Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Завершение налогового маневра в нефтеперерабатывающей отрасли
Ключевые выводы
Налоговый маневр повышает адресность мер поддержки и увеличивает доходы бюджета

При завершении налогового маневра Минфин руководствовался тремя стратегическими целями: уйти от скрытого субсидирования нефтеперерабатывающих заводов, отказаться от неэффективного механизма предоставления льгот по экспортной пошлине и получить дополнительные доходы бюджета <…> Раньше мы через инструмент экспортных пошлин распространяли их на всех — и на экспортеров, и на тех, кто поставлял на внутренний рынок. В рамках налогового маневра <…> мы помогаем тем, кто поставляет нефтепродукты на внутренний рынок, кто вместе с государством разделяет свои социальные обязательства по поддержанию цен на внутреннем рынке — Сазанов Алексей, Директор департамента налоговой и таможенной политики, Министерство финансов Российской Федерации.

Завершение налогового маневра, конечно, решило свои две задачи — оно убирает с рынка недобросовестных производителей, убирает <…> мелких, неглубоких производителей — как прилипал на фоне разницы пошлин нефтяных — Мазуров Дмитрий, Президент, АО «Новый поток».

Налоговый маневр не нарушает принципы рынка

Налоговым маневром мы не вмешиваемся в рыночные принципы. Мы лишь используем те инструменты, которые у нас есть, для того, чтобы сформировать баланс. А этот баланс очень сложный. Нужно было обеспечить, чтобы у добычи был нейтральный эффект, чтобы системообразующие нефтеперерабатывающие заводы получили компенсацию, равную той, что они получали в виде разницы таможенных пошлин. Это было сделано. Для того, чтобы минимизировать риски, правительством принято решение о том, что налоговый маневр реализуется до 2024 года. С одной стороны, создается возможность для всех участников процесса адаптироваться к меняющимся условиям, с другой стороны, дается ориентир на долгосрочную перспективу — Рубцов Антон, Директор департамента переработки нефти и газа, Министерство энергетики Российской Федерации.

Проблемы
Нефтепереработка зачастую убыточна

Ситуация на рынке моторных топлив Российской федерации крайне неустойчивая <…> экономика <…> независимых ритейлеров близка к нулю или находится в минусе, а у вертикально интегрированных компаний розничный сегмент является убыточным зачастую — Федотов Геннадий, Член правления, вице-президент по экономике и планированию, ПАО «ЛУКОЙЛ».

С нового года мы получаем рост НДС, это 1000 руб. на тонну к снижению эффективности, на 3000-4000 руб. на тонну растут акцизы, 50 руб. сам маневр. Если все это сложить, то маржа любого российского завода <…> становится отрицательной — Карчевский Павел, Советник генерального директора, ПАО «Газпром нефть».

У нас есть некие обязательства по поддержанию темпа роста цен на внутреннем рынке не выше инфляции, и когда происходит такой стремительный рост цен на нефть, размер этого социального обязательства в разы увеличивается. <…> Размер этого обязательства и оказывает сейчас негативное влияние на маржу нефтепереработки — Сазанов Алексей, Директор департамента налоговой и таможенной политики, Министерство финансов Российской Федерации.

Угроза введения заградительной пошлины при росте цен на топливо

Само по себе повышение пошлины не является ответом, поскольку начнет губить <…> подряд все сегменты, в конце концов, государство должно будет всем этим сегментам что-то компенсировать и потеряет больше — Карчевский Павел, Советник генерального директора, ПАО «Газпром нефть».

Есть ли возможность говорить о том, что <…> демпфирующий коэффициент будет работать в любом случае? Потому что если цены, например, оптовые перейдут определенную грань, то существует возможность введения заградительной экспортной пошлины — Борисов Денис, Директор, Московский нефтегазовый центр, EY.

Нет уверенности в стабильности налоговой политики

Очень важно пытаться обеспечить нашей отрасли налоговую стабильность — Федотов Геннадий, Член правления, вице-президент по экономике и планированию, ПАО «ЛУКОЙЛ».

Встает вопрос в риск-менеджменте. <…> 26 лет занятия налогами привело меня к тому убеждению, что <…> любому государству верить нельзя <…> потому что у государства есть свои задачи. <…> Мы не знаем, какие вызовы завтра будут перед государством, но мы знаем, что государство будет искать достаточно легкие пути решения — Кондрашов Алексей, Cтарший советник, The Boston Consulting Group.

Сложность администрирования

Плюс завершения налогового маневра в том, что мы станем более гибко реагировать на изменения макроэкономической ситуации, на изменение ситуации на внутреннем рынке России. Соответственно, ручного вмешательства не потребуется. Мы будем видеть в законодательном режиме гибкое регулирование налогообложения. Но в этом же заключается и минус. Чем сложнее налоговая конструкция, тем сложнее ее администрировать — Федотов Геннадий, Член правления, вице-президент по экономике и планированию, ПАО «ЛУКОЙЛ».

Решения
Демпфирующая надбавка должна поддержать маржу нефтепереработки

С января, когда появится демпфирующий компонент <…> маржа нефтепереработки вернется <…> в район 1,5-2 тысяч на тонну — Сазанов Алексей, Директор департамента налоговой и таможенной политики, Министерство финансов Российской Федерации.

2000 рублей на тонну переработчикам <…> у больших компаний, у которых заводы являются наследием Советского Союза, наверно, на поддержание жизнедеятельности <…> хватит. <…> Полноценная модернизация любого промышленного завода с мощностью 7 млрд. и выше не может уместиться в те 2 млрд. долларов — Мазуров Дмитрий, Президент, АО «Новый поток».

Не понял, почему 2000, там демпфер значительно выше <…> если реализуются те предложения, которые Минэнерго делало. Демпфер в новой редакции <…> которая, надеемся, будет поддержана, он полностью закрывает акцизы, снижение пошлин — Рубцов Антон, Директор департамента переработки нефти и газа, Министерство энергетики Российской Федерации.

Поддержка модернизации мощностей

В рамках маневра существует возможность для НПЗ, которые собираются завершить программы модернизации, это сделать. <…> Минэнерго должно разработать необходимые подзаконные акты, они находятся сейчас на стадии согласования <…> в части заключения соглашений по модернизации для получения возвратного акциза — Рубцов Антон, Директор департамента переработки нефти и газа, Министерство энергетики Российской Федерации.

Надо предусматривать за инвестиции дополнительные какие-то коэффициенты (компенсационные — Ред.) — Мазуров Дмитрий, Президент, АО «Новый поток».

Вопрос возврата инвестиций, действительно, стоит. Но нельзя регулировать текущую эффективность поставок таким механизмом <…> нарушать <…> баланс рынка внутреннего категорически нельзя такими инструментами, как региональный коэффициент — Карчевский Павел, Советник генерального директора, ПАО «Газпром нефть».

Считаю также важным, что в рамках налогового маневра существует возможность у заводов, которые собираются завершить программу модернизации, это сделать — Рубцов Антон, Директор департамента переработки нефти и газа, Министерство энергетики Российской Федерации.

Оптимизация акцизов

Что касается направлений, по которым еще надо работать <…> это, в первую очередь, изменение базовой концепции акциза (на нефтепродукты — Ред.). Сегодня ставки фиксированные <…> надо, чтобы шла реакция налоговой системы на рыночные изменения более оперативно. <…> Речь идет о механизме гибкого акциза — Федотов Геннадий, Член правления, вице-президент по экономике и планированию, ПАО «ЛУКОЙЛ».

После принятия закона нужно будет принять несколько подзаконных актов [приказов, постановлений], в которых были бы определены порядок и процедуры расчета отдельных показателей “возвратного акциза”, который является основным элементом налогового маневра — Федотов Геннадий, Член правления, вице-президент по экономике и планированию, ПАО «ЛУКОЙЛ».

Расширение возможностей специальных инвестиционных контрактов

Важно <…> и чтобы расширилась возможность использования таких вещей, как специальные инвестиционные контракты — Федотов Геннадий, Член правления, вице-президент по экономике и планированию, ПАО «ЛУКОЙЛ».

Мы заинтересованы в принятии поправок по СПИКам. <…> Сейчас создание СПИКов заморожено фактически — Карчевский Павел, Советник генерального директора, ПАО «Газпром нефть».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС