non-financial development institution
major organizer of congress and exhibition events
Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Renewable Energy Sources in Russia: From the Wholesale Market to Supplying Energy to Isolated Regions
5 October 2018
10:00—11:15
KEY CONCLUSIONS
Renewable energy sources are gaining popularity in Russia

Russia has something to boast about in the renewable energy sector today [...] Solar energy is becoming so popular that [...] there have been cases of solar modules being stolen — Anton Usachev, Director, Russian Solar Energy Association.

Starting from 2006, we have built all the local systems [...] In some places [...] we have micro hydroelectric power plants, in some places [...] we have sun and diesel, and in some places, we have wind and diesel [...] We are able to meet our needs at peak times and during the daytime — Robert Paltaller, First Deputy Chairman of the Government of the Altai Republic.

RES generation will help solve the problem of energy supply to isolated and rural areas

Altai [...], the Far East, Siberia, Buryatia, Kalmykia, the Transbaikal, Kamchatka, Sakhalin, Primorye, Chukotka – almost all these areas have isolated territories without a constant source of electricity [...] Twenty million people are located beyond systemic power generation [...] Roughly RUB 100–150 billion are spent annually on deliveries to the north [...] and expenses on supplying fuel and electricity to these areas — Igor Shakhray, General Director, Hevel.

Small [wind power plants] are capable of conserving diesel fuel, and today throughout Russia [...] we have 50,000 diesel systems [...] whose consumption could be [...] replaced by a renewable source at a rate up to 50% [...] Such installations exist — Igor Bryzgunov, Chairman, Russian Association of Wind Power Industry.

In the Republic of Buryatia, there is a farmer to whom we supplied a hybrid unit. He has been using solar modules, a battery, and diesel there [...] for 6 months [...] With the support of the regional authorities, we can implement this system and resolve the [...] issue for agriculture in all regions that have a distributed network of farmers — Igor Shakhray, General Director, Hevel.

ISSUES
Shortcomings in regulation

In terms of distributed generation [...] we do not have an understanding of how this will be regulated. And until we have this understanding, we won’t likely be able to provide lending for it over a long period so that it is commensurate with the project’s payback period — Vadim Dormidontov, Vice President on Energy and Utilities, Gazprombank.

Mechanisms have been launched and broken in on the wholesale market [...] We need to start promoting [...] RES in other segments [...] For most renewable energy facilities, the stringent requirements for the design and construction of major generating facilities [...] are superfluous — Maksim Maksimov, General Director, MiM LLC.

Lack of building materials and infrastructure in remote territories

We need solutions that will reduce the cost and time of delivery and, most importantly, installation [...] We understand that there are no inert materials [...] for the installation of [...] wind turbines in [remote] territories based on the existing requirements. We have to deliver sand, crushed gravel, [...] and cement from the mainland. This all has a major impact on the cost of these projects [...] Perhaps some modular decisions can be made — Yuriy Mirchevskiy, Director General, Peredvizhnaya Energetika (Mobile Energy).

SOLUTIONS
Improving the regulatory framework for the development of distributed generation and RES

There is one segment that could provide [...] an incentive – retail microgeneration. Given that we have 140 million [people] living in our country, each of them is a potential consumer for solar modules, wind turbines, small hydroelectric power plants, etc. This audience [...] is keeping a close eye on developments and waiting for a law to be adopted that allows for the installation of small units [with capacity of] up to 15 kW — Anton Usachev, Director, Russian Solar Energy Association.

Such a draft law [allowing to install small units] exists. It has almost undergone all the endorsements [...] and has been submitted to the State Duma for the fall session [...] In principle, there are no disagreements on it. It provides for a number of innovations. The actual concepts of microgeneration are defined [...] It states that units with capacity not exceeding 15 kW do not need to be certified. There is no procedure to confirm that it is a renewable energy unit, which exists in the wholesale market [...] So we assume that the procedure will be very simple. The law also requires guaranteed suppliers to purchase this electricity if the owner’s output exceeds [...] the level of consumption. This will make it possible for people to not only install these units to cover their own consumption, but also to sell this electricity, thereby increasing its payback level and reducing it in terms of time periods — Maksim Maksimov, General Director, MiM LLC.

We are resolving the issue of the lack of stable electricity in [...] [isolated] areas [...] To solve this issue systematically, we need an adjustment to Government Resolution No. 1178 [...] which [...] regulates work on this market [...] The first adjustment [...] is that compensation from the conservation of diesel fuel should provide an investor with the opportunity to recoup investments [...] so that this compensation is not immediately taken by the government. Then there will be numerous investors in these territories [...] The second adjustment [...] is to extend the feasibility of returning investment during the payback period [...] This also applies to wind power and solar — Igor Shakhray, General Director, Hevel.

Two mechanisms that we are also planning and developing are the theme of concessions [...] which allow us to take diesel and transfer it at least for the payback period to an entity [...] that comes in with a wind turbine, solar, etc. The second issue [...], which has already been implemented, is the theme of the return. Regulatory acts have already been issued. They allow for providing investors with a return more than 12–14% in isolated areas [...] if this ultimately leads to a reduction in tariffs for consumers — Maksim Maksimov, General Director, MiM LLC.

The Federal Antimonopoly Service has already prepared a resolution on long-term tariffs [as regards distributed generation] [...] [They] will be valid and in isolated territories [...] the tariff will be fixed for each year ahead — Dmitriy Vasilyev, Head, Electrical Energy System Regulation Division, Federal Antimonopoly Service of Russia.

Use of storage devices

The issue of night-time needs to be resolved and [...] the solution is quite close – solar energy storage devices. If we start putting them up, then [...] we could have a pilot version of such a stable power supply system for consumers in the Altai Republic — Robert Paltaller, First Deputy Chairman of the Government of the Altai Republic.

Total has a full cycle all the way up to the distribution of electricity to consumers. We produce electricity and other forms of energy. And in this regard, we need a company that works in energy storage. This is important for this chain. The degree of network stability is increasing, and as a result, the risk of network losses is increasing. Storage systems and energy storage devices help to avoid such situations and blackouts. They enable you to complement your macro or regional network. You can switch between sources of energy — Herve Amosse, Executive Vice President for Transportation, Telecom and Grid, Saft Groupe S.A., Total S.A..

Concluding contracts on a ‘green tariff’ basis

The international network holdings that work in the Russian Federation [...] are interested in [...] the consumption of a ‘green tariff’ [the cost of a kilowatt of electricity generated using RES] [...] A contract for the sale of electricity can be signed directly with a company that produces solar- or wind-based electricity — Igor Shakhray, General Director, Hevel.

The material was prepared by the Russian news agency TASS

нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Применение ВИЭ в России: от оптового рынка до энергоснабжения изолированных территорий
5 Октября 2018
10:00—11:15
Ключевые выводы
ВИЭ становятся популярны в России

В области возобновляемой энергетики сегодня России есть чем похвастаться <...> Солнечная энергетика становится настолько популярной, что <...> появились случаи кражи солнечных модулей — Усачев Антон, Директор, Ассоциация предприятий солнечной энергетики России.

Мы <...> начиная с 2006 г. все локальные системы построили <...> Где-то <...> у нас работают гидроэлектростанции микро, где-то <...> солнце- и дизель, где-то — ветро- и дизель <...> В пики и в дневное время мы покрываем свои потребности — Пальталлер Роберт, Первый заместитель председателя Правительства Республики Алтай.

Генерация на основе ВИЭ поможет решить проблему энергоснабжения изолированных районов и сельских территорий

Алтай <...> Дальний Восток, Сибирь, Бурятия, Калмыкия, Забайкалье, Камчатка, Сахалин, Приморье, Чукотка — практически все эти районы имеют у себя изолированные территории без постоянного источника электроснабжения <...> 20 млн людей находится за границей системной генерации <...> Около 100-150 млрд рублей ежегодно перечисляется на северный завоз <...> на расходы на топливо и на обеспечение <...> электроэнергией этих районов — Шахрай Игорь, Генеральный директор, ООО «Хевел».

Малые [ветроэнергетические установки] способны экономить дизельное топливо, и сегодня на нашем российской пространстве <...> у нас 50 тысяч дизельных систем <...> потребление которых может быть <...> до 50 % заменено возобновляемым источником <...> Такие установки есть — Брызгунов Игорь, Председатель, Российская ассоциация ветроиндустрии.

В Республике Бурятия фермер, которому мы поставили установку гибридную. Там солнечные модули, аккумулятор и дизель <...> [он] в течение 6 месяцев <...> ее использует <...> Эту систему с поддержкой властей региона мы можем реализовать и закрыть <...> вопрос по сельскому хозяйству во всех регионах, которые имеют распределенную сеть фермеров — Шахрай Игорь, Генеральный директор, ООО «Хевел».

Проблемы
Несовершенство нормативного регулирования

В распределенной генерации <...> у нас нет понимания, как это будет регулироваться. И пока у нас не будет этого понимания, мы вряд ли сможем кредитовать это на долгие сроки, чтобы это было соразмерно с окупаемостью проекта — Дормидонтов Вадим, Вице-президент по энергетике и ЖКХ, «Газпромбанк» (Акционерное общество).

На оптовом рынке механизмы запущены и обкатаны <...> Нужно начинать продвижение <...> ВИЭ по другим сегментам. <...> Для большинства объектов ВИЭ те жесткие требования, которые есть по проектированию и строительству крупных объектов генерации <...> излишни — Максимов Андрей, Председатель экспертного совета, Союз российских городов.

Отсутствие строительных материалов и инфраструктуры на территориях

Нужны такие решения, которые будут удешевлять стоимость и доставки, а, главное — монтажа. <...> Мы понимаем, чтобы под те требования, которые есть <...> под установку <...> ветроагрегатов на территориях нет <...> инертных материалов. Нам приходится песок, щебень <...> цемент завозить с Большой земли. Это все сильно влияет на стоимость этих проектов <...> Может быть, сделать какие-то модульные решения — Мирчевский Юрий, Генеральный директор, ПАО «Передвижная энергетика».

Решения
Совершенствование нормативной базы для развития распределенной генерации и ВИЭ

Есть один сегмент, который может дать <...> стимул — это розничная микрогенерация, потому что, учитывая, что у нас на территории страны проживает 140 млн [человек], каждый из них — потенциальный потребитель солнечных модулей, ветроустановок, малых ГЭС и т.д. Эта аудитория <...> внимательно смотрит за развитием событий, ждет, когда будет принят закон, позволяющий устанавливать малые установки — до 15 кВт — Усачев Антон, Директор, Ассоциация предприятий солнечной энергетики России.

Проект такого закона (позволяющий устанавливать малые установки, — Ред.) есть, он уже почти прошел все согласования <...> и на осеннюю сессию он заявлен в Госдуму <...> в принципе, разногласий по нему нет. Там предусматривается ряд нововведений. Определяются сами понятия микрогенерации <...> Предполагается, что в пределах 15 кВт установки не сертифицируются. Нет процедуры подтверждения, что это объект ВИЭ, который существует на оптовом рынке. <...> Поэтому мы предполагаем, что порядок будет очень простой. Закон при этом обязывает гарантирующих поставщиков приобретать эту электроэнергию, в случае если у собственника объем выработки <...> превышает объемы потребления. Это позволит не только ставить для покрытия собственного потребления эти установки, но и реализовывать эту электроэнергию. Тем самым повышать ее окупаемость, снижать с точки зрения временных сроков — Максимов Андрей, Председатель экспертного совета, Союз российских городов.

Точечно <...> мы закрываем вопрос по недостатку стабильного электричества в <...> [изолированных] районах. <...> Для решения системно этого вопроса нам нужно корректировка постановления правительства № 1178 <...> которое <...> регламентирует работу на этом рынке <...> Первая корректировка <...> касающаяся того, чтобы компенсация от экономии дизельного топлива давала возможность инвестору возмещать свои инвестиции <...> чтобы эта компенсация не забиралась немедленно государством, тогда на этих территориях будет множество инвесторов. <...> Вторая корректировка <...> это продлить возможность возврата инвестиций на период окупаемости. <...> Это касается и ветрогенерации, и солнца — Шахрай Игорь, Генеральный директор, ООО «Хевел».

Два механизма, которые мы тоже планируем и развиваем, — это тема концессий <...> которая позволяет взять дизель и передать его хотя бы на период окупаемости субъекту <...> который <...> приходит с ветряком, солнцем и пр. Вторая история <...> которая уже сейчас реализована, — это тема с доходностью. Нормативные акты уже вышли, они позволяют на территориях изолированных доходность для инвесторов делать выше 12-14% <...> если это в конечном итоге приводит к снижению тарифов для потребителей — Максимов Андрей, Председатель экспертного совета, Союз российских городов.

ФАС уже подготовила постановление о долгосрочных тарифах [в части распределенной генерации] <...> [они] будут действовать и на изолированных территориях <...> тариф будет „прошит“ на каждый год вперед — Васильев Дмитрий, Начальник управления регулирования электроэнергетики, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Применение накопителей

Вопрос ночи нужно решать и <...> решение лежит достаточно близко — это накопители солнечной энергии. Если мы начнем их ставить, то <...> можно получить в пилотном варианте в Республике Алтай такую систему стабильного электроснабжения потребителей — Пальталлер Роберт, Первый заместитель председателя Правительства Республики Алтай.

Компания Тоталь представляет собой полный цикл вплоть до дистрибуции электроэнергии до потребителей. Мы занимаемся производством и электроэнергии, и других видов энергии. И в этой связи требуется компания, которая занимается накопителями энергии. Это важно для этой цепочки. Повышается степень стабильности сети, и как следствие повышается риск потери сети. Системы хранения, накопления электроэнергии помогают избежать таких ситуаций, блэкаутов. Они позволяют дополнить вашу макросеть либо региональную сеть. Можно переключаться между источниками энергии — Амоссе Эрве, Исполнительный вице-президент по перевозкам, телекоммуникациям и энергосистемам, Saft Groupe S.A., Total S.A..

Заключение контрактов на основе «зеленого тарифа»

Международные холдинги сетевые, которые присутствуют в Российской Федерации <...> для них интересно <...> потребление „зеленого тарифа“ (стоимость киловатта электроэнергии, выработанного за счет ВИЭ, — Ред.). <...> Контракт на реализацию электроэнергии может быть подписан напрямую с компанией, которая является производителем электроэнергии на основе энергии Солнца или ветра — Шахрай Игорь, Генеральный директор, ООО «Хевел».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС