Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Industrial Clusters: How to Make the Regions More Attractive to Investors
14 February 2019
10:15—11:30
KEY CONCLUSIONS
The mechanism of support for industrial clusters has proved to be successful

We legislated the mechanism of industrial clusters [support] more than two years ago. Over this time, 43 industrial clusters have been established, that is more than 600 enterprises. <...> The volume of output exceeds 1.3 billion roubles. Those are significant numbers, and they show a very high dynamics of the mechanism implementation. We recommend that regional authorities, corporations for regional development, state corporations and companies that are partially state-owned should continue establishing industrial clusters in order to increase the investment appeal of the regions — Denis Kravchenko, Deputy in the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation; Deputy Chairman of the Committee on Economic Policy, Industry, Innovative Development, and Entrepreneurship.

Clusters are a tool to improve Russia’s competitiveness

The goals of our cluster are to determine the potential of the market, to show those niches to entrepreneurs, because it is impossible and wrong to run on public money all the time, <...> it is necessary to create an environment. A cluster is one of the very successful tools for creating such an environment — Alexander Tyunin, General Director, UMATEX Group.

We are entering the international markets <...> Basically, we cover Russia’s entire transport <...> sector. If there are clusters, it will be easier for us to have a conversation — Alexander Misharin, First Vice President, Russian Railways.

Industrial clusters allow to develop various forms of cooperation

Big enterprises create a raw material basis specifically for the development of small and medium-sized businesses. That creates a chain of technological conversions. Today, industrial parks are forced to transform into clusters in order to enhance this cooperation — Mikhail Sutyaginskiy, Chairman of the Board, Titan.

We have an unusual cluster, since clusters are typically created to build a chain of suppliers on several levels for the main consumer that makes the final product. In the three regions – Republic of Tatarstan, Moscow and Saratov Regions – we have created an industrial cluster ‘Composites Without Borders’ to build a market — Alexander Tyunin, General Director, UMATEX Group.

We have good projects. Small businesses cooperate with big ones, there are good products — Viktor Ikonnikov, Deputy Governor, Arkhangelsk Region.

ISSUES
Imperfections of the regulatory framework

SPIC 1 [the mechanism of special investment contracts – Ed.] did not work out; SPIC 2 has not been selected yet, but what started to gain traction was already cancelled. We must proceed gradually, we must help those growth points that provide an extensive chain for development of clusters — Mikhail Sutyaginskiy, Chairman of the Board, Titan.

A number of regions wished to join the work on our cluster, particularly, Ulyanovsk Region and Tula Region. And we encountered a problem: in order for the two regions to join the existing three, we would essentially have to start from scratch and create a new cluster — Alexander Tyunin, General Director, UMATEX Group.

Underdeveloped support system for investors

I would like to emphasize the importance of the final stage. We are now talking about how to attract investors. But it is important to go hand in hand with investors further on. These are not material measures anymore, it is the creation of business ties, training, and whatever is needed for investors not only to come, but also to stay — Olga Arkhangelskaya, Partner, Head of Real Estate, Hospitality, and Construction Services, Head of the Transportation, Infrastructure and Government, and Public Group in the CIS, EY.

We have no information [about what the investors need – Ed.]. It would be great if the region could obtain that information from somewhere. We very much want to develop this subject, analysing what we already have and what kind of conversion could be used for each enterprise — Igor Artamonov, Acting Governor of Lipetsk Region.

Lack of technology expertise system to set the priorities

There are a lot of examples when the choice falls on the technologies that are not the proper or promising ones — Grigory Ivliev, Head of the Federal Service for Intellectual Property..

It is critical to properly evaluate the technologies that are offered for investment or support from the government. There is a serious blind spot in this department — Alexander Tyunin, General Director, UMATEX Group.

SOLUTIONS
Maximum use of industrial and scientific potential of the regions in the formation of clusters

Clusters need to be formed on a solid technological basis. It is necessary to create skill centres in clusters and technoparks in the regions — Grigory Ivliev, Head of the Federal Service for Intellectual Property..

We are now interested in having our largest suppliers located as close as possible to our plants in the cities and the regions. As a result, we have a better economy — Aleksey Sagal, President, Arnest.

Improving the public procurement mechanism

As of today, the winner in the public procurement system gets almost 100% of the contract. We propose to introduce a 70/30 system, when the winner gets no more than 70% of the contract, and 30% is guaranteed to companies that come 2nd and 3rd. Knowing that there is a chance to get through the filter will be a guaranteed incentive for companies to come and invest — Alexander Tyunin, General Director, UMATEX Group.

Comprehensive consideration of the investors’ interests

We are ready to provide sites and tax breaks in Lipetsk Region, we have everything specially prepared — Igor Artamonov, Acting Governor of Lipetsk Region.

We will start promoting the matter of sustainable development, among members of the association as well. This mechanism will allow our businesses to be competitive in foreign markets. Because if companies have the mechanism of sustainable development as one of their core values, their foreign partners and foreign banks are ready to compromise in terms of lending and providing additional incentives for development — Andrey Shpilenko, Director, Association for the Development of Clusters and Technology Parks of Russia; Member of the Strategic Council for Investment in New Industries, Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation.

Using clusters for Eurasian integration

We are initiating the creation of new clusters; we are supporting those that already function. This is an opportunity for us to further integrate our countries <...> The more integration chains appear, the more clusters go beyond the borders of their regions or even the country; the more solidly and organically the countries intertwine, the stronger our union is — Aleksandr Subbotin, Member of the Board and Minister in Charge of Industry and Agriculture, Eurasian Economic Commission.

What the Eurasian Commission proposes is acceptable to us. I drafted a law on industrial policy of Armenia, with a provision that there is an industrial zone in each of the provinces — Mikael Melkumyan, Chairman, Standing Committee on Regional and Eurasian Integration, National Assembly of the Republic of Armenia.

Ensuring the continuity of government support tools

Our task is to provide financing for projects that we have already selected during the period of transition to national projects, and we will do that for projects that we have made commitments to, we will keep financing them — Sergei Bezrukov, Director of Department of Regional Industrial Policy and Project Management, Ministry of Industry and Trade.

Studying the international experience

The matter of industrial clusters was one of the key components of how China built its export base — J.V. Raman, President in Russia, Ukraine & Belarus, The Unilever Group.

The material was prepared by the Russian news agency TASS

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Промышленные кластеры. Как повысить инвестиционную привлекательность регионов

Ключевые выводы
Механизм поддержки промышленных кластеров хорошо себя зарекомендовал

Механизм [поддержки] промышленных кластеров мы законодательно закрепили больше двух лет назад. За это время сформировано 43 промышленных кластера, это более 600 предприятий <…> объем выпуска продукции превышает 1,3 млрд рублей, это значимые цифры и очень высокая динамика реализации этих механизмов. Мы рекомендуем органам региональной власти, корпорациям развития регионов, госкорпорациям и компаниям с госучастием продолжить формирование промышленных кластеров для повышения инвестиционной привлекательности регионов — Кравченко Денис, Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, заместитель председателя комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

Кластеры — инструмент повышения конкурентоспособности России

Цели нашего кластера — определить потенциал рынка, показать эти ниши предпринимателям, потому что постоянно на госденьги развиваться невозможно и неправильно, <…> нужно создать среду. Кластер — это один из очень удачных инструментов для создания такой среды — Тюнин Александр, Генеральный директор, UMATEX Group.

Мы выходим на зарубежные рынки <…> За нами весь практически транспортный <…> комплекс России. Если будут кластеры, нам проще будет разговаривать — Мишарин Александр, Первый заместитель генерального директора, ОАО «Российские железные дороги».

Промышленные кластеры позволяют развивать различные формы кооперации

Большие предприятия — это создание сырьевой базы именно для развития среднего и малого бизнеса. И отсюда создается цепочка технологических переделов. Индустриальные парки сегодня вынуждены преобразовываться в кластеры, чтобы повышать эту кооперацию — Сутягинский Михаил, Председатель совета директоров, АО «Группа компаний «Титан».

У нас необычный кластер, поскольку обычно кластеры создаются, чтобы создать цепочку поставщиков нескольких уровней для головного потребителя, выпускающего конечный продукт. Мы создали в трех регионах — в Республике Татарстан, Московской и Саратовской областях — промышленный кластер “Композиты без границ”, чтобы построить рынок — Тюнин Александр, Генеральный директор, UMATEX Group.

У нас есть хорошие проекты. Малый бизнес кооперируется с крупным бизнесом, есть хорошие продукты — Иконников Виктор, Заместитель губернатора Архангельской области по стратегическому планированию и инвестиционной политике.

Проблемы
Несовершенство нормативной базы

СПИК 1 [механизм специальных инвестиционных контрактов, — Ред.] не вышел, СПИК 2 еще не подобрали, а уже отменили то, что начало давать результат. Мы должны поступательно двигаться, должны помогать точкам роста, которые дают разветвленную цепочку для развития кластеров — Сутягинский Михаил, Председатель совета директоров, АО «Группа компаний «Титан».

Целый ряд регионов изъявил желание включиться в работу по нашему кластеру, в частности, Ульяновский регион, Тульская область. И мы встретили проблему - для того, чтобы два региона включить к уже существующим трем, надо, по сути, пройти путь сначала и создать новый кластер — Тюнин Александр, Генеральный директор, UMATEX Group.

Недостаточно развитая система поддержки инвесторов

Хотелось бы акцентировать внимание на важности последнего этапа. Мы сейчас говорим о том, как привлечь инвесторов. Но важно сопровождать инвесторов и дальше. Это уже не материальные меры, это создание предпринимательских связей, обучение, то, что нужно, чтобы инвесторы не только пришли, но и остались — Архангельская Ольга, Партнер, руководитель группы по оказанию услуг компаниям секторов недвижимости, транспорта, инфраструктуры и государственным компаниям в СНГ, EY.

Мы не имеем информации [о том, что нужно инвестору, — Ред.]. Если бы регион откуда-то брал эту информацию, было бы здорово. Мы очень хотим развивать эту тему, анализируя, что у нас уже есть и какой передел для какого предприятия мог бы быть использован — Артамонов Игорь, Временно исполняющий обязанности губернатора Липецкой области.

Отсутствие системы технологической экспертизы для определения приоритетов

Примеры, когда выбираются не правильные, не перспективные технологии, — их очень много — Ивлиев Григорий, Руководитель, Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Критично правильно оценить те технологии, которые предлагаются для инвестирования, для поддержки государственной. В этой части у нас серьезное белое пятно — Тюнин Александр, Генеральный директор, UMATEX Group.

Решения
Максимальное использование промышленного и научного потенциала регионов при формировании кластеров

Кластеры нужно формировать с серьезной технологической основой. Надо создавать центры компетенций в кластерах и технопарках в регионах — Ивлиев Григорий, Руководитель, Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент).

Мы сейчас заинтересованы, чтобы как можно ближе к нашим заводам в городах и регионах были расположены наши крупнейшие поставщики. У нас в результате получается лучшая экономика — Сагал Алексей, Президент, АО «Арнест».

Совершенствование механизма госзакупок

На сегодняшний день победитель [в системе госзакупок] получает практически стопроцентный заказ. Мы предлагаем установить систему 70\30, когда победитель будет получать не более 70% заказа, а 30% будет гарантированно передаваться компаниям, занявшим 2-е и 3-е места, это будет гарантированным стимулом инвестировать, приходить, понимая, что есть возможность пробиться через сито поставок — Тюнин Александр, Генеральный директор, UMATEX Group.

Всесторонний учет интересов инвесторов

Мы готовы предоставить площадки, налоговые льготы в Липецкой области, у нас специально все подготовлено — Артамонов Игорь, Временно исполняющий обязанности губернатора Липецкой области.

Мы начнем продвигать тему устойчивого развития и, в том числе, среди членов ассоциации. Данный механизм позволит и нашему бизнесу быть конкурентоспособным именно на зарубежных рынках. Потому что если компании в свою идеологию закладывают механизм устойчивого развития, то зарубежные партнеры, зарубежные банки идут навстречу с точки зрения кредитования, предоставления каких-то дополнительных стимулов развития — Шпиленко Андрей, Директор, Ассоциация развития кластеров и технопарков России; член стратегического совета по инвестициям в новые индустрии, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Использование кластеров для евразийской интеграции

Мы инициируем создание новых кластеров, поддерживаем уже работающие. Для нас это возможность еще глубже интегрировать наши страны <…> Чем больше интеграционных цепочек возникает, чем больше кластеров выходит за пределы региона или даже страны, чем плотнее и органичнее страны вплетаются друг в друга, тем крепче наш союз — Субботин Александр, Член коллегии (Министр) по промышленности и агропромышленному комплексу, Евразийская экономическая комиссия.

То, что Евразийская комиссия предлагает, приемлемо для нас. Я разработал закон о промышленной политике Армении, в соответствии с которым в каждой губернии должна быть одна промышленная зона — Мелкумян Микаел, Председатель постоянной комиссии по вопросам региональной и Евразийской интеграции, Национальное собрание Республики Армения.

Обеспечение преемственности инструментов господдержки

Наша задача — при переходном периоде к национальным проектам обеспечить финансированием те проекты, которые мы уже отобрали, и это мы сделаем по тем проектам, по которым взяты обязательства, мы их профинансируем — Безруков Сергей, Директор департамента региональной промышленной политики и проектного управления, Министерство промышленности и торговли.

Изучение зарубежного опыта

Тема промышленных кластеров является одним из ключевых компонентов, каким образом Китай строил свою экспортную базу — Раман Джей Ви, Президент в России, Украине и Беларуси, ООО «Юнилевер Русь».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС