Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Национальные инфраструктурные приоритеты – 2024: быстро определить и эффективно реализовать
14 Февраля 2019
14:00—15:45
Ключевые выводы
Национальные проекты четко определили приоритеты развития страны

Сегодняшняя версия комплексного плана развития магистральной инфраструктуры <…> прошла все итерации <…> Максимально <…> из возможного туда включались проекты, отвечающие <…> двум критериям, — экономический рост государства и значимость для <…> людей, проживающих <…> в стране — Алафинов Иннокентий, Первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации.

Преимущество национальных проектов в том, что в них четко прописано, какие направления финансируются, а какие финансироваться не будут — Травников Андрей , Губернатор Новосибирской области.

“Умный город” как проект цифровизации городского хозяйства — это очевидное радикальное повышение эффективности работы общественного транспорта, расходов на освещение, повышение безопасности и многих других направлений в жизни города, которыми без этой прозрачности сложно управлять <…> Цифровизация позволяет деньги сэкономить. Мы делаем акцент на концессии — Чибис Андрей, Временно исполняющий обязанности губернатора Мурманской области.

Проблемы
Несовершенство нормативного регулирования

Регуляторная часть до сих пор остается проблематикой нашего рынка <…> От государства хочется большего внимания и большей обратной связи — Чичканов Алексей, Первый вице-президент, «Газпромбанк» (Акционерное общество).

Отсутствие преемственности в экономических решениях

В основном в регионах <…> происходит [так]: приходит [другая] команда — и нет проектов <…> Преемственности власти у нас совершенно нет — Чичканов Алексей, Первый вице-президент, «Газпромбанк» (Акционерное общество).

Неготовность региональных властей и бизнеса к поиску возможностей привлечения инвестиций

Инвесторов, которые своими деньгами рискуют и с госзаказа потихоньку переходят на концессии — их мало — Чичканов Алексей, Первый вице-президент, «Газпромбанк» (Акционерное общество).

У ряда регионов уже сейчас пропал стимул для привлечения частных инвестиций к организации концессионных соглашений. Губернаторы стали так рассуждать: мы используем свой лоббистский ресурс, пойдем в Федерацию и попросим очередной раз деньги на те или иные инфраструктурные проекты, которые мы же пролоббируем в национальные проекты — Селезнев Павел, Председатель правления, АНО «Национальный Центр ГЧП»; председатель совета директоров, ООО «Автодор-Инвест».

Часто регионы приходят с предложением: вы нам дайте столько-то федеральных денег, а мы потом найдем частные. Все-таки необходимы предварительные проработки, необходимо сначала провести переговоры с частными партнерами и иметь с ними финансовые, юридические договоренности — Онищенко Владислав, Руководитель, Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации.

Недостаточные возможности для конкуренции

Рынок консолидирован и это создает достаточно высокий входной барьер для иностранных компаний — Коваль Игорь, Генеральный директор по России и СНГ, IC Ictas Insaat Sanayi Ve Ticaret A.S.

Решения
Расширение списка перспективных проектов

Методика включения проектов в комплексный план развития магистральной инфраструктуры утверждена <…> Есть определенный “подвал проектов”, которые при определенных условиях могут подниматься наверх <…> И там проведено ранжирование, определено, какие проекты могут пойти вперед — Алафинов Иннокентий, Первый заместитель Министра транспорта Российской Федерации.

Крупные проекты, которые нам интересны, — более 10 млрд рублей, можно посчитать на пальцах одной руки <…> Хотелось бы много таких проектов — Панкратов Олег, Руководитель департамента финансирования инфраструктуры, ВТБ Капитал.

Использование государственно-частного партнерства для привлечения инвесторов

Количество проектов, которые сегодня есть в комплексном плане, превышает возможности для финансирования только государственного <…> Необходимо привлечение частных средств, [которое] позволит увеличить объем инвестиций в инфраструктуру и реализовать большее количество проектов <…> И здесь нам нужны инструменты ГЧП — Расстригин Михаил, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Национальные проекты не только не препятствуют ГЧП, а, наоборот, развивают — Мишарин Александр, Первый заместитель генерального директора, ОАО «Российские железные дороги».

ГЧП пронизывает не только транспортный сектор, но <…> и социальный, и городской — Селезнев Павел, Председатель правления, АНО «Национальный Центр ГЧП»; председатель совета директоров, ООО «Автодор-Инвест».

Мы себя видим <…> отраслевым игроком с компетенциями, которые способны <…> этот рынок [инфраструктурных проектов] развивать — Панкратов Олег, Руководитель департамента финансирования инфраструктуры, ВТБ Капитал.

У нас есть целый набор инструментов, которыми мы готовы попытаться облегчить жизнь коммерческим банкам <…> Мы готовы принимать чуть больше рисков, чем коммерческие банки <…> Если немного не хватает, мы готовы добавить эти деньги — Корсун Юрий, Заместитель председателя, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Совершенствование механизма ГЧП

Мы работаем над тем, чтобы на рынке ГЧП не возникло революций, чтобы он продолжил развиваться, чтобы инструменты остались гибкими, потому что проекты сложные. [поправки в законодательство] обсуждаются публично, сейчас идет согласование — Расстригин Михаил, Заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.

Мы не останавливаемся на классической форме, концессионной, придумываем свои механизмы. Одно из таких решений — партнерство с Корпорацией “Росатом”. Привлекли средства в дорожный фонд города в 11 раз больше, чем ежегодно выделялось, дали огромный толчок для роста экономики. Появился город, где 100% дорог в нормативном состоянии. Все высвобождаемые деньги, если говорить про инфраструктуру, вкладываем в потенциальные точки экономического роста — Бречалов Александр, Глава Удмуртской Республики.

Новосибирская область будет двигаться в развитии ГЧП-проектов, но уже с дополнительным прогнозированием, чтобы не набрать неисполнимых обязательств. Мы понимаем, что за каждым проектом скрываются обязательства региона или муниципалитета — Травников Андрей , Губернатор Новосибирской области.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС