Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Крупные российские и иностранные компании vs. малый и средний бизнес: взаимное доверие заказчика и поставщика
26 Мая 2018
10:00—11:15
Ключевые выводы
Происходят положительные сдвиги в поддержке и развитии малого бизнеса

Есть хедлайнер, госкорпорация, но вокруг нее малый бизнес сам организует массу сервисов <…> и вот в этом залог успеха. Мы создаем фактически экосистему по выращиванию высокотехнологичного производства, и мы уже видим результат. — Калинин Александр, Президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

Количество номенклатурных позиций (товаров, закупаемых у малого бизнеса — Ред.): 2015 год — 8,4 тыс., 2016 год — около 100 тыс. <…> 2017 — 160, и в этом году уже перешли за 200 тыс. позиций. <…> Это дало нам возможность говорить о более масштабной задаче <…> — это матричная диверсификация экономики. — Браверман Александр, Член совета директоров, генеральный директор — председатель правления, АО «Корпорация «МСП».

Зарубежные компании активно сотрудничают с МСП

Мы признаем большую важность работы с малыми предприятиями, и особенно это важно в сельском хозяйстве. <…> У нас есть специальная программа, которая называется Smart Barley, она проводится в России уже 4 года. — Уайт Ричард, Вице-президент по вопросам закупок и устойчивого развития, Anheuser-Busch InBev Europe.

Мы рассматриваем себя как платформу, на которой могут быть собраны различные решения, предоставленные для МСП. <…> Мы выдвинули ряд малых и средних предприятий для того, чтобы они помогали нам в обработке наших отходов. — Дюпюи Эрван, Генеральный директор, «Сен-Гобен СНГ».

Проблемы
Материальные и временные издержки участия в закупках и отсутствие единых критериев

Огромный объем документов еще остается серьезной проблемой. <…> Помимо большого количества площадок не надо забывать, что и стоимость участия там иногда доходит до 120 тыс. рублей в год. — Аветисян Артем, Директор направления «Новый бизнес», Агентство стратегических инициатив; председатель, НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса».

Очень непростая тема <…> это существование <…> фирм-прокладок, через которые поставщик либо не может пробиться, либо, пробиваясь, получает этот тендер на субподряд, отдавая 20 <…> иногда 30% от цены контракта. — Глухов Сергей, Генеральный директор, Некоммерческое партнерство «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса».

Несоразмерность штрафов, накладываемых на разные стороны, — это тема, которую любой бизнес озвучит. — Дыбова Елена, Вице-президент, Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

Необоснованные отмены аукционов

Часто бывает, что компания заплатила взнос 15 тыс. рублей, это реальный случай, тендер отменили, через два дня вывесили другой, с другим номером, а деньги-то не возвращаются. — Аветисян Артем, Директор направления «Новый бизнес», Агентство стратегических инициатив; председатель, НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса».

Ограничение доступа для новых предприятий

Иногда в тендерах обязательное условие 3-5 лет, но новая компания как может такой опыт получить? — Аветисян Артем, Директор направления «Новый бизнес», Агентство стратегических инициатив; председатель, НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса».

Уход от конкуренции

Очень много закупок стало уходить в сферу единственного поставщика. <…> И это тенденция тревожная. Если два года назад — еще 45%, по-моему, было у единственного поставщика, сейчас уже больше 50%. — Калинин Александр, Президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

Спецификации и техзадания, которые пишутся под конкретного <…> поставщика, причем <…> непосредственно самими поставщиками. — Глухов Сергей, Генеральный директор, Некоммерческое партнерство «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса».

Решения
Требуется проводить упрощение и стандартизацию

Сертификация и аккредитация должна быть простой и понятной для малого бизнеса. — Калинин Александр, Президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

Для малого бизнеса мы предлагаем ряд шагов <…> Это стандартизация заявок, запрет требовать дополнительные документы при закупках, стандартизация гарантий <…> переход с 1-го июля к закупкам МСП на единых площадках. — Лавров Алексей, Заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Обеспечить государственные закупки для МСП через квотирование

Мы всегда выступали за квотирование. <…> Прежде всего, у нас всегда перед глазами был опыт Франции. <…> Именно Франция еще в 70-е годы использовала этот механизм для того, чтобы вырастить высокотехнологичный бизнес, и французы достигли в этом успехов. — Калинин Александр, Президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

Следует отказаться от использования только ценового показателя выбора поставщика

Нормальный производитель <…> не может все время на грани рентабельности работать. <…> Как мне представляется, если цена падает меньше 25% (более чем на 25% - ред.), экспертиза поставляемой продукции должна стать обязательной. — Дыбова Елена, Вице-президент, Торгово-промышленная палата Российской Федерации.

Мы должны проводить экспертизу продукции. <…> Наша совместная задача — найти справедливые формулы для того, чтобы цена и качество соответствовали потребностям и заказчика, и потребителя. — Чабунин Анатолий, Вице-президент, ОАО «Российские железные дороги».

Снижение издержек при участии в закупках

По [ФЗ] 44, что мы предлагаем и уже делаем <…> малый бизнес <…> не будет предоставлять никакого обеспечения закупок при маленьких торгах. <…> Предлагаем освободить малый бизнес от предоставления обеспечения исполнения контракта, если у него есть <…> за последние три года три исполненных государственных, муниципальных контракта. <…> Предлагаем ввести правило второго участника. — Лавров Алексей, Заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Развитие доверия между поставщиками и заказчиками

Взаимное доверие между поставщиком и заказчиком <…> это движение двустороннее, и оно должно быть взаимным <…> и мы готовы продолжить эту работу. — Зафесов Юрий, Директор департамента закупочной деятельности, ОАО «Россети».

Совершенствование механизма выращивания поставщиков

Еще один момент — это действующий механизм выращивания поставщиков, он появился, но очень многие предприниматели говорили, что он носит отчасти декларативный характер. — Глухов Сергей, Генеральный директор, Некоммерческое партнерство «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса».

По выращиванию поставщиков <…> какие-то преференции должны быть, но они не должны ограничивать появление новых участников на рынке. — Чабунин Анатолий, Вице-президент, ОАО «Российские железные дороги».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС