нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Глобальные игроки фармацевтического рынка и страны БРИКС: содержательный диалог о правилах честной и равной конкуренции
6 Июня 2019
11:00—12:15
Ключевые выводы
Доступность лекарств при соблюдении интересов производителей — цели регулирования фармацевтического рынка

Мы в России за последнее время прошли достаточно большой путь наведения порядка в лекарственном обеспечении граждан и перехода к более понятным, четким правилам игры. Произошел очень хороший сдвиг в ценообразовании сейчас. <…> У нас произошел сдвиг в обсуждении и интеллектуальных прав, и принудительных патентов — Цариковский Андрей, Статс-секретарь — заместитель руководителя, Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации.

Для России сегодня, наверное, один из самых сложных и больных вопросов — вопрос того, как обеспечить, с одной стороны, эффективное обеспечение лекарственными препаратами как можно более широкого слоя населения и дать им возможность получать новейшие препараты, но в то же время соблюсти какие-то коммерческие интересы “большой фармы” — Иванов Алексей, Директор института права и развития ВШЭ – Сколково, директор Антимонопольного центра БРИКС, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» .

Мы, фармацевтические компании, вместе с регуляторами разделяем ответственность за здоровье человека. И совершенно справедливо, если антимонопольные структуры и регуляторы будут призывать нас к этой ответственности — Дюиф Ханс, Вице-президент по России и Беларуси, ООО «Ново Нордиск».

Предоставление лицензий местным производителям препаратов — важный инструмент улучшения лекарственного обеспечения

Две транснациональные компании, GSK и PI Pharma, договорились с нами о таких условиях, что они позволят местным производителям получить сублицензию и производить препараты в ЮАР не только для нашего рынка, но также для регионального рынка. <…> Через три года после сделки мы увидели падение цены на препараты на 50%. И также мы увидели значительное увеличение в закупках этих препаратов государством. <…> В результате этого вмешательства мы увидели рост продолжительности жизни в ЮАР на 10 лет: с 51 года до примерно 61, что касается людей с ВИЧ или СПИД. <…> Мы увидели большое количество младенцев, которые рождались без ВИЧ от ВИЧ-положительных родителей — Бонакеле Тембинкоси, Комиссионер, Комиссия по вопросам конкуренции Южно-Африканской Республики.

Проблемы
Низкая доступность инновационных препаратов для населения развивающихся стран

Проблема, с которой сталкиваются развивающиеся страны, заключается в том, что у них ограниченная возможность для инновации. Они по сути работают только по тем направлениям, которые позволяют производить дженерики. <…> Что интересно, отчет ЮНКТАД показал, что в США производство дженериков на 86% меньше, чем брендовых препаратов. А что касается ЮАР, <…> то с 2002 по 2006 годы производство брендовых лекарств для лечения ВИЧ упало на 50%, в то время как производство дженериков утроилось — Дэвис Дэннис, Судья, председатель, Апелляционный суд по вопросам конкуренции Южно-Африканской Республики.

Мы не имеем достаточно средств, чтобы все пациенты получили доступ к инновационным продуктам — Колерова Наталья, Генеральный менеджер департамента онкологических препаратов региона Россия, Украина и страны СНГ, Novartis AG.

Нарушения правил конкуренции фармацевтическими компаниями

Мы обнаружили, что крупные фармацевтические компании имеют определенные проявления неконкурентного поведения, и это происходит в основном при монополии поставок API [Active Pharmaceutical Ingredients] — Чунли Жао, Директор службы по монополистическим соглашениям, Антимонопольное бюро Государственного управления по надзору за рынком Китайской Народной Республики.

Фармацевтические компании говорят, что в данной ситуации являются просто зрителями и не имеют никакого отношения к распространению препаратов. Но наша Комиссия сейчас имела дело с тем случаем, когда совершенно ясно, что между распространителем и между компанией-производителем был определенный сговор, вследствие которого определялись цены и цепочка дистрибуции — Малик Пайал, Советник по экономическим вопросам, руководитель экономического отдела, Комиссия по вопросам конкуренции Республики Индия.

Нестабильность правил регулирования

Что касается регуляторов, то важно понимать, что они тоже должны придерживаться правил, которые они устанавливают сами. <…> Мы видим, что регуляторы очень активно меняют правила в зависимости от ситуации — Вернике Маттиас, Директор, Мерк Биофарма Россия и СНГ.

Если мы говорим о регуляторике, то мы должны говорить о правилах четких и понятных, но зачастую бывает так, что правила подстроены под сиюминутные популистские решения — Морозов Дмитрий, Генеральный директор, BIOCAD.

Решения
Унификация правил регулирования фармацевтического рынка в странах БРИКС

Если некоторые правила игры, которые определенные принципы будут достаточно общими для всех стран БРИКС <…> фармацевтическим компаниям будет гораздо более удобно работать, а нам будет удобнее регулировать — Цариковский Андрей, Статс-секретарь — заместитель руководителя, Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации.

Главная наша задача <…> это стандартизация наших действий, их унификация в странах БРИКС и взаимный диалог во благо людей всех регуляторов и фармацевтических компаний — Цариковский Андрей, Статс-секретарь — заместитель руководителя, Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации.

Определение критериев принудительного лицензирования

Да, принудительное лицензирование имеет место быть, но, наверное, нужно, чтобы критерии были четко определены, понятны и не в столь широких случаях, как это сейчас обсуждается — Панарина Ирина, Генеральный директор по России и Евразии, «АстраЗенека».

Принудительное лицензирование в России, безусловно, должно быть при условии его использования только в критических случаях. Этим должно заниматься ФАС, также как в США и других цивилизованных странах — Пуния Викрам Сингх, Президент АО "Фармсинтез".

Государство сформулировало критерии: в случае эпидемии можно обратиться за принудительным лицензированием — Нумерова Анна, Партнер, Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

Поддержка инвестиций в разработку инновационных препаратов

Конечно, мы должны поддерживать инновации. Фармацевтические компании должны продолжать инвестиции, в том числе в высоко рисковые исследования — Малик Пайал, Советник по экономическим вопросам, руководитель экономического отдела, Комиссия по вопросам конкуренции Республики Индия.

Что касается конкуренции и инноваций, я думаю, что это признается повсеместно: инновации — важнейший источник улучшения здравоохранения и здоровья населения — Чунли Жао, Директор службы по монополистическим соглашениям, Антимонопольное бюро Государственного управления по надзору за рынком Китайской Народной Республики.

Нам необходимо все больше говорить о ценности наших инноваций. Это не расходы, это инвестиции в большинстве случаев. И, конечно, мы приветствуем сотрудничество в этой сфере — Акар Марван, Генеральный директор, ООО «МСД Фармасьютикалс», управляющий директор, MSD в России, Беларуси и Казахстане .

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС