нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Газомоторное топливо. Экономика и климат
7 Июня 2019
10:00—11:15
Ключевые выводы
Газ — перспективное топливо для транспорта с точки зрения экологии

Сейчас на долю транспорта в мире приходится почти 20% потребления энергии и 25% выбросов парниковых газов. Это открывает для нас окно возможностей. Существуют экологические, технологические и экономические предпосылки для развития крупного сегмента потребления газа в качестве моторного топлива — Зубков Виктор, Председатель совета директоров, ПАО «Газпром».

Транспорт является одним из основных поставщиков загрязняющих веществ в атмосферу, на него приходится около 40% суммарных выбросов <…> полномасштабный переход автомобильного транспорта на использование газа вместо традиционных видов топлива, особенно дизельного топлива, в ближайшие годы может позволить сократить объемы выбросов оксидов серы и низкодисперсных частиц на 100%, оксидов азота на 47%, углекислого газа на 42% — Дитрих Евгений, Министр транспорта Российской Федерации.

По оценке Platts, в мире насчитывается 1,4 млрд машин. Из них 24 млн работают на газе, менее 10 млн работают на электричестве. Можно говорить о масштабе трансформации и возможностей в отношении машин, работающих на газе, в связи с тем, что мир будет переживать изменения в энергетике в течение следующих десятилетий — Френкель Мартин, Президент, S&P Global Platts Inc..

[В Азиатско-Тихоокеанском регионе] большая часть транспорта работает на основе нефти. Стоит вопрос о том, как заменить газом нефть и уголь как в сфере приготовления пищи, так и в транспорте — Алишахбана Армида Салсиа, Исполнительный секретарь, Экономическая и социальная комиссия Организации Объединенных Наций для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).

Газомоторное топливо экономически выгодно

Перевод транспорта на потребление природного газа в качестве моторного топлива позволит уменьшить транспортные издержки за счет снижения себестоимости на 15-20% из-за более низкой цены на данное топливо <…> Значительно сократятся объемы выбросов в окружающую среду, повысится ресурс двигателей и увеличится срок эксплуатации транспортных средств, а также энергоэффективность работы транспортной системы Российской Федерации в целом — Дитрих Евгений, Министр транспорта Российской Федерации.

Мы видим как минимум четыре серьезных эффекта [от перехода на ГМТ, — Ред.]. Это влияние на рост — примерно 0,4% плюс к росту было бы на протяжении следующих 10-12 лет. Это влияние на конкурентоспособность, поскольку это ведет к существенному снижению издержек, это влияние на инфляцию, поскольку это может сдержать в среднесрочной перспективе рост цен производителей <…> Это сокращение выбросов: переход транспортных средств на газомоторное топливо может снизить выброс твердых частиц до 80% — Мау Владимир, Ректор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

Преимущество метана — это зрелость технологии. Ее можно здесь и сейчас внедрять и использовать. Это говорит о том, что газ может и должен занять свою нишу в ближайшие годы — Инюцын Антон, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Россия может стать крупнейшим поставщиком газомоторного топлива

Газпром добывает почти 500 млрд кубометров газа <…> а запасы 35 трлн кубометров газа. Это колоссальная возможность направить ресурсы на развитие рынка газомоторного топлива не только в России, но и во всем мире. Россия имеет самые протяженные магистрали газопроводов, это 172 тыс. км. 700 тыс. км распределительных сетей <…> Мы можем в любом месте ставить заправочные станции на метане — Зубков Виктор, Председатель совета директоров, ПАО «Газпром».

Проблемы
Перекос в политике ряда стран в сторону других видов альтернативного топлива

Главная проблема — дисбаланс в государственной политике целого ряда развитых и развивающихся стран. Ставка делается на электромобили, на автомобили на водородном топливе, а транспорт на газомоторном топливе при проведении государственной политики игнорируется — Сентюрин Юрий, Генеральный секретарь, Форум стран — экспортеров газа (ФСЭГ).

В Германии гигантский потенциал для использования газа в общественном транспорте, однако у нас много фанатиков электромобилей. Мы даже субсидируем электрические автомобили, что является своего рода иронией. Вы говорите людям, что они поступят хорошо по отношению к экологии, купив электромобиль. Однако этот автомобиль работает на электричестве, полученном из угля <…> Стоимость электроавтобуса как минимум на 60% выше обычного автобуса, тогда как стоимость автобуса на газе всего лишь на 2-3% выше [обычного] — Мерен Марио, Председатель правления, главный исполнительный директор, Wintershall Dea GmbH .

Неразвитость газозаправочной инфраструктуры

Недостаточно высокая развитость газозаправочной инфраструктуры. 31 тыс. заправок в мире, но более половины из этого количества — 18 тыс. — находятся в трех государствах: в Иране, в Индии и в Китае. В Европе 4 тыс. заправок, в США — 2 тыс. В России идет активная работа по развитию этой газозаправочной инфраструктуры, но предстоит еще очень много сделать — Сентюрин Юрий, Генеральный секретарь, Форум стран — экспортеров газа (ФСЭГ).

Есть проблемы с тем, что у нас достаточно низкая плотность сети метановых заправок — Федотов Алексей, Директор по развитию бизнеса в России, Яндекс.Такси.

Риск несогласованности развития инфраструктуры и автотранспортных средств. Появление акцизной составляющей в цене газомоторного топлива. Важно не допустить монополизации этого рынка. Монопродуктовость инфраструктуры — Мау Владимир, Ректор, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

Неосведомленность общественности о преимуществах газа

Общественное мнение в недостаточной степени осведомлено об экономических преимуществах, экологических преимуществах и в вопросах, связанных с практическим использованием газомоторного топлива как безопасного топлива — Сентюрин Юрий, Генеральный секретарь, Форум стран — экспортеров газа (ФСЭГ).

На автомобильной выставке в Женеве никто не говорит о природном газе — Альвера Марко, Главный исполнительный директор, Snam SPA.

Решения
Государственная поддержка перехода на газомоторное топливо

[Согласно транспортной стратегии, — Ред.], к 2030 году доля парка транспорта с двигателями на альтернативных видах топлива, к которым относится и газомоторное, должна составить минимум 49% <…> Для увеличения парка газомоторной техники мы предлагаем осуществлять адресную поддержку закупки транспорта, работающего на газомоторном топливе, в регионах, в которых уже созданы условия для его эксплуатации. Таких субъектов Российской Федерации уже 26. Мы предлагаем объединить их в семь кластеров для ускоренного развития рынка газомоторного топлива. <…> Планируем оказывать содействие регионам в приобретении пассажирского транспорта на газомоторном топливе. На эти цели предусмотрены расходы федерального бюджета в объеме 20 млрд рублей — Дитрих Евгений, Министр транспорта Российской Федерации.

Министерство энергетики и Министерство транспорта должны высказаться о том, как они поощряют и как они готовы стимулировать развитие этого рынка <…> Следует разработать ряд технических основополагающих документов. В том числе и стандарт качества газомоторного топлива — Тонковидов Игорь, Первый заместитель генерального директора, главный инженер, ПАО «Совкомфлот».

Темпы экологизации топлива будут еще более увеличиваться. В этой связи необходимы более настойчивые, скоординированные действия по продвижению газа как топлива для автотранспорта — Зубков Виктор, Председатель совета директоров, ПАО «Газпром».

Расширение газозаправочной инфраструктуры

Четыре года назад “Газпром” развернул работу по созданию газозаправочной инфраструктуры. Сегодня у нас 310 заправочных объектов, их мощность — 2,2 млрд кубов газа — Зубков Виктор, Председатель совета директоров, ПАО «Газпром».

У таксомоторных компаний есть территория, где они хранят свои машины. На этих компаниях можно ставить заправочные точки и делать их общедоступными <…> Мы сейчас с лизинговыми компаниями и банками прорабатываем возможность упрощения получения кредитов под газобалонное оборудование — Федотов Алексей, Директор по развитию бизнеса в России, Яндекс.Такси.

В Италии у нас очень хорошая ситуация. Мы с Fiat договорились, что Snam будет строить газозаправочные станции, а Fiat будет производить [работающие на газе, — Ред.] машины. Сейчас в Италии 1300 газозаправочных станций. У нас 1,2 млн машин на газе или 5% от общего числа машин — Альвера Марко, Главный исполнительный директор, Snam SPA.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС