Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Промышленные кластеры. Как повысить инвестиционную привлекательность регионов
Ключевые выводы
Механизм поддержки промышленных кластеров хорошо себя зарекомендовал

Механизм [поддержки] промышленных кластеров мы законодательно закрепили больше двух лет назад. За это время сформировано 43 промышленных кластера, это более 600 предприятий <…> объем выпуска продукции превышает 1,3 млрд рублей, это значимые цифры и очень высокая динамика реализации этих механизмов. Мы рекомендуем органам региональной власти, корпорациям развития регионов, госкорпорациям и компаниям с госучастием продолжить формирование промышленных кластеров для повышения инвестиционной привлекательности регионов — Кравченко Денис, Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель председателя комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

Кластеры — инструмент повышения конкурентоспособности России

Цели нашего кластера — определить потенциал рынка, показать эти ниши предпринимателям, потому что постоянно на госденьги развиваться невозможно и неправильно, <…> нужно создать среду. Кластер — это один из очень удачных инструментов для создания такой среды — Тюнин Александр, Генеральный директор, UMATEX Group.

Мы выходим на зарубежные рынки <…> За нами весь практически транспортный <…> комплекс России. Если будут кластеры, нам проще будет разговаривать — Мишарин Александр, Первый заместитель генерального директора, ОАО «Российские железные дороги».

Промышленные кластеры позволяют развивать различные формы кооперации

Большие предприятия — это создание сырьевой базы именно для развития среднего и малого бизнеса. И отсюда создается цепочка технологических переделов. Индустриальные парки сегодня вынуждены преобразовываться в кластеры, чтобы повышать эту кооперацию — Сутягинский Михаил, Председатель совета директоров, АО «Группа компаний «Титан».

У нас необычный кластер, поскольку обычно кластеры создаются, чтобы создать цепочку поставщиков нескольких уровней для головного потребителя, выпускающего конечный продукт. Мы создали в трех регионах — в Республике Татарстан, Московской и Саратовской областях — промышленный кластер “Композиты без границ”, чтобы построить рынок — Тюнин Александр, Генеральный директор, UMATEX Group.

У нас есть хорошие проекты. Малый бизнес кооперируется с крупным бизнесом, есть хорошие продукты — Иконников Виктор, Заместитель губернатора Архангельской области по стратегическому планированию и инвестиционной политике.

Проблемы
Несовершенство нормативной базы

СПИК 1 [механизм специальных инвестиционных контрактов, — Ред.] не вышел, СПИК 2 еще не подобрали, а уже отменили то, что начало давать результат. Мы должны поступательно двигаться, должны помогать точкам роста, которые дают разветвленную цепочку для развития кластеров — Сутягинский Михаил, Председатель совета директоров, АО «Группа компаний «Титан».

Целый ряд регионов изъявил желание включиться в работу по нашему кластеру, в частности, Ульяновский регион, Тульская область. И мы встретили проблему - для того, чтобы два региона включить к уже существующим трем, надо, по сути, пройти путь сначала и создать новый кластер — Тюнин Александр, Генеральный директор, UMATEX Group.

Недостаточно развитая система поддержки инвесторов

Хотелось бы акцентировать внимание на важности последнего этапа. Мы сейчас говорим о том, как привлечь инвесторов. Но важно сопровождать инвесторов и дальше. Это уже не материальные меры, это создание предпринимательских связей, обучение, то, что нужно, чтобы инвесторы не только пришли, но и остались — Архангельская Ольга, Партнер, руководитель группы по оказанию услуг компаниям секторов недвижимости, транспорта, инфраструктуры и государственным компаниям в СНГ, EY.

Мы не имеем информации [о том, что нужно инвестору, — Ред.]. Если бы регион откуда-то брал эту информацию, было бы здорово. Мы очень хотим развивать эту тему, анализируя, что у нас уже есть и какой передел для какого предприятия мог бы быть использован — Артамонов Игорь, Временно исполняющий обязанности губернатора Липецкой области.

Отсутствие системы технологической экспертизы для определения приоритетов

Примеры, когда выбираются не правильные, не перспективные технологии, — их очень много — Ивлиев Григорий, Руководитель, Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Критично правильно оценить те технологии, которые предлагаются для инвестирования, для поддержки государственной. В этой части у нас серьезное белое пятно — Тюнин Александр, Генеральный директор, UMATEX Group.

Решения
Максимальное использование промышленного и научного потенциала регионов при формировании кластеров

Кластеры нужно формировать с серьезной технологической основой. Надо создавать центры компетенций в кластерах и технопарках в регионах — Ивлиев Григорий, Руководитель, Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Мы сейчас заинтересованы, чтобы как можно ближе к нашим заводам в городах и регионах были расположены наши крупнейшие поставщики. У нас в результате получается лучшая экономика — Сагал Алексей, Президент, АО «Арнест».

Совершенствование механизма госзакупок

На сегодняшний день победитель [в системе госзакупок] получает практически стопроцентный заказ. Мы предлагаем установить систему 70\30, когда победитель будет получать не более 70% заказа, а 30% будет гарантированно передаваться компаниям, занявшим 2-е и 3-е места, это будет гарантированным стимулом инвестировать, приходить, понимая, что есть возможность пробиться через сито поставок — Тюнин Александр, Генеральный директор, UMATEX Group.

Всесторонний учет интересов инвесторов

Мы готовы предоставить площадки, налоговые льготы в Липецкой области, у нас специально все подготовлено — Артамонов Игорь, Временно исполняющий обязанности губернатора Липецкой области.

Мы начнем продвигать тему устойчивого развития и, в том числе, среди членов ассоциации. Данный механизм позволит и нашему бизнесу быть конкурентоспособным именно на зарубежных рынках. Потому что если компании в свою идеологию закладывают механизм устойчивого развития, то зарубежные партнеры, зарубежные банки идут навстречу с точки зрения кредитования, предоставления каких-то дополнительных стимулов развития — Шпиленко Андрей, Директор, Ассоциация развития кластеров и технопарков России; член стратегического совета по инвестициям в новые индустрии, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Использование кластеров для евразийской интеграции

Мы инициируем создание новых кластеров, поддерживаем уже работающие. Для нас это возможность еще глубже интегрировать наши страны <…> Чем больше интеграционных цепочек возникает, чем больше кластеров выходит за пределы региона или даже страны, чем плотнее и органичнее страны вплетаются друг в друга, тем крепче наш союз — Субботин Александр, Член коллегии (Министр) по промышленности и агропромышленному комплексу, Евразийская экономическая комиссия.

То, что Евразийская комиссия предлагает, приемлемо для нас. Я разработал закон о промышленной политике Армении, в соответствии с которым в каждой губернии должна быть одна промышленная зона — Мелкумян Микаел, Председатель постоянной комиссии по вопросам региональной и Евразийской интеграции, Национальное собрание Республики Армения.

Обеспечение преемственности инструментов господдержки

Наша задача — при переходном периоде к национальным проектам обеспечить финансированием те проекты, которые мы уже отобрали, и это мы сделаем по тем проектам, по которым взяты обязательства, мы их профинансируем — Безруков Сергей, Директор департамента региональной промышленной политики и проектного управления, Министерство промышленности и торговли.

Изучение зарубежного опыта

Тема промышленных кластеров является одним из ключевых компонентов, каким образом Китай строил свою экспортную базу — Раман Джей Ви, Президент в России, Украине и Беларуси, ООО «Юнилевер Русь».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС