Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие с 129 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 69 странах мира.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Сбалансированное региональное развитие
28 февраля 2017
09:30
Итоги дискуссии

Тема территориального развития многократно обсуждалась, но не потеряла актуальности. Указ Президента об утверждении основ государственной политики регионального развития до 2025 года заложил ряд новаций. В том числе термины субсидиарность по отношению к вопросам разграничения полномочий и агломерация. В указе присутствует смелая новелла о возможности применения дифференцированного подхода по отношению к развитию регионов.

Одним из основополагающих документов должна стать стратегия пространственного развития Российской Федерации, над которой активно работает Минэкономразвития России. В документе планируется определить экономические специализации субъектов российской федерации, а также основные направления по размещению производственной, федеральной, транспортной и энергетической инфраструктур. При этом ведомство руководствуется исторически сложившимися особенностями регионов. Экономическая специализация не должна восприниматься, как директивное планирование со стороны федерального центра. Специализация должна дать руководителям регионов понимание конкурентных преимуществ и возможность, исходя из этого, развиваться в максимально эффективно, а также создать прозрачную инвестиционную среду. Эксперты занятые в подготовке стратегии едины во мнении о необходимости поиска механизмов стимулирования саморазвития регионов. Например, через перестроение системы межбюджетных отношений или через оставления части прибыли от налогов. Приоритетная задача — сделать качественный документ. Руководствуясь опытом прошлых лет, представители Министерства экономического развития отмечают, что обеспечить эффективность документа можно будет только неукоснительно следуя целям и задачам стратегии.

Работу Минэкономразвития дополняют стратегии 2024 и 2035 фонда «Центр стратегических разработок», в обоих предусмотрены разделы о пространственном планировании. Дискуссионное различие между подходами ЦСР и Министерства экономического развития, заключается в необходимости запуска инструментов создания эффективной региональной политики. Оба эти подхода можно сравнить с исторически сложившимися принципами организации парков. Французский, когда архитектор рисует план парка и его устраивают в соответствии с планом — подход Минэкономразвития России. И английский, когда людям открыт доступ на территорию где будет парк и они сами протаптывают дорожки, которые затем и благоустраиваются — подход Центра стратегических инициатив. Представители фонда считают более важным разговор о сценариях, вариантах и инструментах. Создание сбалансированной карты пространственного развития будет зависеть от обновленной региональной политики, комплексного развития городов и интегрированной транспортная инфраструктура.

В 2012 году специалисты центра Международной программы гуманитарных аспектов глобальных изменений представили рейтинг Inclusive Wealth Index, основанный не только на богатстве, произведенном человеком, но включающий в себя природный и человеческий капиталы. Россия оказалась единственной страной, в которой показатель инклюзивного национального богатства упал. Отток человеческого капитала — одна из причин и один из основных вызовов национальной системе расселения.

В целом, многие спикеры высказали положительное отношение к стратегии пространственного развития, представленной в начале панели. Не смотря на высокую степень неопределенности, некоторые участники выделяют очевидные решения, которые выглядят разумными и ценными с точки инвестиций. Такие как определение компетенций регионов и их субсидирование, подход способный обеспечит рост ВРП и благосостояние населения, а также увеличение экспорта еще до того, как работа над стратегией пространственного развития будет завершена. Представители бизнеса выделили ряд положительных тенденций, которые принесет стратегия. Упрощение в части координации инвестиционных программ естественных монополий, возможность заранее подготавливать специалистов, в соответствии с долгосрочными целями и задачами региона.


Основные моменты дискуссии, мнения, цитаты участников:

Успешных практик мало, таких чтобы бизнес реально свои планы соизмерял с документом стратегического развития регионов. — Илья Сёмин, Руководитель проекта «Профстажировки», Общественная палата Российской Федерации

Есть у нас эти компетенции, они соответствуют мировым стандартам по ряду позиций, но если этим компетенциям дать толчок, мы получим многоточечный прорыв — не двадцать точек, по крайней мере столько, сколько субъектов Российской Федерации или крупных городов. — Сергей Филатов, Заместитель председателя Правительства Орловской области по развитию инвестиционной деятельности, руководитель департамента экономического развития и инвестиционной деятельности Орловской области

Все более интенсивно использовать человеческий капитал, производственный, природный, расходовать наследие, которое не нам принадлежит с точки зрения прошлых и будущих поколений, не совсем правильно. — Александр Пискунов, Заместитель руководителя межведомственного координационного центра, Учреждение Российской академии наук Институт социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН)

Задача в системе расселения — максимально сохранить то, что нам досталось. — Александр Кузьмин, Президент, Российская академия архитектуры и строительных наук (РААСН)

Мы не сформулировали политику, но за 2 десятилетия выработали очень много инструментов собственно региональной политики. — Владимир Климанов, Директор, Автономная некоммерческая организация «Институт реформирования общественных финансов» (ИРОФ)

Несмотря на все попытки неудачные, определенная роль институтов развития должна быть — вот какая? В том виде, в котором они сейчас работают, я думаю, что это эффективность крайне низкая. — Андрей Клепач, Главный экономист, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ»

Критически острая проблема для страны — это технологическое отставание, которое стремительно возрастает. — Алексей Праздничных, Руководитель направления «Пространственное развитие», Фонд «Центр стратегических разработок»

Самое главное — это качество документа, это финансирование и наше с вами желание следовать тому, что мы обозначаем в качестве своих планов. Это, к сожалению, то, что у нас часто хромает. — Александр Цыбульский, Временно исполняющий обязанности губернатора Архангельской области