны помнить о том, что это, в первую очередь, доступ к контенту. Если интеллектуальная собственность и доступ к ней в нашей стране более-менее урегулирован, то вторая часть — персональные данные — тоже должна регулироваться — Сиренко Ирина, Директор по взаимодействию с органами государственной власти, ПАО «Ростелеком».

Цифровая экономика — это наше все. Мы сегодня должны решить, как с ней дальше быть — Афанасьев Дмитрий, Соучредитель, председатель комитета партнеров, Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

Нам нужны дополнительные знания о том, как работает цифровая инициатива, индустрия развивается очень быстро — Лианос Янис, Профессор в области права глобальной конкуренции и государственной политики, Университетский колледж Лондона (UCL).

Когда мы пришли в Россию, регулирования не было или оно было очень слабым. Системы “карпулинга” как таковой не было, поэтому сейчас мы ведем активные дискуссии для того, чтобы понять, что такое “карпулинг” — Брюссон Николя, Сооснователь, главный исполнительный директор, Blablacar.

Глобальные цифровые платформы снижают уровень конкуренции

Создание глобальной платформы приводит к выжиганию конкуренции — Вайсэр Дэйв, Основатель, главный исполнительный директор, Gett.

Решения
Акцент на интересы потребителя

Справедливым я считаю регулирование платформ, которое соответствует 13 статье закона о конкуренции, который можно коротко перевести так: то, что делает какая-то структура, даже если это нарушает правила классической конкуренции, это допустимо, если это делается в интересах большинства населения, бизнеса, т.е. все получают совокупное преимущество — Цариковский Андрей, Статс-секретарь — заместитель руководителя, Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации.

Ключевая вещь — выигрывать должен потребитель, поэтому, когда компания достигла монопольного положения на рынке и использует это положение для того, чтобы не дать возможности прорваться на этот рынок кому-то другому, возможно, с лучшим продуктом, эти вещи должны обязательно регулироваться — Туманов Олег, Генеральный директор, ООО «Иви.ру».

В центре любого цифрового бизнеса находится цель — улучшение качества продукта для пользователя, улучшение его потребительских свойств. Для нас это краеугольный камень, основная цель развития — Попелышева Юлия, Директор юридического департамента, Яндекс.

Выработка четких правил доступа к данным

Регулирование в области доступа к данным нужно очень аккуратно и правильно выстроить, тогда конкуренция на уровне платформ будет основываться на естественной тяге — Серебряникова Анна, Директор по правовым вопросам и связям с законодательной и исполнительной властью, член правления, ПАО «МегаФон».

Необходимо решить на государственном уровне, что мы должны предоставить равный доступ к различным видам данных, причем как к сырым данным, так и к обогащенным данным — Авакян Елена, Исполнительный директор, Некоммерческое партнерство «Содействие развитию корпоративного законодательства» (НП «СРКЗ»).

Изменение подхода к определению конкуренции

Пятый антимонопольный пакет переносит центр внимания регулятора из межплатформенной конкуренции на внутриплатформенную конкуренцию. Это очень важная прогрессивная история, которую экспертное сообщество оценивает, как инклюзивную — Иванов Алексей, Директор института права и развития ВШЭ – Сколково, директор Антимонопольного центра БРИКС, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» .

Надо признать, что инновационные, большие компании могут быть и доминантами, и даже монополистами, и ими можно гордиться. Такой путь прошел Google, например — Лацанич Василь, Генеральный директор, ПАО «ВымпелКом» .

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС