Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Государство и бизнес в социальной сфере: в поисках новых точек роста
Ключевые выводы
Социальная сфера — основа устойчивости и развития для государства и бизнеса

Если мы хотим жить в действительно успешной стране, то надо понимать, что социальная сфера должна быть предметом даже большего внимания на сегодняшний день, чем экономические и финансовые институты, которыми мы много занимаемся — Морозов Сергей, Губернатор Ульяновской области.

Помимо прямых возможностей, которые есть у бизнеса для нахождения себя в социальной сфере, повышения своей экспертизы и конкурентоспособности через работу в этом блоке задач, мы должны хорошо понимать, что в новой экономике и вопрос инвестиционного климата, и вопрос собственной конкурентоспособности компании — это почти всегда вопросы, связанные с умением и возможностью раскрыть потенциал наших людей. Люди — это то самое, что позволяет компаниям, странам успешно конкурировать, побеждать в той быстрой гонке, построенной во многом на технологиях, но питаемой в первую очередь талантами — Репик Алексей, Председатель, Российско-Японский деловой совет; президент, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»; председатель совета директоров, Группа компаний «Р-Фарм» .

В глобальном масштабе сейчас 30 трлн долларов заложено на проекты, которые реализуются в социальной сфере и сферах совместной работы бизнеса и правительств — Роле Ксавье, Генеральный директор, CQS; председатель совета директоров, ПАО «ФосАгро»; бывший главный исполнительный директор, Лондонская фондовая биржа (2009–2017 гг.).

Проблемы
Отношение бизнеса к социальной сфере как к нерентабельной

Социальная сфера воспринимается как нечто дотационное, затратное, абсолютно инвестиционно непривлекательное. С этим нужно всем вместе бороться и показывать, что социальная сфера — это, прежде всего, инвестиции в человеческий капитал — Чупшева Светлана, Генеральный директор, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).

С точки зрения бизнеса социальная сфера часто воспринимается как что-то обременительное, как что-то, что можно отнести в пассив, а не в актив. И это давнее заблуждение приводит к определенным противоречиям, к сложным попыткам отодвинуться бизнесу от решения вопросов социальной сферы — Репик Алексей, Председатель, Российско-Японский деловой совет; президент, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»; председатель совета директоров, Группа компаний «Р-Фарм» .

Тезис о том, что в этой сфере бизнес не должен заниматься извлечением прибыли, является парадоксальным. В экономике есть законы, которые нарушать нельзя. Если думать о партнерстве государства и бизнеса, то надо понимать, что бизнес идет в партнеры не только для выполнения социальной задачи, потому что ему или приказали, или так получилось. Он идет в партнеры, потому что он хочет адекватную норму прибыли, ясных правил и не на один год, а на 10-12 лет. И это серьезный вызов для всех нас. К сожалению, такой глубины прогноза мы пока предоставить не можем — Чачин Михаил, Вице-президент, ПАО Сбербанк.

Государственные компании выдавливают частные компании с рынка. По данным РБК, около 60% частных компаний несут убытки. И в этой связи трудно рассчитывать на то, что этот бизнес будет вкладывать в крупные социальные и инфраструктурные проекты, которые низкорентабельные, практически не окупаемые — Фахретдинов Сергей, Председатель совета директоров, ООО УК «Рускомпозит» .

Отсутствие конкуренции в социальной сфере

Десятки лет монополистом в этом секторе было и есть государство, и это скорее плохо, потому что в социальной сфере абсолютно отсутствует конкуренция, что приводит к некой стагнации и деградации. Нам не хватает нескольких основных элементов развития. Во-первых, это технологии — в социальной сфере огромный дефицит новых технологий. Второе — это большие открытые данные, благодаря которым абсолютно кратно повышается эффективность оказания социальных услуг, удовлетворенность социальными услугами. Третье — это кадры с точки зрения как компетентности, так и достаточности кадров — Чупшева Светлана, Генеральный директор, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).

Непрозрачность регулирования

Сегодня необходимость инвестиций в социальную сферу довольно велика. Так, сегодня порядка 1,3 трлн рублей недостаточно в автодорожном строительстве, 300 млрд ежегодно необходимо в ЖКХ. Это говорит о том, что как для бизнеса, так и для государственно-частного партнерства в России на сегодняшний день существуют возможности. Однако есть проблемы со средой. Так, абсолютно непонятны и непрозрачны правила игры, которые существуют сегодня на рынке, особенно когда бизнес сотрудничает с государством. И риски, которые несет бизнес, непредсказуемы — Фахретдинов Сергей, Председатель совета директоров, ООО УК «Рускомпозит» .

Инвесторы хотят точку входа в быстроразвивающийся сектор биомедицины и прибыль на сегодня. В медицинских проектах срок возврата инвестиций на сегодня составляет минимум 12 лет. Инвесторы не хотят возвращать инвестиции в 12 лет, они хотят их возвращать в 5-7 лет. Рынок медицинских услуг на сегодня непрозрачен, и в нем очень высока регуляторная роль государства — Югай Михаил, Генеральный директор, Фонд международного медицинского кластера.

Решения
Вовлечение бизнеса в социальные проекты

В образовании сейчас необходимо интеллектуальное участие бизнеса. Мы переходим от образования знаний к образованию компетенций. Эксперты бьют тревогу — уходят привычные компетенции, дети перестают запоминать, потому что нет никакого смысла запоминать, когда открыл Google и нашел все, что нужно. А завтра дети просто перестанут владеть ручкой и бумагой, и уйдет навык письма. Мы должны научить детей тому, от чего будет зависеть их выживание завтра. Но трудно представить, чтобы школьный учитель без бизнеса мог детей этому научить — Потехина Ирина, Заместитель Министра просвещения Российской Федерации.

Компания “Фосагро” каждый год инвестирует 2,5 млрд рублей в социальную сферу. Это действительно очень большие цифры. Это большие программы, направленные на медицину и образование, модернизацию инфраструктуры, рекреационные центры. Мы финансируем социальное строительство. Направляя средства в социальную сферу, мы не проигрываем, а выигрываем. Это помогает и государству, и самой компании — Роле Ксавье, Генеральный директор, CQS; председатель совета директоров, ПАО «ФосАгро»; бывший главный исполнительный директор, Лондонская фондовая биржа (2009–2017 гг.).

Развитие приоритетных национальных проектов

Основная задача приоритетных национальных проектов — это обеспечение прорывного технологического развития нашей страны и улучшения качества жизни наших людей. Приоритетные национальные проекты — это мощные локомотивы развития для всей страны, для каждого нашего человека, одновременно это и точка сопряжения усилий государства и бизнеса в улучшении технологического потенциала и социальной сферы в нашей стране. Приоритетные национальные проекты — это то связующее звено, которое объединяет и бизнес, и государство в реализации задач социальной сферы — Каграманян Игорь, Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной политике.

Воспитание социальной ответственности бизнеса

Надо понимать, что социальная сфера — это не та отрасль, где можно в чистом виде добывать только прибыль. Было бы хорошо поговорить с бизнесом и напомнить, что, например, в Европе крупные корпорации достаточно активно реализуют проекты в сфере образования, культуры, здравоохранения без бизнес-составляющей. Т.е. не извлекают прибыль, а делают все, чтобы развить потенциал человека, сделать его культурным, богатым с точки зрения культуры и образованным человеком. Для наших крупных предприятий это редкость. Мы в своем регионе над этим активно работаем и хотим 2020 год посвятить вовлечению крупных градообразующих компаний в Ульяновской области в это, чтобы они стали в таком виде социально ответственными — Морозов Сергей, Губернатор Ульяновской области.

Создание площадок для решения конкретных задач

Точками роста может являться создание площадок, объединение и консолидация гражданского общества вокруг существующих задач и проблем. Мы как бизнес готовы поддерживать самые яркие инициативы — Шабарова Анна, Вице-президент по кадровой политике и социальной ответственности, АО «Русская медная компания»; член попечительского совета, Благотворительный Фонд РМК .

Важно переходить от общих разговоров к конкретным кейсам и конкретным практикам — Сиднев Виктор, Директор по науке и инновациям, АНО «Институт Оценки и Развития Технологий».

Стабильность регуляторной среды

Необходимо договориться о правилах игры, и не на краткосрочный период — 2-3-5 лет, а на 10-20 лет, чтобы бизнес, который вкладывает в государственно-частные партнерства, ГЧП, понимал, что 20 лет правила меняться не будут. Второе — необходимо, особенно регионам, двигаться к подготовке проектов и определить приоритеты, в которых необходимо бизнесу и власти работать и подтягивать кадры, которые занимаются подготовкой и обоснованием этих проектов — Фахретдинов Сергей, Председатель совета директоров, ООО УК «Рускомпозит» .

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС