Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Межбюджетные отношения. В поисках равновесия
Итоги дискуссии

Ключевые вопросы межбюджетной политики таковы: как заложить в межбюджетные отношения условия для самостоятельного развития регионов, как налоговые инновации повлияют на бюджеты субъектов федерации и что необходимо делать в первую очередь — увеличивать зависимость, проводить единую политику или дать больше свободы регионам?

Определенно, приоритет в самостоятельности. Субсидий должно быть меньше, и они должны решать самые главные, целевые задачи. В сложившейся ситуации крайне важно вовлечь регионы и создать условия для их заинтересованности в наращивании собственной доходной базы. Однако Правительство предоставляет все еще мало инструментов, которые бы заставили регионы отказаться от дотаций. Кроме того, на местные доходы влияют и такие факторы, как низкий уровень финансового менеджмента, незнание соответствующего законодательства и неумение правильно спланировать приоритеты в бюджете.

Есть и проблема контрольно-надзорных функций: субъект понимает и пытается поднять свой потенциал, но федеральные надзорные органы эти возможности перечеркивают. Совокупные расходы регионов составляют около 11,5 трлн рублей, и, несмотря на достигнутые ранее договоренности о том, что субъекты тратят эти суммы самостоятельно, около 97% этих расходов зарегулированы различными федеральными актами. Необходимо передать субъектам значительную часть полномочий по контролю и надзору. Возможно, некоторые контрольно-надзорные функции нужно вообще сократить, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Существующая межбюджетная политика нуждается в корректировке еще и в вопросах поддержки регионов, которые уже активно наращивают свой потенциал.

В современных условиях отношения между федеральным и региональными бюджетами с целью повышения качества бюджетного процесса необходимо строить с учетом особенностей развития территорий. Межбюджетные отношения не должны стимулировать иждивенчество, регионы должны наращивать свои финансовые потенциалы, а все деньги должны делиться совместно по единой утвержденной системе, чтобы регионы могли договориться о бюджетном выравнивании. Все эти вопросы планируется включить в план действий Правительства на ближайшие годы по реализации основ региональной политики на период до 2025 года.


Основные моменты дискуссии, мнения, цитаты участников:

Сама наша дискуссия показывает, что равновесия нет, и поиск его будет вечен, а также, говоря о межбюджетных отношениях, забываем о том, что они во многом будут зависеть от ситуации с рыночными заимствованиями. — Екатерина Трофимова, Партнер, Deloitte, СНГ

При трехлетнем бюджете нужно подписывать трехлетние соглашения с отраслевыми федеральными министерствами. Очевидно, назрела оптимизация процедур по взысканию налоговой задолженности. — Ильдар Габдрахманов, Первый заместитель председателя Правительства Московской области

Мы неоднократно подавали свои предложения о том, чтобы нам оставляли часть налогов, например внеплановых, полученных от ввода в строй нового производства. Или часть налога на прибыль, налог на имущество предприятий или НДС — тогда появится возможность получать какие-то преференции. — Юрий Бобрышев, Мэр г. Великий Новгород

К сожалению, у меня есть подозрения, что деньги направляют не совсем на те направления, которые наиболее актуальны для регионов. Выделение бюджетных средств — это вопрос приоритетов в финансировании, а не следственных органов. — Максим Решетников, Министр экономического развития Российской Федерации

Межбюджетные отношения не занимаются проблемой инвестиционной привлекательности и развития регионов… Нужно обратить внимание на федеральную налоговую систему, <…> дать свободу регионам. — Евгений Бушмин, Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

В основе лежат не финансовые механизмы, дотации, субсидии или субвенции, а полномочия, которые закреплены за субъектами публичной власти. Мы должны идти от полномочий. Нам нужно в обязательном порядке провести дополнительную инвентаризацию полномочий по отношению к тому, что уже сделано Министерством финансов. Не сумев спрогнозировать поступления доходов, они позаимствовали 127,5 млрд рублей у коммерческих банков и перечеркнули всю ту работу, которую осуществляло Правительство в лице Министерства финансов по сокращению объёма государственного долга субъектов. — Татьяна Голикова, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Нужно предоставить больше экономических свобод субъектам. В последние годы был принят целый ряд законов, которые регламентировали деятельность в ряде отраслей субъектов. В результате это сковало некоторые возможности, которыми располагали регионы. — Алексей Кудрин, Советник по корпоративному развитию, Яндекс

Бюджет региона и инвестиционная привлекательность региона — связаны или нет? Межбюджет — это иждивенчество или мотивационный инструмент к развитию? Что ждет регионы? Увеличение зависимости от центра или самостоятельность? Субсидия — это инструмент отраслевого регулирования: если откажемся от них и передадим в фонд, то нужно регулировать отрасли другими способами, какими-то соглашениями, которые не подразумевают финансирования. — Антон Силуанов, Министр финансов Российской Федерации