нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Семейные ценности: как бизнес поможет обогатить российские семьи?
16 Февраля 2018
13:00
Ключевые выводы
Семейный бизнес — важный элемент общественного развития и конкурентоспособности страны

Его (вопроса о семейном предпринимательстве, — ред.) решение необходимо для дальнейшего такого надежного, правильного, позитивного развития любого общества. — Осипова Агнесса, Президент, Российская ассоциация франчайзинга (РАФ); президент, АО «БРПИ» (Баскин Роббинс).

Создание семейного предприятия — это есть семейное событие. И в национальном плане такая рефлексия между семьей и семейным предприятием требует сформировать эмпирическую модель семейного бизнеса, являющегося важнейшим элементом конкурентоспособности государства на мировых рынках. — Кухтин Андрей, Предприниматель; директор, ООО «Мультисервис Менеджмент».

В России семейный бизнес представлен крайне слабо

Согласно исследованиям, которые делал Price Waterhouse у нас в стране, есть разные как бы цифры, которые не совпадают с мировой тенденцией, показывающие, что у нас достаточно эта тема до конца ещё не осознана. Я бы сказал, даже не исследована. — Фазлыев Азат, Президент, Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан.

Мы опирались в том числе на исследование Сколково. Вы знаете, они привели вот очень интересные цифры. <…> У нас достаточно большое количество семей — от 100 тысяч до 150 (владеющих капиталом свыше 1 миллиона долларов, — ред.). И это очень большая доля в благосостоянии страны. Так вот когда с ними начали работать, средний возраст — 50-55 лет. Выяснилось, что у 67 процентов этих очень состоятельных людей, которым есть что передавать в бизнесе <…> второе поколение и третье практически не вовлечены в бизнес. — Дыбова Елена, Вице-президент, Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

У нас нет объективных причин династических сегодня бизнесов. То есть вспомните, в какое время мы живем. То есть бизнес-то реально начался в 90-е годы. <…> Это люди были 25-30 лет, сегодня им стало под 60. Буквально через 5-10 лет встанет остро проблема передачи бизнеса уже наследникам. — Фазлыев Азат, Президент, Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан.

Семейный бизнес в России сосредоточен в сфере услуг

Если мы посмотрим семейный бизнес в России, тогда у меня такое ощущение, что здесь в первую очередь — и это абсолютно понятно — семейный бизнес достаточно и хорошо развит <…> в сфере оказания услуг. — Тишендорф Фальк , управляющий партнер в России «БАЙТЕН БУРКХАРДТ»..

Проблемы
Неразвитость в России малого и среднего предпринимательства

Очень большое количество компаний в мире — это именно семейные компании. <…> То есть от 50 до 80 процентов в мировой экономике — это именно семейные компании. Они создают большое количество рабочих мест. У нас вообще в принципе малый бизнес пока только 20 процентов ВВП, и поэтому здесь, конечно, сразу возникают трудности. — Дыбова Елена, Вице-президент, Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

Отсутствие нормативно-правовой базы и государственной поддержки семейного бизнеса

Мы опросили, этот опрос проводился на сайте, мы привлекли предпринимателей, которые работают с системой торгово-промышленных палат в регионе. <…> Как видите, самая базовая причина (непопулярности семейного бизнеса в России, — ред.) — это, конечно, отсутствие нормативно-правовой базы, льготного кредитования, финансовой поддержки. — Дыбова Елена, Вице-президент, Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

У нас прописано, как передавать имущество, дома, машины. Но как передавать по наследству бизнес, как выстраивать эти процессы в связи с отсутствием вот такой практики, — нет. — Дыбова Елена, Вице-президент, Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

Решения
Законодательное оформление понятия семейного бизнеса

В любом случае нам нужно обязательно сформулировать вот эту нормативно-правовую базу. Нам обязательно нужно инициировать обсуждение по поводу внесения поправок в Трудовой кодекс, здесь будут основные сложности. — Дыбова Елена, Вице-президент, Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

Я бы хотела предложить ТПП, во-первых, инициировать поправки в 59-й закон о малом и среднем бизнесе в виде либо добавления семейного бизнеса, либо внести те предложения по семейному бизнесу, как отдельной категории лиц, в тот закон, который сейчас лежит у Орешкина — закон о социальном предпринимательстве. <…> Это даст огромные возможности для господдержки семейного бизнеса в виде налогообложения, в виде стимулирования предоставления муниципальных помещений и прочих вещей. — Сурова Надежда, Директор, Институт управления и социально-экономического проектирования, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».

Разработка программ государственной поддержки семейных предприятий

Мы понимаем, что должны быть специальные программы поддержки. <…> Как правило, когда кредиты берёт семейный предприниматель, он всё-таки <…> понимает ответственность, меньше делает рискованных шагов. Поэтому здесь можно дать преференцию. — Дыбова Елена, Вице-президент, Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

Популяризация семейного бизнеса со стороны государства

Государство должно начать пропагандировать (семейный бизнес, — ред.), потому что без изменения психологии ничего не поменяется, и <…> обязательно сопровождать с точки зрения каких-то преференций. — Дыбова Елена, Вице-президент, Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

В настоящее время у нас есть программа обучения, одна из них так и называется — "Управление семейным бизнесом". <…> Здесь мы обучаем не просто семьи, обучаем детей плюс родителей, потому что очень важно восстановить эту цепочку — от ребёнка к маме, папе, к их бабушкам и дедушкам. Потому что я считаю, что — и это будет даже видно по исследованию, которое мы провели — то, что помимо бизнеса совместного, очень важны семейные ценности и семейная духовность. — Сурова Надежда, Директор, Институт управления и социально-экономического проектирования, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».

Развитие семейного бизнеса в сфере производства

Мне кажется, для России, что касается отрасли именно производства, это очень важно и интересно. И здесь особенно сейчас есть очень много шансов и вариантов это развивать. — Тишендорф Фальк , управляющий партнер в России «БАЙТЕН БУРКХАРДТ»..

Поддержка инициатив снизу по созданию механизмов регулирования семейного бизнеса

Мы <…> создали Семейный совет, членами которого являются <…> династии <…> а ключевой момент — то, что решения Семейного совета являются обязательными для тех исполнительных органов управления предприятий, которые входят в нашу группу. <…> Это положение мы разрабатывали с юристами. — Фазлыев Азат, Президент, Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан.

Образовательные программы для сотрудников семейного бизнеса

У нас мощная школа. 200 выпускников — это минимум, 200 выпускников каждый месяц, включая повышение квалификации. Вот посчитали — более 100 тысяч учеников по всему миру. — Мирошниченко Николай, Предприниматель; директор, ООО «Е.МИ».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС