Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Government and Business in the Social Sector: Identifying New Sources of Growth
6 June 2019
09:00—10:15
KEY CONCLUSIONS
Social sphere is the foundation of state and business stability

If we want to live in a country that is truly successful, then we need to understand that we have to pay it a greater deal of attention, even more so than to the economic and financial institutions — Sergei Morozov, Governor of Ulyanovsk Region.

Apart from direct opportunities that business in the social sphere – finding yourself, raising expertise and competitiveness through working with tasks at hand – we have to understand that in the new economy both investment climate and company’s advantages are questions related to human potential and the ability to discover it. People are the matter that allows companies compete and win in the rapid race that is in part fueled by technologies, but by and large by human talent — Alexey Repik, Chairman, Russian-Japanese Business Council; President, Delovaya Rossiya (Business Russia); Chairman of the Board, Group R-Pharm .

On the global scale there are USD 30 trillion allocated for projects in the social sphere and joint work areas between government and business — Xavier Rolet, Chief Executive Officer, CQS; Chairman of the Board of Directors, PhosAgro; Former Chief Executive Officer, London Stock Exchange Group Plc (2009 – 2017) .

ISSUES
Business sees the social sphere as unprofitable

Social sphere is perceived as something perennially needy, costly, and entirely devoid of investment attractivity. We all need to fight that together and illustrate that social sphere, above all, is investment into human capital — Svetlana Chupsheva, Chief Executive Officer, Agency for Strategic Initiatives.

Often times business sees social sphere as a burden, something that can be written off as an expense, not an asset. This long-standing misconception leads to certain contradictions, to complicated attempts business takes to move away from resolving social issues — Alexey Repik, Chairman, Russian-Japanese Business Council; President, Delovaya Rossiya (Business Russia); Chairman of the Board, Group R-Pharm .

An idea that business in this sector should not focus on extracting profits is not that paradoxical. There are economic laws that cannot be broken. If we think of private public partnerships, we need to understand that business partners up to resolve the social task not just because someone said so or just because it happened so. Business partners up because it wants an adequate revenue and clear rules not for a year or two, but of for 10–12 years. It is a serious challenge for all of us. Unfortunately, we cannot see the forecast this deep yet — Mikhail Chachin, Vice President, Sberbank.

State companies push private companies away from the market. According to RBC, nearly 60% private companies do not show any profit. With this in mind, it is difficult to expect that business will invest in social or infrastructural projects with low profit rates and slim chances or recuperation — Sergey Fakhretdinov, Chairman of the Board of Directors, Management Company Ruscompozit .

Lack of competition in the social sphere

The state remained a monopolist in this area for decades. It is not a good thing because there is no competition in the social sphere, which leads to stagnation and degradation. We lack a few basic development elements. First, it is technology: the social sphere is far behind technologically. Second, it is big open date that raises the quality of social services and satisfaction of the recipients. Third, it is professionals, both in terms of their quality and their quantity — Svetlana Chupsheva, Chief Executive Officer, Agency for Strategic Initiatives.

Lack of transparent regulation

Today, there is incredible demand for investment in the social sphere. Thus, the road construction industry is RUB 1.3 trillion short, housing is short RUB 300 billion annually. It shows, that there are opportunities of private-public partnership in Russia today, yet there are issues with the environment. The rules of the game are unclear and not transparent, especially when the business cooperate with the state. The risks the business carries are impossible to predict — Sergey Fakhretdinov, Chairman of the Board of Directors, Management Company Ruscompozit .

Investors want an entry point to the fast-growing biomedical sector and want profits today. In medical projects the return rate is 12 years at least, whereas they want it to be 5–7 years. The market for medical services is not transparent, the regulatory function of the state is too high — Mikhail Yugay, General Director, International Medical Cluster Foundation .

SOLUTIONS
Involving business with social projects

We need business to contribute intellectually. From educating people we proceed to forming competences. Experts are raising alarms: old competences are fading; kids do not remember as well as they used to because what is the point when you can Google anything. Tomorrow kids will stop picking up pen and paper and the skill of writing will be lost. We need to teach kids the things their survivial will depend upon. Yet, it is hard to imagine a school teacher doing so without any help from business — Irina Potekhina, Deputy Minister of Education of the Russian Federation.

PhosAgro annually invests 2.5 billion roubles in the social sphere. This is a huge number. It goes to large programmes that support medicine, education, infrastructural modernization, recreation centres. We finance social construction. By allocating money to the social sphere we do not lose, we win. This helps the state, and help the company — Xavier Rolet, Chief Executive Officer, CQS; Chairman of the Board of Directors, PhosAgro; Former Chief Executive Officer, London Stock Exchange Group Plc (2009 – 2017) .

Development of priority national projects

The main task of the priority national projects is providing a technological breakthrough for our country and thus improving the quality of life for the people. Priority national projects are powerful locomotives for the entire country, for every person. They simultaneously converge the efforts of the government and the business in improving both technological and social spheres in our country. Priority national projects are the link that joins together business and the state in fulfilling social goals — Igor Kagramanyan, First Deputy Chair, Committee on Social Policy, Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation.

Raising business’ social responsibility

One has to understand that the social sphere is not an industry to collect untainted profit. It would be great to talk to big business representatives to remind them that, for instance, in Europe big corporations invest in education, culture, or healthcare without a business component in mind. In other words, they do not extract profit, but rather do everything to develop human potential by creating a person who is culturally rich and well educated. It is uncommon for our big business. We are working on it and we want to make the year 2020 a year when big companies become responsible in this manner — Sergei Morozov, Governor of Ulyanovsk Region.

Creating task-specific platforms

Platforms could become point of growth; they can unite and consolidate the society around certain aspects or problems. As a business, we are ready to support the brightest of those initiatives — Anna Shabarova, Vice President for Human Resources and Social Responsibility, Russian Copper Company; Member of the Board of Trustees, Russian Copper Company Charity Fund .

It is important to move from general talk to particular cases and particular practices — Victor Sidnev, Director for Science and Innovation, Institute for Technology Assessment and Development.

Stable regulatory field

We have to agree on the rules of the game. Not short-term of 2,3,5 years – but 10–20 years, so that business that chooses a PPP understood that there would not be any changes for the next two decades. Second, everyone, but the regions especially need to move towards prioritizing projects that can unite both business and government. These projects need to be well prepared — Sergey Fakhretdinov, Chairman of the Board of Directors, Management Company Ruscompozit .

The material was prepared by the Russian news agency TASS

нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Государство и бизнес в социальной сфере: в поисках новых точек роста
6 Июня 2019
09:00—10:15
Ключевые выводы
Социальная сфера — основа устойчивости и развития для государства и бизнеса

Если мы хотим жить в действительно успешной стране, то надо понимать, что социальная сфера должна быть предметом даже большего внимания на сегодняшний день, чем экономические и финансовые институты, которыми мы много занимаемся — Морозов Сергей, Губернатор Ульяновской области.

Помимо прямых возможностей, которые есть у бизнеса для нахождения себя в социальной сфере, повышения своей экспертизы и конкурентоспособности через работу в этом блоке задач, мы должны хорошо понимать, что в новой экономике и вопрос инвестиционного климата, и вопрос собственной конкурентоспособности компании — это почти всегда вопросы, связанные с умением и возможностью раскрыть потенциал наших людей. Люди — это то самое, что позволяет компаниям, странам успешно конкурировать, побеждать в той быстрой гонке, построенной во многом на технологиях, но питаемой в первую очередь талантами — Репик Алексей, Председатель, Российско-Японский деловой совет; президент, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»; председатель совета директоров, Группа компаний «Р-Фарм» .

В глобальном масштабе сейчас 30 трлн долларов заложено на проекты, которые реализуются в социальной сфере и сферах совместной работы бизнеса и правительств — Роле Ксавье, Генеральный директор, CQS; председатель совета директоров, ПАО «ФосАгро»; бывший главный исполнительный директор, Лондонская фондовая биржа (2009–2017 гг.).

Проблемы
Отношение бизнеса к социальной сфере как к нерентабельной

Социальная сфера воспринимается как нечто дотационное, затратное, абсолютно инвестиционно непривлекательное. С этим нужно всем вместе бороться и показывать, что социальная сфера — это, прежде всего, инвестиции в человеческий капитал — Чупшева Светлана, Генеральный директор, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).

С точки зрения бизнеса социальная сфера часто воспринимается как что-то обременительное, как что-то, что можно отнести в пассив, а не в актив. И это давнее заблуждение приводит к определенным противоречиям, к сложным попыткам отодвинуться бизнесу от решения вопросов социальной сферы — Репик Алексей, Председатель, Российско-Японский деловой совет; президент, Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»; председатель совета директоров, Группа компаний «Р-Фарм» .

Тезис о том, что в этой сфере бизнес не должен заниматься извлечением прибыли, является парадоксальным. В экономике есть законы, которые нарушать нельзя. Если думать о партнерстве государства и бизнеса, то надо понимать, что бизнес идет в партнеры не только для выполнения социальной задачи, потому что ему или приказали, или так получилось. Он идет в партнеры, потому что он хочет адекватную норму прибыли, ясных правил и не на один год, а на 10-12 лет. И это серьезный вызов для всех нас. К сожалению, такой глубины прогноза мы пока предоставить не можем — Чачин Михаил, Вице-президент, ПАО Сбербанк.

Государственные компании выдавливают частные компании с рынка. По данным РБК, около 60% частных компаний несут убытки. И в этой связи трудно рассчитывать на то, что этот бизнес будет вкладывать в крупные социальные и инфраструктурные проекты, которые низкорентабельные, практически не окупаемые — Фахретдинов Сергей, Председатель совета директоров, ООО УК «Рускомпозит» .

Отсутствие конкуренции в социальной сфере

Десятки лет монополистом в этом секторе было и есть государство, и это скорее плохо, потому что в социальной сфере абсолютно отсутствует конкуренция, что приводит к некой стагнации и деградации. Нам не хватает нескольких основных элементов развития. Во-первых, это технологии — в социальной сфере огромный дефицит новых технологий. Второе — это большие открытые данные, благодаря которым абсолютно кратно повышается эффективность оказания социальных услуг, удовлетворенность социальными услугами. Третье — это кадры с точки зрения как компетентности, так и достаточности кадров — Чупшева Светлана, Генеральный директор, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).

Непрозрачность регулирования

Сегодня необходимость инвестиций в социальную сферу довольно велика. Так, сегодня порядка 1,3 трлн рублей недостаточно в автодорожном строительстве, 300 млрд ежегодно необходимо в ЖКХ. Это говорит о том, что как для бизнеса, так и для государственно-частного партнерства в России на сегодняшний день существуют возможности. Однако есть проблемы со средой. Так, абсолютно непонятны и непрозрачны правила игры, которые существуют сегодня на рынке, особенно когда бизнес сотрудничает с государством. И риски, которые несет бизнес, непредсказуемы — Фахретдинов Сергей, Председатель совета директоров, ООО УК «Рускомпозит» .

Инвесторы хотят точку входа в быстроразвивающийся сектор биомедицины и прибыль на сегодня. В медицинских проектах срок возврата инвестиций на сегодня составляет минимум 12 лет. Инвесторы не хотят возвращать инвестиции в 12 лет, они хотят их возвращать в 5-7 лет. Рынок медицинских услуг на сегодня непрозрачен, и в нем очень высока регуляторная роль государства — Югай Михаил, Генеральный директор, Фонд международного медицинского кластера.

Решения
Вовлечение бизнеса в социальные проекты

В образовании сейчас необходимо интеллектуальное участие бизнеса. Мы переходим от образования знаний к образованию компетенций. Эксперты бьют тревогу — уходят привычные компетенции, дети перестают запоминать, потому что нет никакого смысла запоминать, когда открыл Google и нашел все, что нужно. А завтра дети просто перестанут владеть ручкой и бумагой, и уйдет навык письма. Мы должны научить детей тому, от чего будет зависеть их выживание завтра. Но трудно представить, чтобы школьный учитель без бизнеса мог детей этому научить — Потехина Ирина, Заместитель Министра просвещения Российской Федерации.

Компания “Фосагро” каждый год инвестирует 2,5 млрд рублей в социальную сферу. Это действительно очень большие цифры. Это большие программы, направленные на медицину и образование, модернизацию инфраструктуры, рекреационные центры. Мы финансируем социальное строительство. Направляя средства в социальную сферу, мы не проигрываем, а выигрываем. Это помогает и государству, и самой компании — Роле Ксавье, Генеральный директор, CQS; председатель совета директоров, ПАО «ФосАгро»; бывший главный исполнительный директор, Лондонская фондовая биржа (2009–2017 гг.).

Развитие приоритетных национальных проектов

Основная задача приоритетных национальных проектов — это обеспечение прорывного технологического развития нашей страны и улучшения качества жизни наших людей. Приоритетные национальные проекты — это мощные локомотивы развития для всей страны, для каждого нашего человека, одновременно это и точка сопряжения усилий государства и бизнеса в улучшении технологического потенциала и социальной сферы в нашей стране. Приоритетные национальные проекты — это то связующее звено, которое объединяет и бизнес, и государство в реализации задач социальной сферы — Каграманян Игорь, Первый заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по социальной политике.

Воспитание социальной ответственности бизнеса

Надо понимать, что социальная сфера — это не та отрасль, где можно в чистом виде добывать только прибыль. Было бы хорошо поговорить с бизнесом и напомнить, что, например, в Европе крупные корпорации достаточно активно реализуют проекты в сфере образования, культуры, здравоохранения без бизнес-составляющей. Т.е. не извлекают прибыль, а делают все, чтобы развить потенциал человека, сделать его культурным, богатым с точки зрения культуры и образованным человеком. Для наших крупных предприятий это редкость. Мы в своем регионе над этим активно работаем и хотим 2020 год посвятить вовлечению крупных градообразующих компаний в Ульяновской области в это, чтобы они стали в таком виде социально ответственными — Морозов Сергей, Губернатор Ульяновской области.

Создание площадок для решения конкретных задач

Точками роста может являться создание площадок, объединение и консолидация гражданского общества вокруг существующих задач и проблем. Мы как бизнес готовы поддерживать самые яркие инициативы — Шабарова Анна, Вице-президент по кадровой политике и социальной ответственности, АО «Русская медная компания»; член попечительского совета, Благотворительный Фонд РМК .

Важно переходить от общих разговоров к конкретным кейсам и конкретным практикам — Сиднев Виктор, Директор по науке и инновациям, АНО «Институт Оценки и Развития Технологий».

Стабильность регуляторной среды

Необходимо договориться о правилах игры, и не на краткосрочный период — 2-3-5 лет, а на 10-20 лет, чтобы бизнес, который вкладывает в государственно-частные партнерства, ГЧП, понимал, что 20 лет правила меняться не будут. Второе — необходимо, особенно регионам, двигаться к подготовке проектов и определить приоритеты, в которых необходимо бизнесу и власти работать и подтягивать кадры, которые занимаются подготовкой и обоснованием этих проектов — Фахретдинов Сергей, Председатель совета директоров, ООО УК «Рускомпозит» .

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС