Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Spatial Development. Small Regions: From Survival Strategy to Development Strategy
26 May 2018
10:00—11:15
KEY CONCLUSIONS
Small towns show negative growth

In Russia, about 1,000 towns, which we refer to as small, are town of up to 100,000 people. <...> The lion's share - 75.2% - shows negative trends based on a number of criteria: the population, the growth of tax revenues, etc — Alexey Firsov, General Director, Platforma Social Design Centre.

Governments focus: small towns problems

The message of the President (to the Federal Assembly – Editor’s note), as well as many other fundamental government documents touch upon the problems of small towns — Maksim Maksimov, General Director, MiM LLC.

Small towns to potentially become centres of development

If we continue the topic of environment, infrastructure and transport, we can turn small towns in centres of development. Because, in fact, living in a small town is more pleasant — Andrey Chibis, Deputy Minister of Construction, Housing, and Utilities of the Russian Federation.

ISSUES
Insufficient municipal budgets

Only 15% (of taxes – Editor’s note) stays in the city budget, everything else goes levels up — Alexey Firsov, General Director, Platforma Social Design Centre.

Underdeveloped utilities in small towns

As of 2000, 47% of housing in small towns, which are 20–50 thousand residents, did not have hot water supply, 62% had no sewer system — Maksim Maksimov, General Director, MiM LLC.

We need to come up with the following proposal: when we begin to develop industrial parks or single-industry towns, we must provide funds for infrastructure development. <...> Because we can relay everything to small, poor and insolvent population — Elena Dovlatova, Executive Director, Russian Association of Water Supply and Sewerage.

We face the following problems: we need qualified staff, they have certain demands to the standard of living, and the lack of urban infrastructure is of key importance for them — Aleksey Kozlov, Managing Director, SIBUR.

No clear problem solving strategies

We are talking about a situation of depression, regress and misunderstanding of what to do about it. There are no coherent strategies that would make it possible to overcome this situation — Alexey Firsov, General Director, Platforma Social Design Centre.

Locals don’t trust third-party initiatives

Changes are impossible without active participation of the local community. It is difficult to win the trust of these people <...> They are always suspicious of every initiative that comes from outside — Igor Zadorin, Member of the Expert Council for Small Territories.

High share of shadow economy

In Pskov Oblast, it took me 18 months to get honey producers from the shadow area. <...> When people believed that no one wanted to make money out of them<...> they started registering as self-employed entrepreneurs. We have a vague idea that the region produced a certain amount of honey. But when I drove around remote areas of it, it turned out it was about 10 times more — Natalia Trunova, Head of Spatial Development at the Centre for Strategic Research.

Low level of control

Another problem is a blatantly low level of public administration in small town — Andrey Bezrukov, Director for Strategic Projects and Communications, GS Group .

SOLUTIONS
Developing transportation in small towns and rural areas

Today, 14 million people in 36 metropolitan areas in Russia (that excludes Moscow and St. Petersburg metropolitan areas) that share a total of over 44 million residents live in small towns and rural areas. This is a great potential that can be used through development of transport network — Natalia Trunova, Head of Spatial Development at the Centre for Strategic Research.

Higher revenues for local budgets

Suzdal is a popular tourist destination that attracts a huge number of tourists. <...> But who gets the money that tourists bring? It’s businesses that use sketchy schemes half the times. It’s the district that has nothing to do with tourism, and the regional centre. <...> How do we propose to solve this problem? First of all, we are lobbying redistribution of the personal income tax. Secondly, the land value tax should stay in the municipal budget. Thirdly, tourists visiting small towns must a fee. We need an appropriate law — Sergey Sakharov, Head of Administration of Suzdal.

To fill a small town’s budget, you need to cancel the patents, cancel the UTII and leave just one tax – the simplified taxation system (STS). In Nizhny Novgorod, for example, the STS was given to municipalities. <...> We need to give small towns an opportunity to earn and to get entrepreneurs out of the shadows — Andrey Pavlov, Founder and President of Zenden Group.

Federal government and business to support utilities development

The infrastructure built in the Soviet times was designed for a different level of consumption, and it is expensive to maintain. <...> When it comes to water supply and sanitation, small town economy requires federal support. <...> We have drafted a set of decisions and proposals <...> for our country’s leadership as part of the May decree preparation. Now the Ministry of Finance is finalizing the calculations, but we will fight to make sure small towns get both water supply and sewage <...>through public and investors’ funds — Andrey Chibis, Deputy Minister of Construction, Housing, and Utilities of the Russian Federation.

Today we are relocating part of our employees from the overheated IT market in St. Petersburg to the town of Gusev. <...> We used our own resources to overcome insufficient infrastructure: we invested about 1 billion roubles to create of our own infrastructure — Andrey Bezrukov, Director for Strategic Projects and Communications, GS Group .

Engaging residents and businesses in resolving local problems

The most talented young people leave for universities and never return. <...> We have developed a project called Spatial Development. Based on the results of the project, we plan to build project teams in 100 municipalities that will need to implement at least one social project. The main idea behind it is that these guys will form an active team around themselves, which anyone can join — Pavel Krasnorutsky, Chairman, Russian Union of Youth (RUY).

Since 2014, we have been looking at small towns to select those, who are ready to take responsibility for developing of their hometowns. <...> These people help us identify social and cultural initiatives in small towns, as well as build partnerships for entrepreneurs, authorities and local residents, which will drive changes in the territory. <...> One of those projects is called Tulun City — Elena Konovalova, Elena and Gennady Timchenko Charitable Foundation.

The town of Tulun is located 400 km from Irkutsk, 41 thousand people, one backbone enterprise, and the status of a factory town with a sad economic situation. <...> Until 1992, we had a glass factory. With the support of the mayor and Timchenko Foundation, they bought equipment, found the former director of the factory, foremen, and so it went. Serious partners joined us. We found an investor and started building a glass composite plant — Julia Buldakova, Co-Founder, Project Manager, Tulun City Public Organization for Support of Youth Social Projects and Creative Initiatives Tulun.Ru.

The material was prepared by the Russian news agency TASS

нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Пространственное развитие. Малые территории: от стратегии выживания к стратегии развития
26 Мая 2018
10:00—11:15
Ключевые выводы
Малые города демонстрируют отрицательную динамику роста

В России около 1000 городов, которые мы относим к категории «малых», — это города до 100 тысяч человек населения. <…> Львиная доля — 75,2% — показывают отрицательную динамику по разным критериям — численность населения, рост налоговых поступлений и прочее — Фирсов Алексей, Генеральный директор, Центр социального проектирования «Платформа».

Проблемы малых городов — в центре внимания властей

Проблематика малых городов у нас очень серьезно затронута и в послании Президента (Федеральному Собранию — Ред.), и во многих других основополагающих документах нашего государства — Максимов Андрей, Председатель экспертного совета, Союз российских городов.

Малые города могут стать центрами развития

Если мы продолжим тему среды, инфраструктуры и транспорта, мы можем сделать малые города центрами развития. Потому что, вообще-то, в малом городе жить приятнее — Чибис Андрей, Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Проблемы
Недостаток средств в муниципальных бюджетах

Только 15% (налогов — Ред.) остается в городском бюджете, все остальное поступает «наверх» — Фирсов Алексей, Генеральный директор, Центр социального проектирования «Платформа».

Неразвитость коммунальной инфраструктуры в малых городах

По состоянию на 2000 год в категории малых городов на 20-50 тысяч жителей в 47% жилого фонда у нас не было горячего водоснабжения, в 62% — канализации. Инфраструктура — это бич малых городов — Максимов Андрей, Председатель экспертного совета, Союз российских городов.

Нам нужно выйти с предложением, чтобы, когда мы начинаем заниматься развитием технопарков или моногородов, средства на развитие инфраструктуры были обязательно предусмотрены. <…> Потому что переложить все на население небольшое, бедное, некредитоспособное, не получится — Довлатова Елена, Исполнительный директор, Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения.

Проблемы, с которыми мы сталкиваемся: нам нужны квалифицированные кадры, они предъявляют определенные требования к уровню жизни, и отсутствие городской инфраструктуры для них имеет ключевое значение — Козлов Алексей, Заместитель председателя правления, ПАО "СИБУР Холдинг".

Отсутствие четких стратегий решения проблемы

Мы говорим о ситуации депрессии, регресса и непонимания, что с этим делать. Отсутствуют внятные стратегии, которые позволили бы преодолеть эту ситуацию — Фирсов Алексей, Генеральный директор, Центр социального проектирования «Платформа».

Недоверие населения к сторонним инициативам

Без активного участия местного сообщества перемены невозможны. Доверие этих людей завоевать очень сложно <…> они к каждой инициативе, пришедшей со стороны, относятся с недоверием — Задорин Игорь, Член Экспертного совета по малым территориям.

Высокая доля теневого сектора в экономике

В Псковской области, чтобы вывести из «серой зоны» производителей меда, мне понадобилось 1,5 года. <…> Когда люди поверили, что на них никто не хочет зарабатывать <…> они начали регистрировать ИП. Мы приблизительно понимали, что область производит такое-то количество меда, а когда я проехалась по окраинам, выяснилось, что это примерно раз в 10 больше — Трунова Наталья, Президент, НП «Национальная гильдия градостроителей»; председатель, экспертный совет по развитию общественных пространств, НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов».

Низкий уровень управления

Еще одна проблема — вопиюще низкий уровень государственного управления в малом городе — Безруков Андрей, Доцент кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО.

Решения
Развитие транспортного сообщения в малых городах и сельской местности

Уже сегодня в 36 российских агломерациях (без Московской и Санкт-Петербургской агломераций), в которых живут более 44 млн человек, 14 млн человек проживают в малых городах и сельской местности. И этот большой потенциал можно реализовать за счет развития транспортной сети — Трунова Наталья, Президент, НП «Национальная гильдия градостроителей»; председатель, экспертный совет по развитию общественных пространств, НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов».

Повышение доходов местных бюджетов

Суздаль — туристический центр с огромным потоком туристов. <…> Но кому достаются деньги, которые привозит турист? Бизнесу, из которого половина — это серые схемы, району, который не имеет отношения к туризму, и региональному центру. <…> Как мы предлагаем решать проблему? Первое. Мы лоббируем перераспределение налога на доходы физических лиц. Второе. Налог на землю нужно оставить в муниципальном образовании. Третье. Турист, который приезжает в малый город, должен платить за въезд. Необходим соответствующий закон — Сахаров Сергей, Глава администрации города Суздаль.

Чтобы наполнить бюджет малого города, надо отменить патенты, отменить ЕНВД и оставить один налог — упрощенную систему налогообложения. В Нижнем Новгороде, например, УСН передан в муниципалитеты. <…> Надо давать малым городам возможность зарабатывать, выводить предпринимателей из тени — Павлов Андрей, Основатель, президент, Zenden Group.

Финансовая поддержка развития коммунальной инфраструктуры со стороны федерального центра и бизнеса

Инфраструктура, построенная в советские времена, была рассчитана на другой объем потребления, и она дорогостояща в обслуживании. <…> Экономика в малом городе в сфере водоснабжения-водоотведения требует государственной поддержки. <…> Мы соответствующий набор решений и предложений <…> для руководства страны при подготовке майского указа готовили. Сейчас Минфин готовит окончательные расчеты, но мы будем биться за то, чтобы малые города получили и воду, и канализацию <…> с использованием государственных средств с привлечением средств инвесторов — Чибис Андрей, Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Сегодня мы из перегретого IT-рынка Санкт-Петербурга релоцируем часть сотрудников в г. Гусев. <…> Проблему отсутствия инфраструктуры решили за счет собственных сил — мы порядка 1 млрд рублей вложили в создание собственной инфраструктуры — Безруков Андрей, Доцент кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО.

Привлечение граждан и бизнеса к решению городских задач

Самая талантливая молодежь уезжает в университеты и не возвращается. <…> Мы разработали проект «Пространственное развитие». По итогам проекта мы планируем, что у нас сформируются проектные команды в 100 муниципалитетах, которые должны реализовать хотя бы один социальный проект. Идея в том, чтобы эти ребята формировали вокруг себя активную команду, к которой может присоединиться любой желающий — Красноруцкий Павел, Председатель, Общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи».

С 2014 года мы отбираем в малых городах тех, кто готов взять на себя ответственность за развитие своей «малой Родины». <…> С опорой на таких людей мы выявляем социокультурные инициативы в малых городах и создаем партнерства предпринимателей, власти и местных жителей — субъект изменений на территории. <…> Один из таких проектов — «Город Тулун» — Коновалова Елена, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.

Город Тулун находится в 400 км от Иркутска, 41 тысяча населения, 1 градообразующее предприятие, категория моногорода с печальной ситуацией в экономическую сторону. <…> До 1992 года на нашей территории работал стекольный завод. При поддержке мэра города и фонда Тимченко купили оборудование, нашли бывшего директора завода, мастеров, и дело пошло. К нам стали подтягиваться серьезные партнеры, пришел инвестор и стал строить завод стеклокомпозитов. — Булдакова Юлия, Соучредитель, руководитель проекта, Тулунская городская общественная организация поддержки молодежных социальных проектов и творческих инициатив «Тулун.ру».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС