A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions, congress, exhibitions, business, social and sporting, public, and cultural events.

The Roscongress Foundation is a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions; exhibitions; and business, public, sporting, and cultural events. It was established in pursuance of a decision by the President of the Russian Federation.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, and helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5000 people working in Russia and abroad. In addition, it works in close cooperation with 160 economic partners; industrialists’ and entrepreneurs’ unions; and financial, trade, and business associations from 75 countries worldwide.

The Roscongress Foundation has Telegram channels in Russian (t.me/Roscongress), English (t.me/RoscongressDirect), and Spanish (t.me/RoscongressEsp). Official website and Information and Analytical System of the Roscongress Foundation: roscongress.org.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Russian Energy System and Climate Agenda: Evolution or Revolution
14 October 2021
12:15—13:30
KEY CONCLUSIONS
The energy transition in Russia requires major investments, and banks need to support it

The decarbonization of the energy sector and the green agenda [requires] huge financial resources. The first programme to support renewable energy, once it’s completed and all the money will be paid to investors, will cost RUB 1.8 trillion. Few programmes can boast of such funds being raised — Maksim Bystrov, Chairman of the Board, NP Market Council.

The energy transition entails significant capital investments. I don’t think it’s likely to happen without banks and financial support for this green transformation because entrepreneurs who work in this market simply don’t have so much idle funds that they could invest at one time. As a bank, we regard the financing of green projects as a priority area of ​​our business — Olga Kharlamova, Vice President - Director of Key Clients Department, Sberbank.

Green energy is developing at a revolutionary pace

Since the end of September, for the first time on the Russian market, electricity from a wind generator has cost less than the weighted average price of the wholesale market. The price has come down by more than 85% over ten years. So, of course, we view this indicator as a revolution and believe that it’s inevitable, among other things, to revise the long-term strategy. Our market has fixed prices that will ensure the development of low-carbon generation — Alexey Zhikharev, Director, Russia Renewable Energy Development Association.

There is also the question of what impact nuclear power has on the environment, including the hotly disputed topic of spent nuclear fuel and radioactive waste. Thanks to the introduction of class 4 reactors and the achievement of a closed fuel cycle as well as the ability to reuse spent nuclear fuel an almost unlimited number of times, burn uranium, and burn the plutonium that is generated, we will move on to the so-called radiation equivalent, when we return to nature the approximate amount of radiation that we have taken from nature when natural uranium was being mined. And these aren’t some distant dreams. These are projects that we are working on in concrete terms today. In no way do we equate spent nuclear fuel with waste. We say that it’s a valuable source of future raw materials — Kirill Komarov, First Deputy General Director, Director of the Development and International Business Unit, ROSATOM State Atomic Energy Corporation.

We are on the path towards having low-carbon hydropower plants confirmed and recognized at the international level. We know how to do it. There are methods for measuring greenhouse gas emissions from reservoirs, — Mikhail Khardikov, Head of Energy Business, En+ Group; General Director, Eurosibenergo.

ISSUES
Shortcomings in the mechanisms for banks to finance renewable energy projects

The only thing we have now is the ability to provide some sort of discounts, but primarily for the payment of interest on the resources we attract. These discounts are obtained at the expense of the bank’s profits because we don’t currently have any universal programmes that aim to support the industry. I’m referring to government programmes above all. We definitely won’t be able to do this for a long time at our own expense — Olga Kharlamova, Vice President - Director of Key Clients Department, Sberbank.

Banks are used to having a guaranteed instrument for return on investment. We can take a broader look here. There are opportunities for this. Apparently, there will be progress in this direction. Several years ago there were barriers. Banks didn’t understand what these projects were and how to finance them. And the technology itself was new to our banking sector. Now these problems have been rectified for leading banks. I hope everyone has already figured out the mechanism for how the investment is compensated. But the key problem remains the interest rate. It’s certainly at 6%. If you look at analogues on the US market, it’s 1% there, while in Europe there is a negative percentage overall in certain sectors — Alexey Zhikharev, Director, Russia Renewable Energy Development Association.

Lack of proficient methods for calculating the carbon footprint

The carbon footprint will now start being calculated in any product that is produced in any country. And Russia’s low-carbon energy balance is the main support beam for our exporters, from metals to chemistry, to ensure that their products aren’t subject to a carbon tax at the very least, and, at the very most, are bought in developed countries in principle. I think that the theme of the carbon tax is actually the easy bit and the first attempt. Any serious company at any moment will require the entire chain of its suppliers to present a carbon footprint for every process stage. And if this carbon footprint can’t be presented, the product won’t be purchased, — Kirill Komarov, First Deputy General Director, Director of the Development and International Business Unit, ROSATOM State Atomic Energy Corporation.

We have two instruments that can confirm the origin of energy: the electricity purchase and sale agreement itself and certificates. In the form they’re in now, both of these instruments are recognized as green. It’s another issue that ‘greenness’ is classified into two elements – ‘renewability’ and ‘low-carbon’. Whereas no one has any questions regarding the former as it relates to hydropower, methodological discussions are still ongoing about the latter, including on how to measure the carbon balance of reservoirs — Sergey Terebulin, Deputy General Director for Financial and Corporate Legal Management, RusHydro.

SOLUTIONS
Support investors by subsidizing the interest rate for renewable energy projects

Compensation for investments in green energy and jumpstarting this process, including by the Central Bank and development institutions, and compensation for interest rates are important. So, we hope that the taxonomy that appeared in September will be followed by concrete measures to approve either a fund or other instruments that will enable banks to provide investors who are actively developing this industry with affordable financing. That’s why subsidizing the interest rate is a key issue, — Alexey Zhikharev, Director, Russia Renewable Energy Development Association.

Create new banking products that can support the balance of the energy system

Banks also need to be more active. The new trends on the market are evident. Banks should also offer certain products for investors who are considering independent projects, of course. And for the micro-retail sector, [there should be] complex products and a package solution — Alexey Zhikharev, Director, Russia Renewable Energy Development Association.

I believe there should be package solutions not only for renewable energy, solar, and wind facilities. There should be [solutions] for hydroelectric power plants and for thermal power plants that are being modernized. Package solutions should be available for all types of generation. I think Russia has lucked out with its energy balance thanks to our fathers and grandfathers who diversified the energy balance in this manner, — Pavel Snikkars, Deputy Minister of Energy of the Russian Federation.

All the market participants who are talking about ESG should form KPIs for themselves not only through money. We fully support a solar panel in every house and more sun because hydroelectric power plants will be even more in demand as a result. Someone has to balance out the system when the share of renewables grows. You can’t come up with anything better than a hydroelectric power station. So [there should be] hydroelectric power plants, hydrogen, storage tanks, or pumped storage power plants if it’s impossible to build a hydroelectric power plant somewhere — Mikhail Khardikov, Head of Energy Business, En+ Group; General Director, Eurosibenergo.

The material was prepared by the Russian news agency TASS

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, созданный в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие со 160 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 75 странах мира.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Российская энергосистема и климатическая повестка: эволюция или революция
14 октября 2021
12:15—13:30
Ключевые выводы
Энергопереход в России требует больших вложений, и банки должны его поддержать

Декарбонизация энергетики, „зеленая“ повестка — это огромные финансовые средства. Напомним, что первая программа поддержки ВИЭ, когда она завершится и все деньги будут выплачены инвесторам, будет стоить 1,8 трлн рублей. Мало какая программа может похвастаться подобным привлечением средств — Быстров Максим, Председатель правления, Ассоциация «НП Совет рынка».

Энергопереход сопряжен с высокими капитальными вложениями. На мой взгляд, без банков и финансовой поддержки этой „зеленой“ трансформации он был бы маловероятен. Потому что у предпринимателей, которые работают на данном рынке, просто нет одномоментно такого количества свободных средств, которые они могли бы вложить. Мы, как банк, финансирование „зеленых“ проектов расцениваем как приоритетное направление нашего бизнеса — Харламова Ольга, Вице-президент - директор департамента ключевых клиентов, Сбербанк.

«Зеленая» энергетика развивается революционными темпами

С конца сентября впервые на российском рынке электрическая энергия от ветрогенератора стоила дешевле, чем средневзвешенная цена оптового рынка, снижение цен за 10 лет составило более 85%. Поэтому, конечно же, мы расцениваем этот показатель как революцию и считаем, что здесь неизбежно стоит в том числе пересматривать долгосрочную стратегию. На нашем рынке зафиксированы те уровни цен, которые обеспечат развитие низкоуглеродной генерации — Жихарев Алексей, Директор, Ассоциация развития возобновляемой энергетики (АРВЭ).

Есть еще вопрос о том, какое влияние атомная энергетика оказывает на окружающую среду, в том числе пресловутая тема отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов. Благодаря внедрению реакторов четвертого класса, благодаря достижению замкнутого топливного цикла, возможности практически безграничное количество раз повторно использовать отработавшее ядерное топливо, дожигать уран, дожигать образовавшийся плутоний, мы перейдем к так называемому радиационному эквиваленту, когда мы будем возвращать в природу примерное количество радиации, которое мы из природы взяли, когда добыли в ней природный уран. И это не какие-то отдаленные мечты, это проекты, над которыми мы сегодня конкретно работаем. Мы отработавшее ядерное топливо ни в коем случае не приравниваем к отходам, говорим, что это ценный источник будущего сырья — Комаров Кирилл, Первый заместитель генерального директора, директор блока по развитию и международному бизнесу, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Мы идем по пути подтверждения и признания низкоуглеродности ГЭС на международном уровне. Как это делать — известно, методики измерения выбросов парниковых газов с водохранилищ есть — Хардиков Михаил, Руководитель энергетического бизнеса, En+ Group; генеральный директор, АО «ЕвроСибЭнерго».

Проблемы
Несовершенство механизмов финансирования банками проектов в области ВИЭ

Мы единственное, чем сейчас обладаем, — это возможность предоставлять какие-то скидки, но прежде всего по уплате процентов на привлекаемые ресурсы. Эти скидки получаются за счет прибыли банка, потому что глобально мы не имеем сейчас никаких программ, которые бы были направлены на поддержку отрасли. Я имею в виду прежде всего государственные программы. Долго и продолжительно за свой счет мы это делать точно совершенно не сможем — Харламова Ольга, Вице-президент - директор департамента ключевых клиентов, Сбербанк.

Банки привыкли к гарантированному инструменту возврата инвестиций. Здесь можно смотреть шире, и возможности для этого есть, и видимо, будет движение в этом направлении. Несколько лет назад были барьеры, банки не понимали, что это за проекты и как их финансировать. И технологии сами по себе были новыми для нашего банковского сектора. Сейчас для передовых банков эти проблемы сняты — надеюсь, все уже разобрались с механизмом, как проходит компенсация вложенных инвестиций. Но ключевой проблемой остается процентная ставка — она уж точно под 6%. Если посмотреть аналогии американского рынка, там 1%, а в Европе вообще отрицательный процент по некоторым секторам — Жихарев Алексей, Директор, Ассоциация развития возобновляемой энергетики (АРВЭ).

Отсутствие качественных методик расчета углеродного следа

Углеродный след сейчас начнут считать в любом продукте, который производится на территории любой страны. И наличие в России низкоуглеродного энергобаланса — это главнейшая опора для наших экспортеров, начиная от металлов и заканчивая химией, к тому, чтобы их продукты как минимум не облагались углеродным налогом, а как максимум — в принципе покупались в развитых странах. Я думаю, что тема углеродного налога на самом деле — цветочки, проба пера, любая серьезная компания в любой момент будет требовать от всей цепочки своих поставщиков предъявить углеродный след на каждом переделе. И если этот углеродный след невозможно будет предъявить, продукт не будет покупаться — Комаров Кирилл, Первый заместитель генерального директора, директор блока по развитию и международному бизнесу, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

У нас есть два инструмента, которые могут подтвердить происхождение энергии: сам по себе договор купли-продажи электроэнергии и сертификаты. В том виде, в каком они сейчас есть, оба эти инструмента признаются как „зеленые“. Другое дело, что „зеленость“ раскладывается на два элемента — на „возобновляемость“ и „низкоуглеродность“. Если в отношении первого к гидроэнергие вопросов ни у кого нет, то по второму до сих пор существуют методические дискуссии, в том числе о том, как надо измерять углеродный баланс водохранилищ — Теребулин Сергей, Заместитель генерального директора по финансовому и корпоративно-правовому управлению, ПАО «РусГидро».

Решения
Поддержка инвесторов субсидированием процентной ставки на проекты ВИЭ

Компенсация инвестиций в „зеленую“ энергетику и стимулирование этого процесса в том числе со стороны Центробанка и институтов развития, компенсация процентных ставок — они важны. Поэтому та таксономия, которая появилась в сентябре, — надеемся, что за ней последуют конкретные меры по утверждению либо фонда, либо иных инструментов, которые позволят банкам предоставлять инвесторам, которые активно развивают эту отрасль, доступное финансирование. Поэтому субсидирование процентной ставки — ключевой вопрос — Жихарев Алексей, Директор, Ассоциация развития возобновляемой энергетики (АРВЭ).

Создание новых банковских продуктов, способных поддержать баланс энергосистемы

Со стороны банков тоже необходимо активизироваться. На рынке совершенно очевидны новые тренды. Для инвесторов, которые рассматривают независимые проекты, банки, безусловно должны тоже предлагать определенные продукты. И для микророзничного сектора — комплексные продукты, коробочное решение — Жихарев Алексей, Директор, Ассоциация развития возобновляемой энергетики (АРВЭ).

На мой взгляд, коробочные решения должны быть не только для объектов ВИЭ, для солнца или для ветра. Они должны быть и для гидростанций, и для тепловых станций, которые модернизируются. Коробочные решения должны быть для всех типов генерации. России, мне кажется, повезло с энергобалансом. Спасибо отцам и дедам, которые таким образом диверсифицировали энергобаланс — Сниккарс Павел, Заместитель Министра энергетики Российской Федерации.

Все участники рынка, которые говорят про ESG, должны себе KPI формировать не только через деньги. Солнечную панель в каждый дом, побольше солнца — мы всецело это поддерживаем, потому что благодаря этому ГЭС будут еще более востребованы. Кто-то должен балансировать систему, когда доля ВИЭ растет. Лучше ГЭС не придумать. Поэтому ГЭС, водород, накопители либо ГАЭС, если где-то ГЭС построить нельзя — Хардиков Михаил, Руководитель энергетического бизнеса, En+ Group; генеральный директор, АО «ЕвроСибЭнерго».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС