Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Пространственное развитие. Малые территории: от стратегии выживания к стратегии развития
Ключевые выводы
Малые города демонстрируют отрицательную динамику роста

В России около 1000 городов, которые мы относим к категории «малых», — это города до 100 тысяч человек населения. <…> Львиная доля — 75,2% — показывают отрицательную динамику по разным критериям — численность населения, рост налоговых поступлений и прочее — Фирсов Алексей, Генеральный директор, Центр социального проектирования «Платформа».

Проблемы малых городов — в центре внимания властей

Проблематика малых городов у нас очень серьезно затронута и в послании Президента (Федеральному Собранию — Ред.), и во многих других основополагающих документах нашего государства — Максимов Андрей, Председатель экспертного совета, Союз российских городов.

Малые города могут стать центрами развития

Если мы продолжим тему среды, инфраструктуры и транспорта, мы можем сделать малые города центрами развития. Потому что, вообще-то, в малом городе жить приятнее — Чибис Андрей, Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Проблемы
Недостаток средств в муниципальных бюджетах

Только 15% (налогов — Ред.) остается в городском бюджете, все остальное поступает «наверх» — Фирсов Алексей, Генеральный директор, Центр социального проектирования «Платформа».

Неразвитость коммунальной инфраструктуры в малых городах

По состоянию на 2000 год в категории малых городов на 20-50 тысяч жителей в 47% жилого фонда у нас не было горячего водоснабжения, в 62% — канализации. Инфраструктура — это бич малых городов — Максимов Андрей, Председатель экспертного совета, Союз российских городов.

Нам нужно выйти с предложением, чтобы, когда мы начинаем заниматься развитием технопарков или моногородов, средства на развитие инфраструктуры были обязательно предусмотрены. <…> Потому что переложить все на население небольшое, бедное, некредитоспособное, не получится — Довлатова Елена, Исполнительный директор, Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения.

Проблемы, с которыми мы сталкиваемся: нам нужны квалифицированные кадры, они предъявляют определенные требования к уровню жизни, и отсутствие городской инфраструктуры для них имеет ключевое значение — Козлов Алексей, Заместитель председателя правления, ПАО "СИБУР Холдинг".

Отсутствие четких стратегий решения проблемы

Мы говорим о ситуации депрессии, регресса и непонимания, что с этим делать. Отсутствуют внятные стратегии, которые позволили бы преодолеть эту ситуацию — Фирсов Алексей, Генеральный директор, Центр социального проектирования «Платформа».

Недоверие населения к сторонним инициативам

Без активного участия местного сообщества перемены невозможны. Доверие этих людей завоевать очень сложно <…> они к каждой инициативе, пришедшей со стороны, относятся с недоверием — Задорин Игорь, Член Экспертного совета по малым территориям.

Высокая доля теневого сектора в экономике

В Псковской области, чтобы вывести из «серой зоны» производителей меда, мне понадобилось 1,5 года. <…> Когда люди поверили, что на них никто не хочет зарабатывать <…> они начали регистрировать ИП. Мы приблизительно понимали, что область производит такое-то количество меда, а когда я проехалась по окраинам, выяснилось, что это примерно раз в 10 больше — Трунова Наталья, Президент, НП «Национальная гильдия градостроителей»; председатель, экспертный совет по развитию общественных пространств, НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов».

Низкий уровень управления

Еще одна проблема — вопиюще низкий уровень государственного управления в малом городе — Безруков Андрей, Доцент кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО.

Решения
Развитие транспортного сообщения в малых городах и сельской местности

Уже сегодня в 36 российских агломерациях (без Московской и Санкт-Петербургской агломераций), в которых живут более 44 млн человек, 14 млн человек проживают в малых городах и сельской местности. И этот большой потенциал можно реализовать за счет развития транспортной сети — Трунова Наталья, Президент, НП «Национальная гильдия градостроителей»; председатель, экспертный совет по развитию общественных пространств, НП «Российская гильдия управляющих и девелоперов».

Повышение доходов местных бюджетов

Суздаль — туристический центр с огромным потоком туристов. <…> Но кому достаются деньги, которые привозит турист? Бизнесу, из которого половина — это серые схемы, району, который не имеет отношения к туризму, и региональному центру. <…> Как мы предлагаем решать проблему? Первое. Мы лоббируем перераспределение налога на доходы физических лиц. Второе. Налог на землю нужно оставить в муниципальном образовании. Третье. Турист, который приезжает в малый город, должен платить за въезд. Необходим соответствующий закон — Сахаров Сергей, Глава администрации города Суздаль.

Чтобы наполнить бюджет малого города, надо отменить патенты, отменить ЕНВД и оставить один налог — упрощенную систему налогообложения. В Нижнем Новгороде, например, УСН передан в муниципалитеты. <…> Надо давать малым городам возможность зарабатывать, выводить предпринимателей из тени — Павлов Андрей, Основатель, президент, Zenden Group.

Финансовая поддержка развития коммунальной инфраструктуры со стороны федерального центра и бизнеса

Инфраструктура, построенная в советские времена, была рассчитана на другой объем потребления, и она дорогостояща в обслуживании. <…> Экономика в малом городе в сфере водоснабжения-водоотведения требует государственной поддержки. <…> Мы соответствующий набор решений и предложений <…> для руководства страны при подготовке майского указа готовили. Сейчас Минфин готовит окончательные расчеты, но мы будем биться за то, чтобы малые города получили и воду, и канализацию <…> с использованием государственных средств с привлечением средств инвесторов — Чибис Андрей, Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Сегодня мы из перегретого IT-рынка Санкт-Петербурга релоцируем часть сотрудников в г. Гусев. <…> Проблему отсутствия инфраструктуры решили за счет собственных сил — мы порядка 1 млрд рублей вложили в создание собственной инфраструктуры — Безруков Андрей, Доцент кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО.

Привлечение граждан и бизнеса к решению городских задач

Самая талантливая молодежь уезжает в университеты и не возвращается. <…> Мы разработали проект «Пространственное развитие». По итогам проекта мы планируем, что у нас сформируются проектные команды в 100 муниципалитетах, которые должны реализовать хотя бы один социальный проект. Идея в том, чтобы эти ребята формировали вокруг себя активную команду, к которой может присоединиться любой желающий — Красноруцкий Павел, Председатель, Общероссийская общественная организация «Российский союз молодежи».

С 2014 года мы отбираем в малых городах тех, кто готов взять на себя ответственность за развитие своей «малой Родины». <…> С опорой на таких людей мы выявляем социокультурные инициативы в малых городах и создаем партнерства предпринимателей, власти и местных жителей — субъект изменений на территории. <…> Один из таких проектов — «Город Тулун» — Коновалова Елена, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.

Город Тулун находится в 400 км от Иркутска, 41 тысяча населения, 1 градообразующее предприятие, категория моногорода с печальной ситуацией в экономическую сторону. <…> До 1992 года на нашей территории работал стекольный завод. При поддержке мэра города и фонда Тимченко купили оборудование, нашли бывшего директора завода, мастеров, и дело пошло. К нам стали подтягиваться серьезные партнеры, пришел инвестор и стал строить завод стеклокомпозитов. — Булдакова Юлия, Соучредитель, руководитель проекта, Тулунская городская общественная организация поддержки молодежных социальных проектов и творческих инициатив «Тулун.ру».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС