non-financial development institution
major organizer of congress and exhibition events
RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Renewable Energy in Russia: Current State and Future Prospects
5 October 2018
12:00—13:15
KEY CONCLUSIONS
Renewable energy will gradually replace traditional energy

In 2006, 45 countries had created their own renewable energy support system. In 2018, there are more than 170 such countries, i.e. basically the whole world [...] [In Russia], we did not have a country support system in 2006. Today, as we all know, we do. The Russian Federation appears very modest against this backdrop, so as not to use other words and terms — Anatoliy Chubais, Chairman of the Executive Board, RUSNANO Corporation.

The basis for developing a strategy is network parity [...] Since strategically we can already all see that renewable energy is decreasing in price, and thermal energy is growing in price, getting to this point is inevitable. Moreover, a number of countries have already passed it. In the Russian Federation, we will pass this point at a later time for obvious reasons, but it will also be passed — Anatoliy Chubais, Chairman of the Executive Board, RUSNANO Corporation.

Russia has enormous potential for solar and wind energy

Russia is a cold country, but it’s not dark in every sense of the word [...] In this sense, Russia’s natural potential in terms of the sun is very significant. It is far from being confined solely to the southern regions alone [...] [In Russia], not only Krasnodar or the southern regions are higher [in latitude] than Berlin, but Chelyabinsk, Buryatia, Altai, Saratov, and others are higher than Berlin. Like all of Germany, Berlin is the world leader in solar energy [...] In terms of wind potential, the Russian Federation is the number one country on the planet — Anatoliy Chubais, Chairman of the Executive Board, RUSNANO Corporation.

Russia will introduce over 5,000 MW of new power generation in 5 years

By 2024, the Russian Federation will build if not 5,400, then 5,200 MW of new power generation facilities. I do not see any insurmountable problems. The train is chugging along, rolling along the rails, and will go where it needs to go. Everything has been built — Anatoliy Chubais, Chairman of the Executive Board, RUSNANO Corporation.

Solar, as the first of the three industries that was launched, has passed through all three stages. The selection process has taken place. The plant has been built. Not only our plant. The technology has been upgraded. This year, Hevel made its first fairly successful exports abroad. Wind is a little behind, but we’ll get through it, then the garbage will be recycled. I would rate the overall picture at about 65% [readiness level] today, keeping in mind that it will be brought to completion by 2024 — Anatoliy Chubais, Chairman of the Executive Board, RUSNANO Corporation.

The RES sector has a huge investment potential

This project was created under investment demand of RUB 700 billion. The numbers are quite serious [...] Everything that I have said so far only applies to the wholesale electricity market. If we are talking seriously, then in addition to the pillar called the wholesale market, there is also the retail market and there are also isolated systems. There is still work to do there — Anatoliy Chubais, Chairman of the Executive Board, RUSNANO Corporation.

Investment potential of RUB 1 trillion is a serious thing on a national scale. We have analysed its impact on GDP in the country. There are two groups of studies: the minimum estimate is 0.1% and the maximum is 0.5% — Anatoliy Chubais, Chairman of the Executive Board, RUSNANO Corporation.

ISSUES
Russia is lagging behind other countries in the use of RES

We produce 60 million tonnes of garbage each year. The country has total processing capacity of 800,000 tonnes. Unfortunately, it so happens that none of these plants are included in the support system [...] In America, 7% of garbage is processed into electricity, while in Sweden, it’s as much as 50%. At any event, it is absolutely clear that our parameters are no good here — Anatoliy Chubais, Chairman of the Executive Board, RUSNANO Corporation.

SOLUTIONS
Creation of a new RES technology cluster

We are proposing a basic category of clusters that include generation, production, R&D, and education [...] In the Russian Federation, we need a holistic, self-producing, balanced cluster with export potential by 2035 — Anatoliy Chubais, Chairman of the Executive Board, RUSNANO Corporation.

In order to maintain production and R&D, we need to get [power supply agreements] in the amount of 10 GW for the second period in 2025–2035 — Anatoliy Chubais, Chairman of the Executive Board, RUSNANO Corporation.

The use of new technologies in renewable energy

Microgeneration will take place in smart cities and in construction. There will be build-in [technology]. This is the next stage of development of solar, when solar panels will be built into the building. Another idea — transparable — involves a window that does not darken and at the same time is a solar battery that generates electricity. All these wonderful prospects that I have described are not for 2018, but for 2020–2025 — Anatoliy Chubais, Chairman of the Executive Board, RUSNANO Corporation.

State support

The basis for the whole renewable energy industry that is emerging before our eyes is the complex, serious, and solid support system that has been built in the country. Once again, I would like to stress that the competitive nature of applications for power supply agreements is a fundamental advantage of the state support system that has been created in the Russian Federation — Anatoliy Chubais, Chairman of the Executive Board, RUSNANO Corporation.

We are talking about dozens of government resolutions and directives, a large number of documents from the Ministry of Industry, the Ministry of Energy, etc. that were adopted and created the entire support system — Anatoliy Chubais, Chairman of the Executive Board, RUSNANO Corporation.

Expanding investment opportunities

We are getting close to solving a fundamental problem called letting Russian private pension funds join investment partnerships, including in wind-renewable energy. We welcome the fact that there has been progress — Anatoliy Chubais, Chairman of the Executive Board, RUSNANO Corporation.

The material was prepared by the Russian news agency TASS

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие с 129 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 69 странах мира.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Возобновляемая энергетика в России – текущее состояние и перспективы
5 октября 2018
12:00—13:15
Ключевые выводы
Возобновляемая энергетика будет постепенно вытеснять традиционную

В 2006 г. 45 стран в мире создали у себя систему поддержки возобновляемой энергетики. В 2018 г. таких стран более 170, это, считайте, весь мир. <...> У нас (в РФ — Ред.) не было системы страновой поддержки в 2006 г. Сегодня, как мы все знаем, она есть. РФ на этом фоне выглядит очень скромно, чтобы не использовать других слов и терминов — Чубайс Анатолий, Председатель правления, ООО «УК «РОСНАНО».

Основа для выработки стратегии — сетевой паритет. <...> Поскольку стратегически уже всем очевидно, что возобновляемая энергетика снижается по цене, а тепловая энергетика по цене растет, эта точка неизбежна. Мало того, ряд стран уже ее прошли. В РФ она будет пройдена позже по известным причинам, но она тоже будет пройдена — Чубайс Анатолий, Председатель правления, ООО «УК «РОСНАНО».

У России огромный потенциал в солнечной и ветроэнергетике

Россия — страна холодная, но не темная во всех смыслах этого слова. <...> В этом смысле потенциал природный российский по солнцу очень значительный. Он далеко не исчерпывается только одними южными регионами. <...> У нас выше (по широте — Ред.) Берлина не только Краснодар или южные регионы, у нас выше Берлина Челябинск, Бурятия, Алтай, Саратов и т.д. Берлин, как и вся Германия, — мировой лидер по солнечной энергетике. <...> По ветропотенциалу РФ — страна номер один на земном шаре — Чубайс Анатолий, Председатель правления, ООО «УК «РОСНАНО».

Через пять лет Россия введет более 5 тыс. МВт новой генерации

К 2024 г. если не 5,4 тыс., то уж 5,2 тыс. МВт новой генерации в РФ будет построено. Не вижу ни одной непреодолимой проблемы, поезд движется сам по себе, он движется по этим рельсам, он придет туда, куда должен прийти. Все построено — Чубайс Анатолий, Председатель правления, ООО «УК «РОСНАНО».

„Солнце“ как первая из трех стартовавших индустрий прошла все три стадии. Отборы прошли, завод построен, не только наш завод, технология прошла апгрейд, в этом году у „Хевел“ пошел первый достаточно успешный экспорт за рубеж. „Ветер“ чуть опаздывает, но пройдет, затем идет переработка мусора. Я бы оценил в целом картинку на сегодня примерно на 65% (уровень готовности — Ред.), имея в виду, что к 2024 г. она будет доведена до результата — Чубайс Анатолий, Председатель правления, ООО «УК «РОСНАНО».

У сектора ВИЭ большой инвестиционный потенциал

Под 700 млрд руб. инвестиционный спрос создан этим проектом. Цифры вполне взрослые. <...> Все, что я сказал, относится пока только к оптовому рынку электроэнергии. Если мы говорим всерьез, то кроме ствола под названием оптовый рынок, есть еще розничный рынок, есть еще изолированные системы. Там еще работать и работать — Чубайс Анатолий, Председатель правления, ООО «УК «РОСНАНО».

1 трлн инвестиционного потенциала — серьезная штука в масштабах страны. Мы проанализировали ее влияние на ВВП в страны. Две группы исследований: минимальная оценка — 0,1%, максимальная — 0,5% — Чубайс Анатолий, Председатель правления, ООО «УК «РОСНАНО».

Проблемы
Россия отстает от других стран в использовании ВИЭ

Мы каждый год производим 60 млн тонн мусора. Из них совокупная мощность в стране по переработке — 800 тыс. тонн. К сожалению, так случилось, что ни один из этих заводов не включен в систему поддержки. <...> В Америке — 7% доля мусора, перерабатываемая в электроэнергию, а в Швеции — аж 50%. В любом случае, совершенно очевидно, что наши параметры здесь совсем не годятся — Чубайс Анатолий, Председатель правления, ООО «УК «РОСНАНО».

Решения
Создание нового технологического кластера ВИЭ

Мы предлагаем простую категорию кластеров, которые включают в себя генерацию, производство, НИОКР и образование. <...> Нам в РФ нужен целостный, самопроизводимый, сбалансированный кластер с экспортным потенциалом к 2035 г. — Чубайс Анатолий, Председатель правления, ООО «УК «РОСНАНО».

Чтобы сохранить производство и НИОКР, — нам необходимо получить ДПМы (договоры предоставления мощности — Ред.) на второй период в 2025-35 гг. в размере 10 ГВт — Чубайс Анатолий, Председатель правления, ООО «УК «РОСНАНО».

Применение новых технологий в области возобновляемой энергетики

Микрогенерация будет и в умных городах, и в строительстве. Будет (технология — Ред.) build in. Это следующая стадия развития „солнца“, когда солнечные панели будут встроены в здание. Еще одна идея — transparable — окно, которое не затемняется и при этом является солнечной батареей, генерирует электроэнергию. Все эти прекрасные перспективы, которые я описал, — не 2018 г., это 2020-2025 г. — Чубайс Анатолий, Председатель правления, ООО «УК «РОСНАНО».

Поддержка государства

Основой для всей зарождающейся на наших глазах возобновляемой энергетики является сложная, серьезная, основательная система поддержки, построенная в стране. Подчеркну еще раз, что конкурентный характер заявок на ДПМ — фундаментальное преимущество созданной в РФ системы господдержки — Чубайс Анатолий, Председатель правления, ООО «УК «РОСНАНО».

Речь идет о десятках постановлений, распоряжений Правительства, большом количестве документов Минпрома, Минэнерго и т.д., которые были приняты и создали всю систему поддержки — Чубайс Анатолий, Председатель правления, ООО «УК «РОСНАНО».

Расширение возможностей для привлечения инвестиций

Мы подходим к решению фундаментальной проблемы под названием разрешение российским НПФ входить в инвесттоварищества, в т.ч. в ветровозобновляемую энергетику. Приветствуем тот факт, что движение есть — Чубайс Анатолий, Председатель правления, ООО «УК «РОСНАНО».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС