Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Повышение эффективности муниципального теплоснабжения
Ключевые выводы
Сфера теплоснабжения нуждается в реформировании

Если мы говорим про Россию и теплоснабжение в РФ, на самом деле более актуальной темой было бы не повышение эффективности муниципального теплоснабжения, а обеспечение его надежности. К сожалению, область теплоснабжения находится в достаточно плохом состоянии в своем большинстве. <…> Тепловая энергия — глубоко социальный продукт, он имеет колоссальные ограничения. Как следствие, мы имеем с вами недофинансирование — Сабирзанов Айрат, Первый заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам, АО «Татэнерго».

Инвестиционная модель в сфере теплоснабжения неэффективна

Чем больше мы сюда вкладываем, чем больше у нас вырастают наши собственные нужды, тем более неэффективно работает наше государство. Мы получили западную модель о том, что самое главное — инвестиции. Я много раз встречал, когда инвестор приходит и говорит: мы выкапываем абсолютно нормальные сети, которые бы служили и служили. Зачем? А у нас обязательства. Конечно, для теплоснабжения гораздо более важна восточная модель — проекты непрерывных улучшений — Семенов Виктор, Председатель наблюдательного совета, АО «Белая дача».

Энергокомпании отказываются от теплогенерации

Особенно неприятно, может быть, даже иногда непонятно, когда от теплоснабжения отказываются источники комбинированной выработки. В нашем случае получилось, что Троицкая ГРЭС, “ОГК-2”, “Газпром энергохолдинг” решили, что для них это не бизнес, и вывели из эксплуатации эти теплогенерирующие блоки. <…> Нам пришлось спешно строить новую котельную мощностью 120 МВт. Нам все это обошлось в 630 млн рублей — Шаль Сергей, Заместитель губернатора Челябинской области.

Концессии не могут быть универсальным рецептом для проблемных регионов

До конца 2018 года мы должны были 80% муниципальных предприятий передать в концессию. На 1 января 2018 года концессионные обязательства на весь срок концессии составляли 257 млрд рублей, или 1700 рублей на одного гражданина страны — тепло, вода и все остальное. Мы должны понимать, что за 1700 рублей многое не сделать. Кроме того, это не рецепт для всех проблемных регионов — Семенов Виктор, Председатель наблюдательного совета, АО «Белая дача».

Проблемы
Невыполнение концессионерами условий соглашений

У нас раз за разом возникают ситуации, когда концессионер вдруг просто растворяется в небытии, его нет. Т.е. нет учредителя, нет директора, есть обязательства, есть сотни миллионов долгов перед поставщиком газа или электриками, а концессионера нет, он в федеральном розыске. Причем в концессию мы отдали 12 котельных, полтора года судимся, муниципалитет не может забрать свое имущество — Шаль Сергей, Заместитель губернатора Челябинской области.

Совершенно приходят безумные люди и в принципе иногда даже деньги с собой приводят, чтобы заявиться как концессионеры. <…> Потом дальше начинается то, о чем вы рассказывали, — с органами, с собаками, со всеми ищут их, ловят — Лукашов Андрей, Директор по стратегическому развитию, ПАО «Территориальная генерирующая компания №2 (ТГК-2)».

Сопротивление на местах объединению энергетических компаний

Один из основных факторов — сопротивление людей, принимающих решения, или местных элит процессу объединения. <…> Им эта эффективность не нужна, тут две причины. Одна достаточно объективная — предположим, боязнь этих историй, связанных с исчезновением, с бегами концессионеров, когда они бегают или когда они не дай бог еще сидят в местах, где решается их судьба. <…> Вторая часть — то, что затрагиваются интересы местных элит, у которых не так много возможностей для ведения своего бизнеса — Лукашов Андрей, Директор по стратегическому развитию, ПАО «Территориальная генерирующая компания №2 (ТГК-2)».

Решения
Снижение издержек и потерь в теплоснабжении

Повышение эффективности теплоснабжения невозможно при убыточности бизнеса теплоснабжающих организаций. Важны как скоординированность и предсказуемость воздействия государственных органов, так и действия самих организаций по снижению издержек и потерь — Семенов Виктор, Председатель наблюдательного совета, АО «Белая дача».

Поиск эффективных моделей государственно-частного партнерства

В 2011 году в Челябинской области, еще до появления концессии, была начата программа замены неэффективных котельных. Мы выбрали в то время, может быть, простой или сложный способ. Затраты на строительство всей коммунальной инфраструктуры, подводящих и тепловых сетей от котельной брал на себя бюджет. Саму котельную полностью за свой счет строил инвестор. Инфраструктура оставалась в муниципальной собственности, котельная — в частной. По такому пути мы поменяли, а по сути построили, 143 новых котельных на территории области. Суммарные инвестиции сторон составили 4,8 млрд рублей, при этом около 2 млрд рублей — бюджетные деньги, а 2,8 млрд — частные инвестиции — Шаль Сергей, Заместитель губернатора Челябинской области.

Когда мы говорим о повышении эффективности (теплоснабжения — Ред.), прежде всего, конечно же, это инвестиции. Без инвестиций очень тяжело реализовать какие-либо проекты и повысить эффективность. Тут, конечно, возникает вопрос ограничения тарифного регулирования, и мало где удается привлечь ресурсы, по которым, соответственно, можно делать масштабные, эффективные проекты — Сабирзанов Айрат, Первый заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам, АО «Татэнерго».

Рассмотрение вопроса о национализации систем теплоснабжения

Безусловно, мы горячо поддерживаем привлечение частного инвестора в теплоснабжение, но при этом по некоторым шагам, может быть, нам следует рассмотреть уже национализацию всего этого хозяйства — Шаль Сергей, Заместитель губернатора Челябинской области.

Передача тепловых сетей источникам комбинированной выработки

Решить проблемы, которые сейчас существуют в тепловом муниципальном теплоснабжении, можно удовлетворительно, без роста тарифов, только путем привлечения крупных компаний, там, где они есть, конечно, потому что не во всех наших городах есть эти компании и установки. <…> Один из важных элементов в этой системе отношений — то, что законодательно должно быть закреплено право на эксплуатацию тепловых сетей за источниками комбинированной выработки — Лукашов Андрей, Директор по стратегическому развитию, ПАО «Территориальная генерирующая компания №2 (ТГК-2)».

Централизация процесса теплоснабжения

На мой взгляд, в Татарстане были реализованы два масштабных и значимых проекта в последние годы — перевод Набережных Челнов с открытой системы на закрытую, и второе — перевод ЦТП на АИТП в Казани. Каким образом удалось это сделать? Первое — весь процесс, начиная от генерации, передачи, преобразования, распределения и реализации тепловой энергии — в одних руках, у нас. <…> У нас не возникает вопросов, кто там временщики, приходят, не приходят — Сабирзанов Айрат, Первый заместитель генерального директора – директор по экономике и финансам, АО «Татэнерго».

Пора поднять вопрос о следующей перезагрузке реформы, и, может быть, стоит вернуться нам в большом масштабе к вертикальным интегрированным энергосистемам. Неплохо это работало. <…> Прекрасно все, когда все в одних руках — Шаль Сергей, Заместитель губернатора Челябинской области.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС