нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Завершение налогового маневра в нефтеперерабатывающей отрасли
4 Октября 2018
16:00—17:15
Ключевые выводы
Налоговый маневр повышает адресность мер поддержки и увеличивает доходы бюджета

При завершении налогового маневра Минфин руководствовался тремя стратегическими целями: уйти от скрытого субсидирования нефтеперерабатывающих заводов, отказаться от неэффективного механизма предоставления льгот по экспортной пошлине и получить дополнительные доходы бюджета <…> Раньше мы через инструмент экспортных пошлин распространяли их на всех — и на экспортеров, и на тех, кто поставлял на внутренний рынок. В рамках налогового маневра <…> мы помогаем тем, кто поставляет нефтепродукты на внутренний рынок, кто вместе с государством разделяет свои социальные обязательства по поддержанию цен на внутреннем рынке — Сазанов Алексей, Директор департамента налоговой и таможенной политики, Министерство финансов Российской Федерации.

Завершение налогового маневра, конечно, решило свои две задачи — оно убирает с рынка недобросовестных производителей, убирает <…> мелких, неглубоких производителей — как прилипал на фоне разницы пошлин нефтяных — Мазуров Дмитрий, Президент, АО «Новый поток».

Налоговый маневр не нарушает принципы рынка

Налоговым маневром мы не вмешиваемся в рыночные принципы. Мы лишь используем те инструменты, которые у нас есть, для того, чтобы сформировать баланс. А этот баланс очень сложный. Нужно было обеспечить, чтобы у добычи был нейтральный эффект, чтобы системообразующие нефтеперерабатывающие заводы получили компенсацию, равную той, что они получали в виде разницы таможенных пошлин. Это было сделано. Для того, чтобы минимизировать риски, правительством принято решение о том, что налоговый маневр реализуется до 2024 года. С одной стороны, создается возможность для всех участников процесса адаптироваться к меняющимся условиям, с другой стороны, дается ориентир на долгосрочную перспективу — Рубцов Антон, Директор департамента переработки нефти и газа, Министерство энергетики Российской Федерации.

Проблемы
Нефтепереработка зачастую убыточна

Ситуация на рынке моторных топлив Российской федерации крайне неустойчивая <…> экономика <…> независимых ритейлеров близка к нулю или находится в минусе, а у вертикально интегрированных компаний розничный сегмент является убыточным зачастую — Федотов Геннадий, Член правления, вице-президент по экономике и планированию, ПАО «ЛУКОЙЛ».

С нового года мы получаем рост НДС, это 1000 руб. на тонну к снижению эффективности, на 3000-4000 руб. на тонну растут акцизы, 50 руб. сам маневр. Если все это сложить, то маржа любого российского завода <…> становится отрицательной — Карчевский Павел, Советник генерального директора, ПАО «Газпром нефть».

У нас есть некие обязательства по поддержанию темпа роста цен на внутреннем рынке не выше инфляции, и когда происходит такой стремительный рост цен на нефть, размер этого социального обязательства в разы увеличивается. <…> Размер этого обязательства и оказывает сейчас негативное влияние на маржу нефтепереработки — Сазанов Алексей, Директор департамента налоговой и таможенной политики, Министерство финансов Российской Федерации.

Угроза введения заградительной пошлины при росте цен на топливо

Само по себе повышение пошлины не является ответом, поскольку начнет губить <…> подряд все сегменты, в конце концов, государство должно будет всем этим сегментам что-то компенсировать и потеряет больше — Карчевский Павел, Советник генерального директора, ПАО «Газпром нефть».

Есть ли возможность говорить о том, что <…> демпфирующий коэффициент будет работать в любом случае? Потому что если цены, например, оптовые перейдут определенную грань, то существует возможность введения заградительной экспортной пошлины — Борисов Денис, Директор, Московский нефтегазовый центр, EY.

Нет уверенности в стабильности налоговой политики

Очень важно пытаться обеспечить нашей отрасли налоговую стабильность — Федотов Геннадий, Член правления, вице-президент по экономике и планированию, ПАО «ЛУКОЙЛ».

Встает вопрос в риск-менеджменте. <…> 26 лет занятия налогами привело меня к тому убеждению, что <…> любому государству верить нельзя <…> потому что у государства есть свои задачи. <…> Мы не знаем, какие вызовы завтра будут перед государством, но мы знаем, что государство будет искать достаточно легкие пути решения — Кондрашов Алексей, Cтарший советник, The Boston Consulting Group.

Сложность администрирования

Плюс завершения налогового маневра в том, что мы станем более гибко реагировать на изменения макроэкономической ситуации, на изменение ситуации на внутреннем рынке России. Соответственно, ручного вмешательства не потребуется. Мы будем видеть в законодательном режиме гибкое регулирование налогообложения. Но в этом же заключается и минус. Чем сложнее налоговая конструкция, тем сложнее ее администрировать — Федотов Геннадий, Член правления, вице-президент по экономике и планированию, ПАО «ЛУКОЙЛ».

Решения
Демпфирующая надбавка должна поддержать маржу нефтепереработки

С января, когда появится демпфирующий компонент <…> маржа нефтепереработки вернется <…> в район 1,5-2 тысяч на тонну — Сазанов Алексей, Директор департамента налоговой и таможенной политики, Министерство финансов Российской Федерации.

2000 рублей на тонну переработчикам <…> у больших компаний, у которых заводы являются наследием Советского Союза, наверно, на поддержание жизнедеятельности <…> хватит. <…> Полноценная модернизация любого промышленного завода с мощностью 7 млрд. и выше не может уместиться в те 2 млрд. долларов — Мазуров Дмитрий, Президент, АО «Новый поток».

Не понял, почему 2000, там демпфер значительно выше <…> если реализуются те предложения, которые Минэнерго делало. Демпфер в новой редакции <…> которая, надеемся, будет поддержана, он полностью закрывает акцизы, снижение пошлин — Рубцов Антон, Директор департамента переработки нефти и газа, Министерство энергетики Российской Федерации.

Поддержка модернизации мощностей

В рамках маневра существует возможность для НПЗ, которые собираются завершить программы модернизации, это сделать. <…> Минэнерго должно разработать необходимые подзаконные акты, они находятся сейчас на стадии согласования <…> в части заключения соглашений по модернизации для получения возвратного акциза — Рубцов Антон, Директор департамента переработки нефти и газа, Министерство энергетики Российской Федерации.

Надо предусматривать за инвестиции дополнительные какие-то коэффициенты (компенсационные — Ред.) — Мазуров Дмитрий, Президент, АО «Новый поток».

Вопрос возврата инвестиций, действительно, стоит. Но нельзя регулировать текущую эффективность поставок таким механизмом <…> нарушать <…> баланс рынка внутреннего категорически нельзя такими инструментами, как региональный коэффициент — Карчевский Павел, Советник генерального директора, ПАО «Газпром нефть».

Считаю также важным, что в рамках налогового маневра существует возможность у заводов, которые собираются завершить программу модернизации, это сделать — Рубцов Антон, Директор департамента переработки нефти и газа, Министерство энергетики Российской Федерации.

Оптимизация акцизов

Что касается направлений, по которым еще надо работать <…> это, в первую очередь, изменение базовой концепции акциза (на нефтепродукты — Ред.). Сегодня ставки фиксированные <…> надо, чтобы шла реакция налоговой системы на рыночные изменения более оперативно. <…> Речь идет о механизме гибкого акциза — Федотов Геннадий, Член правления, вице-президент по экономике и планированию, ПАО «ЛУКОЙЛ».

После принятия закона нужно будет принять несколько подзаконных актов [приказов, постановлений], в которых были бы определены порядок и процедуры расчета отдельных показателей “возвратного акциза”, который является основным элементом налогового маневра — Федотов Геннадий, Член правления, вице-президент по экономике и планированию, ПАО «ЛУКОЙЛ».

Расширение возможностей специальных инвестиционных контрактов

Важно <…> и чтобы расширилась возможность использования таких вещей, как специальные инвестиционные контракты — Федотов Геннадий, Член правления, вице-президент по экономике и планированию, ПАО «ЛУКОЙЛ».

Мы заинтересованы в принятии поправок по СПИКам. <…> Сейчас создание СПИКов заморожено фактически — Карчевский Павел, Советник генерального директора, ПАО «Газпром нефть».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС