Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Public Financial Literacy as the Basis for Financial Stability
14 February 2019
08:30—09:45
KEY CONCLUSIONS
Developing economy and digital technologies stirs public interest to financial tools

A region’s economic development has an impact on personal incomes, while a personal income sets a challenge to find a way to manage it other than just spend it on current consumption. It results in a higher interest in financial tools, which leads to higher financial literacy. If people invest, actively manage their savings and place money in start-ups and small business, it fuels the region’s economic development — Sergey Shvetsov, First Deputy Governor, Bank of Russia .

In the 21st century, every person needs knowledge in this area regardless of their occupation, income level and professional aspirations. <…> Each of us constantly faces the need to make certain financial decisions, plan out the family budget. Financial products and tools get more and more complicated — Andrey Bokarev, Director of International Financial Relations Department, Ministry of Finance of the Russian Federation.

The top score in the OECD financial literacy survey is 21. If we turn to Russia, today its score is 12.1, so we are somewhere in the middle, but at the same time <…> we are ranked 9th among G20 countries. Moreover, such leaders of this rating as France and Canada are a long way from top score — Gulezia Imaeva, Chief Executive Officer, NAFI Research Centre.

The Russian Government consistently raises public financial literacy

Starting from 2017, the Government approved the strategy for raising financial literacy. The programme will remain in force until 2023, and all regions are already part of it — Alexey Bobrovsky, Head of the Economic Programme, Russia 24.

The joint project of the Ministry of Finance and the World Bank aimed to raise financial literacy has been in place for almost 9 years. It has trial regions that became part of the project at different stages. <…> They did surveys to track the progress in financial literacy basically every 2–3 years, and the trial regions showed a positive trend <…> we need to adopt best practices and spread them — Gulezia Imaeva, Chief Executive Officer, NAFI Research Centre.

We have managed to achieve a lot over the last 6–7 years, in many ways because the programme was universal and involved educating not only children and students, but adults as well. It was important to engulf both educational facilities and organizations responsible for consumer rights — Andras Horvai, Country Director, Resident Representative for the Russian Federation, Europe and Central Asia, World Bank Group.

We started bringing aboard non-profit organizations and colleges, and at this stage we have created a grant programme. The government is not directly involved anymore. The regional financial literacy centre was launched in 2016, <…> when we selected a non-profit organization that operates this financial knowledge provider — Anton Alikhanov, Acting Governor of Kaliningrad Region.

Digitization helps raise public financial literacy

Digitization opens a much better access to information, including financial services. However, <…> financial literacy starts with the family and every consumer’s individual responsibility — Georgiy Gorshkov, First Deputy President and Chairman of the Management Board, Post Bank.

ISSUES
Financial products become more complicated

The need for comprehensive knowledge of every single product and for maintaining a budget manually in a notebook is a matter of just several years. Then all of it will be replaced by a gadget that will have a better understanding of a person’s long-term needs. The question is whether people would be ready to trust this software and to stop relying on their own knowledge about the financial world — Sergey Shvetsov, First Deputy Governor, Bank of Russia .

Low level of financial literacy in some part of the population due to uneven regional development

Urban development level is apparently another major factor for skills. In certain regions that have a significant share of rural population have lower level of skills, because infrastructure is not as good there as in regions with a higher urban development level — Gulezia Imaeva, Chief Executive Officer, NAFI Research Centre.

SOLUTIONS
Raising accessibility and quality of financial services

If we address literacy, we need to improve financial inclusion, service quality, infrastructure and financial environment. We can raise financial literacy through building skills as well — Gulezia Imaeva, Chief Executive Officer, NAFI Research Centre.

The primary thing is how the financial sector offers its services to consumers. The law on self-regulation has been adopted. Under this law, self-regulatory organizations approved standards aimed at providing citizens with the right information and, most importantly, give them the right expectations for the product — Sergey Shvetsov, First Deputy Governor, Bank of Russia .

Developing programmes and infrastructure to raise financial literacy

School is the only facility that can introduce financial literacy for everybody instead of making it elective. This universal introduction will impact school children and their parents through them — Sergey Shvetsov, First Deputy Governor, Bank of Russia .

Starting from 2011, we have been publishing a course book for high school and college students. Itis called ‘All about future retirement”. <…> We have given over 6 million open classes. <…> We would like to explain pension insurance better through academic programmes. <…> We believe it will stir interest to this product, and when getting a job, young people will ask the right questions — Anton Drozdov, Chairman of the Board, Pension Fund of the Russian Federation.

Comprehensive protection for rights of citizens in digital sphere

People who target active wire transfers demonstrate a good level of financial literacy. At the same time, when it comes to protecting their rights and understanding various forms of potential fraud, they are on the same level as the rest of Russians. Protecting rights in the digital sphere is an aspect that we must carefully consider — Gulezia Imaeva, Chief Executive Officer, NAFI Research Centre.

We are after raising financial literacy. <…> We have created an enormous network of consulting centres. <…> We have a hotline, and over the last year we received over 70 thousand calls just about financial services. <…> The other part of our work is supervision. <…> The have the right of sample purchase for both products and services. Today, we have trials in 10 regions, where we test the methods, including the ones for banking — Anna Popova, Head, Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing.

A person needs protection from the financial market and from themselves by dividing them in qualified and non-qualified investors by their incomes and qualification. <…> It is important that the financial sector does not offer people anything excessive – something they do not need, they do not understand or something that by default involves higher risk and requires other knowledge — Sergey Shvetsov, First Deputy Governor, Bank of Russia .

The material was prepared by the Russian news agency TASS

Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Финансовая грамотность населения как основа для финансовой стабильности
14 Февраля 2019
08:30—09:45
Ключевые выводы
Развитие экономики и цифровых технологий стимулирует интерес граждан к финансовым инструментам

Экономическое развитие региона влияет на доходы населения, а наличие доходов ставит задачу ими как-то распорядиться, кроме как потратить на текущее потребление. Отсюда рост интереса к финансовым инструментам и отсюда рост финансовой грамотности. А если люди инвестируют, активно управляют своими сбережениями, вкладывают деньги в стартапы, малый бизнес, то это подпитывает и экономическое развитие региона — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

В 21 веке знания в этой области необходимы каждому человеку независимо от его рода занятий, уровня дохода, профессиональных пристрастий. <…> Каждый из нас постоянно сталкивается с необходимостью принимать те или иные финансовые решения, планировать семейные бюджет, происходит постоянное усложнение тех или иных финансовых продуктов, инструментов — Бокарев Андрей, Директор департамента международных финансовых отношений, Министерство финансов Российской Федерации.

Максимальный балл индекса финансовой грамотности по методологии ОЭСР составляет 21 балл. Если говорить в целом о России, то сегодня показатель 12,1 балла, то есть мы где-то на середине пути, но при этом <…> среди стран G20 занимаем 9 место. При этом даже такие лидеры рейтинга, как Франция и Канада, еще далеки от максимальных значений — Имаева Гузелия, Генеральный директор, Аналитический центр НАФИ.

Правительство РФ ведет последовательную работу по повышению финансовой грамотности населения

С 2017 года Правительство утвердило стратегию повышения финансовой грамотности, до 2023 программа будет действовать, уже все регионы участвуют в этом — Бобровский Алексей, Руководитель службы экономических программ, телеканал «Россия 24».

Проект Министерства финансов вместе со Всемирным банком содействию повышения финансовой грамотности, который уже практически 9 лет идет, — в рамках него есть пилотные регионы, которые на разных этапах подключались к проекту <…> Практически каждые 2-3 года были замеры динамики уровня финансовой грамотности, и они были позитивные по этим пилотным регионам <…> надо брать лучшие практики и их масштабировать — Имаева Гузелия, Генеральный директор, Аналитический центр НАФИ.

Многого удалось достигнуть за последние 6-7 лет, в частности, потому, что программа была всеобъемлющей, охватывала образование не только детей, студентов, но и взрослых. Важно было охватить не только образовательные учреждения, но и структуры, которые отвечают за права потребителей — Хорваи Андраш, Директор, постоянный представитель в Российской Федерации, Европе и Центральной Азии, Группа Всемирного банка.

Стали активно вовлекать некоммерческие организации и вузы, на этом этапе появилась грантовая программа. Мы уже отошли от прямого участия государства. Региональный центр финансовой грамотности был создан в 2016 году, <…> когда выбрали некоммерческую организацию, которая обеспечивает работу этого ретранслятора финансовых знаний — Алиханов Антон, Губернатор Калининградской области.

Цифровизация помогает людям повышать финансовую грамотность

Цифровизация обеспечивает гораздо более высокий доступ к информации, в том числе и к финансовым услугам. Но все-таки <…> финансовая грамотность начинается с семьи и ответственности каждого потребителя — Горшков Георгий, Первый заместитель президента — председателя правления, ПАО «Почта Банк».

Проблемы
Сложность финансовых продуктов все время увеличиваются

Необходимость иметь доскональные знания о каждом продукте, вести где-то в тетрадке бюджеты — это вопрос еще нескольких лет, а потом все это заменит гаджет, который сможет лучше понимать долгосрочные потребности человека. И вопрос в том, насколько быстро люди будут готовы доверять этим программным средствам, отказавшись от собственных знаний о том, как устроен финансовый рынок — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Низкий уровень финансовой грамотности у части населения из-за неравномерности территориального развития

Уровень урбанизации тоже оказался важным фактором, который влияет на навыки. Есть регионы, в которых большая доля сельского населения, — и мы видим, что они проседают по навыкам. Потому что инфраструктура там не так развита, как в регионах с более высоким уровнем урбанизации — Имаева Гузелия, Генеральный директор, Аналитический центр НАФИ.

Решения
Повышение доступности и качества финансовых услуг

Если мы говорим о грамотности, то, конечно, нужно двигаться через повышение финансовой доступности, качества услуг, инфраструктуры, финансовой среды. Через формирование навыков мы также можем повышать финансовую грамотность — Имаева Гузелия, Генеральный директор, Аналитический центр НАФИ.

Первое важное дело - как финансовый сектор предлагает потребителю свои продукты. Принят закон о саморегулировании, в рамках этого закона саморегулируемые организации утвердили стандарты, которые направлены на то, чтобы предоставить гражданину правильную информацию, а самое главное — сформировать у него правильные ожидания относительно продукта — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Разработка программ и инфраструктуры для повышения финансовой грамотности

Школа — это единственный институт, который позволяет тотально внедрять финансовую грамотность не выборочно, не по чьему-то желанию. И это тотальное внедрение воздействует не только на школьников, через них обучаются и их родители — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Мы уже с 2011 года издаем учебное пособие для старших школьников, для студентов колледжей “Все о будущей пенсии”. <…> Порядка 6 млн открытых уроков провели. <…> Нам бы хотелось, чтобы в образовательных программах пенсионное страхование более четко объяснялось. <…> Нам кажется, что это повысит интерес к данному продукту — и молодые люди, которые приходят на работу, сразу будут задавать правильные вопросы — Дроздов Антон, Председатель правления, Пенсионный фонд Российской Федерации.

Комплексная защита прав граждан в цифровой среде

Люди, которые ориентированы на активные безналичные платежи, показывают хороший показатель по уровню финансовой грамотности, но при этом в вопросах защиты своих прав, понимания, какие формы мошенничества могут быть, они находятся на том же уровне, что и остальные россияне. Это отдельный аспект, на который мы должны внимательно смотреть, — защита прав людей в цифровой среде — Имаева Гузелия, Генеральный директор, Аналитический центр НАФИ.

Мы занимаемся повышением финансовой грамотности. <…> Мы создали огромную сеть консультационных пунктов. <…> У нас работает горячая линия и за последний год 70 тыс. обращений поступило только по финансовым услугам. <…> Вторая часть работы — надзорная. <…> У нас появилось право контрольной закупки не только товаров, но и услуг. И сегодня у нас в 10 регионах идут пилоты, мы отрабатываем методологию, в том числе, и в банковском секторе — Попова Анна, Руководитель, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Необходимы защита человека и от финансового рынка, и от себя самого через деление граждан в зависимости от квалификационного и имущественного ценза на неквалифицированных и квалифицированных инвесторов. <…> Важно, чтобы финансовый сектор не предлагал людям лишнего — того, что им не нужно, того, что они не понимают, и того, что априори более рискованное и требует других знаний — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС