Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Инфраструктурная ипотека: государственно-частное партнерство 2.0
15 Февраля 2018
16:00
Ключевые выводы
Инфраструктура играет ключевую роль для развития страны

Инфраструктура для нашей страны — вопрос существования. — Медведев Дмитрий, Председатель Правительства Российской Федерации.

Инфраструктурные проекты — более 40% всех инвестиций РФПИ. Мы <…> дополняем банки, предоставляя акционерный капитал. — Дмитриев Кирилл, Генеральный директор, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).

Востребованность увидели по итогам прошлого года, объем погрузки ожидали менее 1%, он был более 3,2%, в январе — 3,5%. Уже в конце прошлого года начали испытывать недостаток инфраструктуры. — Белозёров Олег, Генеральный директор — председатель правления, ОАО «Российские железные дороги».

Без расширения объема инфраструктуры мы не справимся с той задачей, которую перед нами ставит правительство. — Белозёров Олег, Генеральный директор — председатель правления, ОАО «Российские железные дороги».

Транспортная отрасль — драйвер экономики

По объему инвестиций транспортный комплекс — одна из лидирующих отраслей экономики. В прошлом году объем инвестиций составил порядка 1,8 трлн рублей, примерно 2% от валового продукта и более 11% всех инвестиций в экономику. — Соколов Максим, Министр транспорта Российской Федерации.

Транспорт является драйвером <…> катализатором других отраслей <…> и мультипликатором. <…> Один рубль, вложенный в транспорт, привносит в экономику дополнительно 5-6 рублей. — Соколов Максим, Министр транспорта Российской Федерации.

Проблемы
Нехватка инвестиций для развития инфраструктуры

Инвестиции в дороги, в инфраструктуру нужно делать, в долгосрочной перспективе это сокращение расходов на образование, здравоохранение и т. д. — Воскресенский Станислав, Временно исполняющий обязанности губернатора Ивановской области.

Структура инвестиций такова, что почти ровно 50% приходится именно на внебюджетные источники, то есть транспорт как отрасль достаточно привлекателен для инвесторов. Но даже этого объема не хватает. — Соколов Максим, Министр транспорта Российской Федерации.

Триллионы рублей. 10, даже 15 трлн требуется, чтобы <…> ликвидировать так называемые "бутылочные горлышки" <…> Период инвестирования — 5-6 лет. — Соколов Максим, Министр транспорта Российской Федерации.

Мне кажется, 10-15 трлн — только на железнодорожное хозяйство. — Белозёров Олег, Генеральный директор — председатель правления, ОАО «Российские железные дороги».

Мы подготовили проект программы до 2025 г. Мы изначально заложили туда более 7,5 трлн рублей инвестиционных средств <…> Но все деньги мы сами проинвестировать не можем. — Белозёров Олег, Генеральный директор — председатель правления, ОАО «Российские железные дороги».

Не задействованы крупные объемы средств

В экономике накоплен <…> большой резерв небанковских инвестиций, которые пока "спят". Это средства негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, частных инвесторов. — Костин Андрей, Президент — председатель правления, член наблюдательного совета, член комитета по стратегии и корпоративному управлению, Банк ВТБ (ПАО).

Решения
Для развития инфраструктуры нужны новые механизмы привлечения инвестиций

Надо вовлекать деньги частных инвесторов, негосударственных пенсионных фондов. Надо правила менять. Участие государства <…> необходимо. — Медведев Дмитрий, Председатель Правительства Российской Федерации.

При той бюджетной парадигме, что существует сегодня <…> решить все инфраструктурные проблемы абсолютно невозможно. Нужно включать новые механизмы, новые инструменты. — Соколов Максим, Министр транспорта Российской Федерации.

Одними из основных инструментов для дополнительного привлечения внебюджетных инвестиций могут быть механизмы концессий, государственно-частного партнерства. — Соколов Максим, Министр транспорта Российской Федерации.

Механизм концессий нужно расширять. Инфраструктурная ипотека будет очень серьезным рывком <…> позволит вкладываться и получать доход. — Белозёров Олег, Генеральный директор — председатель правления, ОАО «Российские железные дороги».

Три предложения: важно создать новые механизмы финансирования предпроектной стадии, разработать метод рекомендаций с едиными подходами и сделать современную программу для участников проектов. Необходимо расширение доступа к механизму регионов <…> которые в большинстве не могут реализовать инфраструктурные проекты <…> за счет собственных средств. — Дюмин Алексей, Губернатор Тульской области.

Участие государства для финансовых и правовых гарантий необходимо, чтобы ставить вопрос об активном вовлечении негосударственных источников. Участие государства формирует необходимый уровень доверия <…> и снимает ряд объективных регуляторных ограничений. — Костин Андрей, Президент — председатель правления, член наблюдательного совета, член комитета по стратегии и корпоративному управлению, Банк ВТБ (ПАО).

Я хотел бы поддержать идею Фонда развития инфраструктуры, который <…> должен стать центральным элементом механизма инфраструктурной ипотеки. <…> В случае запуска <…> функция софинансирования проекта будет сочетаться с привлечением средств за счет выпуска облигаций Фонда под госгарантии. Такой формат <…> способен дать мультипликатор, по нашим подсчетам, на 1 рубль государственных денег до 8-10 рублей привлеченных инвестиций. Если размеры Фонда будут, как обещалось, до 300 млрд <…> можно будет собрать до 3 трлн инвестиций. — Костин Андрей, Президент — председатель правления, член наблюдательного совета, член комитета по стратегии и корпоративному управлению, Банк ВТБ (ПАО).

Надо пользоваться сложившимися условиями для развития инфраструктурной ипотеки

Этой идеи не могло бы быть, если бы у нас не было сбалансированного бюджета <…> низкой инфляции, это то, что позволяет занимать на более длинный период и по более низким ставкам — Орешкин Максим, Министр экономического развития Российской Федерации.

Ипотека станет эффективным механизмом развития и углубления собственного финансового рынка, что очень актуально <…> в связи с санкциями. — Костин Андрей, Президент — председатель правления, член наблюдательного совета, член комитета по стратегии и корпоративному управлению, Банк ВТБ (ПАО).

Требуется усиление взаимодействия профильных ведомств по инфраструктурной ипотеке

Мои коллеги сказали: очень много расхождений в позиции ведомств. Могут не договориться. Коллеги, надо по этой теме договориться. <…> У нас будущего не существует, если не будет развития инфраструктуры. Прошу в недельный срок внести мне окончательную версию (по механизму инфраструктурной ипотеки, — ред.). — Медведев Дмитрий, Председатель Правительства Российской Федерации.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС