нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Международная координация в борьбе с незаконным оборотом промышленной продукции: потенциал и перспективы развития
24 Мая 2018
09:00—10:15
Ключевые выводы
Незаконный оборот продукции в мире остается высоким

По оценкам Всемирной торговой организации, мировой оборот фальсифицированной продукции составляет около 500 млрд долларов в год. По данным ОЭСР, этот оборот увеличен еще на 150 млрд. <…> В России, по различным оценкам, в разных секторах доля контрафакта составляет от 5 до 30% — Федотов Иван, Директор, Ассоциация инновационных регионов России (АИРР).

По оценке ВШЭ <…> объем контрафакта в РФ составляет около 2,5 трлн рублей — Поповичев Алексей , Исполнительный директор, Некоммерческое партнерство «Содружество производителей фирменных торговых марок» (Русбренд).

У нас есть еще проблема с продукцией, которая не регистрируется, за которую не платится акцизный сбор. <…> Мы не знаем, каков объем этого серого рынка — Пастушка Яцек, Президент, Baltika Breweries LLC; вице-президент по региону Восточная Европа, Carlsberg Group.

В России борьба с контрафактом ведется на государственном уровне и приносит ощутимые результаты

Россия прошла огромный путь, начиная с 2000 года, когда уровень контрафакта зашкаливал. <…> Сделан огромный шаг вперед — Поповичев Алексей , Исполнительный директор, Некоммерческое партнерство «Содружество производителей фирменных торговых марок» (Русбренд).

У нас была создана <…> Государственная комиссия по противодействию нелегальному обороту промышленной продукции. <…> Были созданы региональные комиссии. <…> После того, как комиссия заработала <…> у нас показатели с точки зрения незаконного оборота ежегодно улучшаются — Евтухов Виктор, Статс-секретарь — заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Создание госкомиссии <…> этот момент был крайне важен, потому что был необходим некий координирующий орган — Исаев Вугар , Член Президиума, Ассоциация компаний розничной торговли.

Очень правильно сделали, что создали Государственную комиссию по проблемам незаконного оборота контрафактной продукции, идет хорошая динамика — Аслаханов Асламбек, Президент, Международная ассоциация «Антиконтрафакт».

Для противодействия незаконному обороту необходимо межведомственное и межгосударственное взаимодействие

Федеральная таможенная служба поддерживает рабочие контакты с почти 70 таможенными администрациями мира. <…> К концу года мы вместе с Федеральной налоговой службой создадим систему прослеживаемости от выпуска в таможенных органах до кассовых аппаратов, потом создадим систему обратных контуров — Булавин Владимир, Руководитель, Федеральная таможенная служба.

Проблемы
Незаконный оборот продукции ведет к потерям в бюджете

Мы недополучаем существенные средства в бюджет от налогов, от акцизов и таможенных платежей. По данным Минфина России, только от неуплаты акцизов от продажи контрафактного топлива за 3 года <…> неуплаты составили до 100 млрд рублей — Федотов Иван, Директор, Ассоциация инновационных регионов России (АИРР).

Несовершенство регулирования

На сегодняшний момент правоприменение несколько отстает от нашего законодательства. <…> Координация работы правоохранительных органов и всех ведомств, вовлеченных в борьбу с контрафактом, на сегодняшний момент, наверно, еще недостаточна — Поповичев Алексей , Исполнительный директор, Некоммерческое партнерство «Содружество производителей фирменных торговых марок» (Русбренд).

Эти проблемы находятся в трех зонах. Первое — это избыточные требования. <…> Если говорить о недостаточных мерах, их тоже достаточно много. <…> И третий блок, много требований очень разумных содержится в наших технических регламентах, но зачастую они не выполняются <…> нет методик измерения того или иного показателя — Протасов Максим, Руководитель, Российская система качества (Роскачество).

Зарубежные площадки <…> все еще являются товарами для личного пользования <…> при такой торговле требования по безопасности <…> не предъявляются, и весь трафик <…> идет по другим правилам — Соколов Артем, Исполнительный директор, Ассоциация компаний интернет-торговли.

Контрафактная продукция потенциально опасна

Это не только вопрос потери прибылей, выручки, но это и вопрос безопасности. <…> Большинство людей не хотело бы получить неисправные тормоза — Озегович Маркус, Генеральный директор, ООО «Фольксваген Груп Рус».

Для нас крайне важным аспектом является, в первую очередь, безопасность. <…> Это касается и <…> тех же тормозных колодок — Ширинов Адиль, Президент, генеральный директор, ООО «Форд Соллерс Холдинг».

Решения
Маркировка и сертификация продукции

Маркировка является инструментом для обеспечения прослеживаемости всего жизненно цикла товара. <…> Мы на примере пилота по шубам можем <…> сказать, что маркировка как перспективный инструмент борьбы с контрафактом себя оправдала. Если, когда мы внедряли проект по шубам, оценки доли контрафакта были 60-70% на рынке, то после первого года реализации <…> в 7 раз у нас увеличился легальный оборот товара — Никишина Вероника, Член Коллегии (Министр) по торговле, Евразийская экономическая комиссия.

У нас <…> разработана система упаковки и маркировки с достаточно высокой степенью защиты, и мы могли бы <…> делиться этим опытом, как один из крупных ОЕМ — Ширинов Адиль, Президент, генеральный директор, ООО «Форд Соллерс Холдинг».

Мы полностью поддерживаем подход Правительства к <…> оцифровке, маркировке, это очень успешное начинание — Гилфиллан Дин, Генеральный директор, ООО «Дж.Т.И. Россия».

Наша задача — перейти к единым стандартам, единым правилам сертификации нашей продукции. <…> Это, конечно, вопросы единой ответственности производителей — Скороход Михаил, Председатель правления, Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ».

Обмен опытом и информацией внутри бизнес-сообщества

Бесконтрольной остается инфраструктура теневого бизнеса внутри страны, и мы заинтересованы в большем понимании этих механизмов, мы заинтересованы в обмене опытом с другими индустриями — Шуканов Диас, Региональный менеджер по России, Международная федерация производителей алкогольной продукции.

Надо использовать международный контур гораздо масштабнее — Слипченко Сергей, Вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний в России и Беларуси, «Филип Моррис Интернэшнл».

Общественный контроль качества продукции

Вторая важная сфера — это вовлечение потребителей. <…> И то, что мы делаем в России, это маркировка продукции, когда любой покупатель может зайти на сайт и проверить по коду товара, является ли он контрафактным — Озегович Маркус, Генеральный директор, ООО «Фольксваген Груп Рус».

Необходим инструмент общественного контроля <…> вовлечение граждан, как потребителей, так и сотрудников компаний — Дубин Михаил , Председатель совета директоров, Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Преференции добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности

В последнее время количество участников, отнесенных к зеленому сектору, т.е. к сектору с минимальными рисками, стало в два раза больше. На их долю приходится 65% декларационного массива. <…> Количество досмотров для этой категории декларантов сейчас менее 1% — Булавин Владимир, Руководитель, Федеральная таможенная служба.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС