Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Искусственный интеллект на службе бизнеса: создаем конкурентное преимущество с помощью ИИ
26 Мая 2018
14:15—15:00
Ключевые выводы
Вокруг понятия «искусственный интеллект» много мифов, даже сам этот термин на русском языке имеет несколько иное значение

«Искусственного интеллекта нет, потому что термин artificial intelligence с английского в переводе означает "искусственная способность рассуждать разумно"», — Гаврилова Татьяна, Профессор, заведующий кафедрой информационных технологий в менеджменте, Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

Среди искусственных систем, способных рассуждать разумно, наиболее перспективными являются системы-подсказчики

«Направление называется "Черный ящик" или Symbolic AI, символьный искусственный интеллект. Сейчас так называют системы, основанные на знаниях. То есть мы можем заложить знания человека, специалиста, например опытного врача, в машину, и компьютер будет подсказывать», — Гаврилова Татьяна, Профессор, заведующий кафедрой информационных технологий в менеджменте, Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

В ближайшем будущем artificial intelligence широко распространится во многих сферах предпринимательства

«Бизнес станет использовать интеллект в своей основе за следующие пять лет в десять раз больше», — Растопшин Павел, Управляющий директор, Компания «Цифра».

Проблемы
Дефицит кадров замедляет развитие аrtificial intelligence

«Я бы смотрела на искусственный интеллект открыто и с интересом. Единственная проблема — у нас не хватает специалистов в области искусственного интеллекта. Нам нужны разные специалисты, это не должны быть "голые" технари, это должны быть и инженеры, которые понимают процессы, которые подберут правильный алгоритм», — Гаврилова Татьяна, Профессор, заведующий кафедрой информационных технологий в менеджменте, Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

Представление о том, что искусственный разум вскоре заменит человека, — это, к счастью, пока еще миф, подпитываемый современным искусством

«Нужно понимать: это не artificial mind, не искусственный разум, это очень далеко от тех страшилок, которые вы читаете сейчас в научно-популярных романах, и есть кинофильмы, этим спекулирующие», — Гаврилова Татьяна, Профессор, заведующий кафедрой информационных технологий в менеджменте, Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

«Бояться оснований нет. Процент специальностей, которые могут быть в ближайшее время вытеснены — не более пяти. Примерно об этом к 2022 году, возможно, мы будем говорить», — Гаврилова Татьяна, Профессор, заведующий кафедрой информационных технологий в менеджменте, Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

Производительность систем, таких как искусственные нейросети, способных рассуждать разумно, все ещё нельзя сравнить с производительностью человеческого мозга

«Ни у кого не должно быть иллюзий: искусственные нейросети — это упрощённая модель, сверхупрощённая модель реальных нейросетей. Про реальные нейросети никто ничего не знает. Мы ничего не знаем о том, как функционирует мозг — так говорят серьёзные учёные. <…> Тем не менее искусственные нейросети имеют огромный успех», — Гаврилова Татьяна, Профессор, заведующий кафедрой информационных технологий в менеджменте, Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

Искусственные нейросети уже сейчас используются во многих сферах, однако возможности, которые они могут предоставить, не всегда имеют позитивный эффект

«Распознавание лица может привесит непредсказуемым последствиям. Вы бы хотели, чтобы вы входили в кабинет к начальнику, а он считывал, что вы о нём думаете, по выражению вашего лица? Начальник не может, а нейросеть может, если её научить на вашем лице и ещё на десятках тысяч таких лиц», — Гаврилова Татьяна, Профессор, заведующий кафедрой информационных технологий в менеджменте, Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

Решения
Интеллектуальных помощников следует рассматривать как конкурентное преимущество бизнеса

«На сегодняшний день надо говорить, конечно, об интеллектуальных помощниках разного уровня, и чем проще работа, тем эффективнее интеллектуальный помощник, тем большую часть задач ему можно будет передать, если мы говорим о серьёзных консультантах», — Гаврилова Татьяна, Профессор, заведующий кафедрой информационных технологий в менеджменте, Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

Интеллектуальные помощники в производстве оптимизируют процессы и повысят прибыль

«Есть куча компьютеров "под тумбочкой", которые стоят рядом с каждой установкой, которые чем-то управляют, и вот эти данные, на этих компьютерах, они чаще всего только у самых продвинутых начинают собираться в единую систему. Наша идея заключается в том, чтобы не только собрать эти данные, а ещё и обработать, и разработать, на стыке технологии и data science, алгоритмы, которые позволили бы управлять с помощью искусственного интеллекта производственным процессом в целом», — Растопшин Павел, Управляющий директор, Компания «Цифра».

«Можно создавать искусственный интеллект в археологии, который будет по черепку определять столетие и страну. Искусственный интеллект в сельском хозяйстве, который будет говорить, как сеять в этом году, когда начинать, учитывая погодные условия, прогноз состояния почвы. Такие системы есть, они развиваются, и я думаю, что у них хорошие перспективы», — Гаврилова Татьяна, Профессор, заведующий кафедрой информационных технологий в менеджменте, Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

Интеллектуальные помощники сделали намного безопаснее некоторые отрасли, например авиаперевозки, а также эффективно используются в медицине

«С 1959 [года] смертность в авиаперевозках сократилась более чем в сто раз. В основном за счёт увеличения автоматизации и использования автопилота, который по сути является не чем иным, как цифровым советчиком пилота», — Растопшин Павел, Управляющий директор, Компания «Цифра».

«Программа "Ватсон" — известный продукт IBM. Сейчас "Ватсон" умеет помогать ставить онкологические диагнозы. <…> Никто не даёт "Ватсону" ставить диагноз, это совершенно не правомерно, хотя "Ватсон" относится к программам, которые могут ответить на вопрос: почему он даёт такой диагноз? Он может раскрутить цепочку рассуждений», — Гаврилова Татьяна, Профессор, заведующий кафедрой информационных технологий в менеджменте, Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.