нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Инфраструктурная ипотека: государственно-частное партнерство 2.0
15 Февраля 2018
16:00
Ключевые выводы
Инфраструктура играет ключевую роль для развития страны

Инфраструктура для нашей страны — вопрос существования. — Медведев Дмитрий, Председатель Правительства Российской Федерации.

Инфраструктурные проекты — более 40% всех инвестиций РФПИ. Мы <…> дополняем банки, предоставляя акционерный капитал. — Дмитриев Кирилл, Генеральный директор, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ).

Востребованность увидели по итогам прошлого года, объем погрузки ожидали менее 1%, он был более 3,2%, в январе — 3,5%. Уже в конце прошлого года начали испытывать недостаток инфраструктуры. — Белозёров Олег, Генеральный директор — председатель правления, ОАО «Российские железные дороги».

Без расширения объема инфраструктуры мы не справимся с той задачей, которую перед нами ставит правительство. — Белозёров Олег, Генеральный директор — председатель правления, ОАО «Российские железные дороги».

Транспортная отрасль — драйвер экономики

По объему инвестиций транспортный комплекс — одна из лидирующих отраслей экономики. В прошлом году объем инвестиций составил порядка 1,8 трлн рублей, примерно 2% от валового продукта и более 11% всех инвестиций в экономику. — Соколов Максим, Министр транспорта Российской Федерации.

Транспорт является драйвером <…> катализатором других отраслей <…> и мультипликатором. <…> Один рубль, вложенный в транспорт, привносит в экономику дополнительно 5-6 рублей. — Соколов Максим, Министр транспорта Российской Федерации.

Проблемы
Нехватка инвестиций для развития инфраструктуры

Инвестиции в дороги, в инфраструктуру нужно делать, в долгосрочной перспективе это сокращение расходов на образование, здравоохранение и т. д. — Воскресенский Станислав, Временно исполняющий обязанности губернатора Ивановской области.

Структура инвестиций такова, что почти ровно 50% приходится именно на внебюджетные источники, то есть транспорт как отрасль достаточно привлекателен для инвесторов. Но даже этого объема не хватает. — Соколов Максим, Министр транспорта Российской Федерации.

Триллионы рублей. 10, даже 15 трлн требуется, чтобы <…> ликвидировать так называемые "бутылочные горлышки" <…> Период инвестирования — 5-6 лет. — Соколов Максим, Министр транспорта Российской Федерации.

Мне кажется, 10-15 трлн — только на железнодорожное хозяйство. — Белозёров Олег, Генеральный директор — председатель правления, ОАО «Российские железные дороги».

Мы подготовили проект программы до 2025 г. Мы изначально заложили туда более 7,5 трлн рублей инвестиционных средств <…> Но все деньги мы сами проинвестировать не можем. — Белозёров Олег, Генеральный директор — председатель правления, ОАО «Российские железные дороги».

Не задействованы крупные объемы средств

В экономике накоплен <…> большой резерв небанковских инвестиций, которые пока "спят". Это средства негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, частных инвесторов. — Костин Андрей, Президент — председатель правления, член наблюдательного совета, член комитета по стратегии и корпоративному управлению, Банк ВТБ (ПАО).

Решения
Для развития инфраструктуры нужны новые механизмы привлечения инвестиций

Надо вовлекать деньги частных инвесторов, негосударственных пенсионных фондов. Надо правила менять. Участие государства <…> необходимо. — Медведев Дмитрий, Председатель Правительства Российской Федерации.

При той бюджетной парадигме, что существует сегодня <…> решить все инфраструктурные проблемы абсолютно невозможно. Нужно включать новые механизмы, новые инструменты. — Соколов Максим, Министр транспорта Российской Федерации.

Одними из основных инструментов для дополнительного привлечения внебюджетных инвестиций могут быть механизмы концессий, государственно-частного партнерства. — Соколов Максим, Министр транспорта Российской Федерации.

Механизм концессий нужно расширять. Инфраструктурная ипотека будет очень серьезным рывком <…> позволит вкладываться и получать доход. — Белозёров Олег, Генеральный директор — председатель правления, ОАО «Российские железные дороги».

Три предложения: важно создать новые механизмы финансирования предпроектной стадии, разработать метод рекомендаций с едиными подходами и сделать современную программу для участников проектов. Необходимо расширение доступа к механизму регионов <…> которые в большинстве не могут реализовать инфраструктурные проекты <…> за счет собственных средств. — Дюмин Алексей, Губернатор Тульской области.

Участие государства для финансовых и правовых гарантий необходимо, чтобы ставить вопрос об активном вовлечении негосударственных источников. Участие государства формирует необходимый уровень доверия <…> и снимает ряд объективных регуляторных ограничений. — Костин Андрей, Президент — председатель правления, член наблюдательного совета, член комитета по стратегии и корпоративному управлению, Банк ВТБ (ПАО).

Я хотел бы поддержать идею Фонда развития инфраструктуры, который <…> должен стать центральным элементом механизма инфраструктурной ипотеки. <…> В случае запуска <…> функция софинансирования проекта будет сочетаться с привлечением средств за счет выпуска облигаций Фонда под госгарантии. Такой формат <…> способен дать мультипликатор, по нашим подсчетам, на 1 рубль государственных денег до 8-10 рублей привлеченных инвестиций. Если размеры Фонда будут, как обещалось, до 300 млрд <…> можно будет собрать до 3 трлн инвестиций. — Костин Андрей, Президент — председатель правления, член наблюдательного совета, член комитета по стратегии и корпоративному управлению, Банк ВТБ (ПАО).

Надо пользоваться сложившимися условиями для развития инфраструктурной ипотеки

Этой идеи не могло бы быть, если бы у нас не было сбалансированного бюджета <…> низкой инфляции, это то, что позволяет занимать на более длинный период и по более низким ставкам — Орешкин Максим, Министр экономического развития Российской Федерации.

Ипотека станет эффективным механизмом развития и углубления собственного финансового рынка, что очень актуально <…> в связи с санкциями. — Костин Андрей, Президент — председатель правления, член наблюдательного совета, член комитета по стратегии и корпоративному управлению, Банк ВТБ (ПАО).

Требуется усиление взаимодействия профильных ведомств по инфраструктурной ипотеке

Мои коллеги сказали: очень много расхождений в позиции ведомств. Могут не договориться. Коллеги, надо по этой теме договориться. <…> У нас будущего не существует, если не будет развития инфраструктуры. Прошу в недельный срок внести мне окончательную версию (по механизму инфраструктурной ипотеки, — ред.). — Медведев Дмитрий, Председатель Правительства Российской Федерации.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС