Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Финансовая грамотность населения как основа для финансовой стабильности
Ключевые выводы
Развитие экономики и цифровых технологий стимулирует интерес граждан к финансовым инструментам

Экономическое развитие региона влияет на доходы населения, а наличие доходов ставит задачу ими как-то распорядиться, кроме как потратить на текущее потребление. Отсюда рост интереса к финансовым инструментам и отсюда рост финансовой грамотности. А если люди инвестируют, активно управляют своими сбережениями, вкладывают деньги в стартапы, малый бизнес, то это подпитывает и экономическое развитие региона — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

В 21 веке знания в этой области необходимы каждому человеку независимо от его рода занятий, уровня дохода, профессиональных пристрастий. <…> Каждый из нас постоянно сталкивается с необходимостью принимать те или иные финансовые решения, планировать семейные бюджет, происходит постоянное усложнение тех или иных финансовых продуктов, инструментов — Бокарев Андрей, Директор департамента международных финансовых отношений, Министерство финансов Российской Федерации.

Максимальный балл индекса финансовой грамотности по методологии ОЭСР составляет 21 балл. Если говорить в целом о России, то сегодня показатель 12,1 балла, то есть мы где-то на середине пути, но при этом <…> среди стран G20 занимаем 9 место. При этом даже такие лидеры рейтинга, как Франция и Канада, еще далеки от максимальных значений — Имаева Гузелия, Генеральный директор, Аналитический центр НАФИ.

Правительство РФ ведет последовательную работу по повышению финансовой грамотности населения

С 2017 года Правительство утвердило стратегию повышения финансовой грамотности, до 2023 программа будет действовать, уже все регионы участвуют в этом — Бобровский Алексей, Руководитель службы экономических программ, телеканал «Россия 24».

Проект Министерства финансов вместе со Всемирным банком содействию повышения финансовой грамотности, который уже практически 9 лет идет, — в рамках него есть пилотные регионы, которые на разных этапах подключались к проекту <…> Практически каждые 2-3 года были замеры динамики уровня финансовой грамотности, и они были позитивные по этим пилотным регионам <…> надо брать лучшие практики и их масштабировать — Имаева Гузелия, Генеральный директор, Аналитический центр НАФИ.

Многого удалось достигнуть за последние 6-7 лет, в частности, потому, что программа была всеобъемлющей, охватывала образование не только детей, студентов, но и взрослых. Важно было охватить не только образовательные учреждения, но и структуры, которые отвечают за права потребителей — Хорваи Андраш, Директор, постоянный представитель в Российской Федерации, Европе и Центральной Азии, Группа Всемирного банка.

Стали активно вовлекать некоммерческие организации и вузы, на этом этапе появилась грантовая программа. Мы уже отошли от прямого участия государства. Региональный центр финансовой грамотности был создан в 2016 году, <…> когда выбрали некоммерческую организацию, которая обеспечивает работу этого ретранслятора финансовых знаний — Алиханов Антон, Губернатор Калининградской области.

Цифровизация помогает людям повышать финансовую грамотность

Цифровизация обеспечивает гораздо более высокий доступ к информации, в том числе и к финансовым услугам. Но все-таки <…> финансовая грамотность начинается с семьи и ответственности каждого потребителя — Горшков Георгий, Первый заместитель президента — председателя правления, ПАО «Почта Банк».

Проблемы
Сложность финансовых продуктов все время увеличиваются

Необходимость иметь доскональные знания о каждом продукте, вести где-то в тетрадке бюджеты — это вопрос еще нескольких лет, а потом все это заменит гаджет, который сможет лучше понимать долгосрочные потребности человека. И вопрос в том, насколько быстро люди будут готовы доверять этим программным средствам, отказавшись от собственных знаний о том, как устроен финансовый рынок — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Низкий уровень финансовой грамотности у части населения из-за неравномерности территориального развития

Уровень урбанизации тоже оказался важным фактором, который влияет на навыки. Есть регионы, в которых большая доля сельского населения, — и мы видим, что они проседают по навыкам. Потому что инфраструктура там не так развита, как в регионах с более высоким уровнем урбанизации — Имаева Гузелия, Генеральный директор, Аналитический центр НАФИ.

Решения
Повышение доступности и качества финансовых услуг

Если мы говорим о грамотности, то, конечно, нужно двигаться через повышение финансовой доступности, качества услуг, инфраструктуры, финансовой среды. Через формирование навыков мы также можем повышать финансовую грамотность — Имаева Гузелия, Генеральный директор, Аналитический центр НАФИ.

Первое важное дело - как финансовый сектор предлагает потребителю свои продукты. Принят закон о саморегулировании, в рамках этого закона саморегулируемые организации утвердили стандарты, которые направлены на то, чтобы предоставить гражданину правильную информацию, а самое главное — сформировать у него правильные ожидания относительно продукта — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Разработка программ и инфраструктуры для повышения финансовой грамотности

Школа — это единственный институт, который позволяет тотально внедрять финансовую грамотность не выборочно, не по чьему-то желанию. И это тотальное внедрение воздействует не только на школьников, через них обучаются и их родители — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Мы уже с 2011 года издаем учебное пособие для старших школьников, для студентов колледжей “Все о будущей пенсии”. <…> Порядка 6 млн открытых уроков провели. <…> Нам бы хотелось, чтобы в образовательных программах пенсионное страхование более четко объяснялось. <…> Нам кажется, что это повысит интерес к данному продукту — и молодые люди, которые приходят на работу, сразу будут задавать правильные вопросы — Дроздов Антон, Председатель правления, Пенсионный фонд Российской Федерации.

Комплексная защита прав граждан в цифровой среде

Люди, которые ориентированы на активные безналичные платежи, показывают хороший показатель по уровню финансовой грамотности, но при этом в вопросах защиты своих прав, понимания, какие формы мошенничества могут быть, они находятся на том же уровне, что и остальные россияне. Это отдельный аспект, на который мы должны внимательно смотреть, — защита прав людей в цифровой среде — Имаева Гузелия, Генеральный директор, Аналитический центр НАФИ.

Мы занимаемся повышением финансовой грамотности. <…> Мы создали огромную сеть консультационных пунктов. <…> У нас работает горячая линия и за последний год 70 тыс. обращений поступило только по финансовым услугам. <…> Вторая часть работы — надзорная. <…> У нас появилось право контрольной закупки не только товаров, но и услуг. И сегодня у нас в 10 регионах идут пилоты, мы отрабатываем методологию, в том числе, и в банковском секторе — Попова Анна, Руководитель, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Необходимы защита человека и от финансового рынка, и от себя самого через деление граждан в зависимости от квалификационного и имущественного ценза на неквалифицированных и квалифицированных инвесторов. <…> Важно, чтобы финансовый сектор не предлагал людям лишнего — того, что им не нужно, того, что они не понимают, и того, что априори более рискованное и требует других знаний — Швецов Сергей, Первый заместитель председателя, Центральный банк Российской Федерации.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС