non-financial development institution
major organizer of congress and exhibition events
RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
The Economics of Urban Comfort
14 February 2019
14:00—15:30
KEY CONCLUSIONS
People care for changes around them, not the money spent on it

Normal living space, just a normal life should be everywhere. Therefore, this national project and all that our colleagues have been talking about is about normal human life in our communities. It is not a primary objective of what we do. Education and healthcare are important as well for an ordinary citizen. But still, judging from people’s reaction to certain decisions we make, first of all, they see what is going on around them — Dmitry Medvedev, Prime Minister of the Russian Federation.

We should notget carriedaway by the game of numbers. Today, I mentioned a figure of 26 trillion roubles [for all national projects – Ed.]. It is a whole lot of money. But when we talk about this, we should keep in mind that people immediately convert these numbers into contemplation about what has changed for me personally. It is the most important thing — Dmitry Medvedev, Prime Minister of the Russian Federation.

Urban development will ensure the development of the country

Why are we talking about cities? 75% of the population lives in cities. Exploring or pursuing this goal we still keep in mind small Russian communities. Nevertheless, developing places where 75% of the population lives, all the rest will benefit as well — Igor Shuvalov, Chairman, State Development Corporation "VEB.RF".

Unbiased assessment of quality of life

The Ministry is the administrator of the federal project ‘Comfortable Urban Environment’. <…> Provisions of this project, for the most part, pertain to the development. <…> Today, we are ready to publish the decree establishing the urban environment index. <…> We have to build this index up until 2024 at a fairly decent pace. <…> We want to raise the urban environment index by 30%, the number of cities with an unfavourable urban environment should be reduced by half — Vladimir Yakushev, Minister of Construction, Housing, and Utilities of the Russian Federation.

Building a comfortable city begins with changing the attitude

We have to overcome thinking in categories of ‘us vs. them’. Here ‘we’ are, a power that sits in a comfortable house with a smooth driveway, and all ‘they’, who criticise us, dislike us and are suspicious of everything. We should sit together, and realise that we are allies, not opponents. I believe that this is the essential part — Andrei Sharonov, Dean, Moscow School of Management SKOLKOVO.

Urban logistics is essential for investors

Railway transport is the future. It is environmental friendliness, cleanliness, convenience, Wi-Fi access, personal office on the move through the city, and it is public transport. Recently, we have done a lot to build good logistics within cities, but it is not only the transport, but it is also seamless technology, a railroad, taxi, buses — Oleg Belozerov, President, Chairman of the Board, Russian Railways.

It is not just Lastochka. It immediately affected the city’s and the region’s economy. We have two fairly large companies that decided that the commute is now comfortable enough for middle management to comfortably reach Ivanovo in a day, so they resolved to set up branches of their companies in our city — Stanislav Voskresensky,, Governor, Ivanovo Region.

ISSUES
Lack of experience in developing a comfortable city

In 2014, together with Tatneft Company, we did a major renovation of the Gorky Park of culture and leisure. <…> And when we started looking for where and how’s, we turned to Moscow, which had worked on these issues before us. And then Natalia Fishman appeared in sight, and we had to change a lot of things — Rustam Minnikhanov, Head of the Republic of Tatarstan.

Paving stones, a street light, a bench, a trash bin are an improvement as perceived by a regular municipality. But for 30–40 years they did not deal with extensive improvements in Russia. There were more important things to think of. And, except for Moscow, there was not much experience in 2015 — Natalia Fishman, Aide to the President of the Republic of Tatarstan.

Small business is essential for urban development

A city needs a contemporary concept and development plan, along with new residential neighbourhoods and public spaces. <…> A new city block, a new start need more than large infrastructure projects. The heart and quality of this life can only be obtained through small, medium-sized and micro enterprises providing this comfort — Igor Shuvalov, Chairman, State Development Corporation "VEB.RF".

SOLUTIONS
Search for mutually beneficial partnerships between local authorities and business for urban development

Why Gusev? In 2007, we travelled all the small cities of the Kaliningrad Region. We chose Gusev for two reasons: first, because fairly young and fast learning people live there, and second, Gusev offered us suitable conditions. <…> Then we invested in the social environment. <…> By all means, out of six billion we invested in Gusev, at least one billion was non-production expenses. We invested in the park, in the car free village, nurturing communication and kindergartens — Konstantin Aksenov, Vice President for Strategic Development, GS Group.

The lower wages, the low cost of land and, most importantly at that time, the willingness of local authorities to make changes along with a well-defined strategy of cooperation with an investor. <…> What is the economic effect of cooperation between the Technopolis GS and the city of Gusev? From 2007 to 2018, the revenue of the city budget increased from 380 million to 1.4 billion roubles. <…> The average wage grew from 10 to 30 thousand roubles. Also, the gross municipal product quadrupled over this time; the unemployment rate dropped from 4 to less than 1%. <…> Over the ten years, the population of a small town has not shrunk, but grew by 1%,” — Alexander Kitaev, Head of the Administration of the Gusevsky City District Municipal Structure.

“When it comes to social environment, schools needed by our employees and the city residents, kindergartens, other infrastructure, houses, we have an excellent project. <…> We bring cultural events to Tobolsk, we invest in public spaces as much as we can — Dmitry Konov, Head of the Administration of the Gusevsky City District Municipal Structure.

The comprehensive programme for the development of urban infrastructure is simply called Tobolsk 2020. Tobolsk residents voted for more than 40 sites to be selected for this programme, many of which have already rolled out: ten sports facilities, <…> 18 educational establishments (we are building new schools, a kindergarten specialising in math and physics education — Alexander Moor, Governor of Tyumen Region.

Citizens should be involved in the life of the city

Citizens should take [part] in deciding what the city should look like, and we also have such index in our federal project. <…> Thirty per cent of people living in a municipality over 14 years of age, by 2024 should vote on all issues related to the improvement of the city — Vladimir Yakushev, Minister of Construction, Housing, and Utilities of the Russian Federation.

The actions, the result is most appreciated when people do something for people. <…> Involvement in the implementation process is also critical. We need to gradually move away from this rhetoric of national projects, activities, plans, trillions towards the involvement of people in the implementation of specific actions and projects in real neighbourhoods — Maxim Oreshkin, Minister of Economic Development of the Russian Federation.

Scientific and educational centres appeal to young people

Scientific and educational centres in terms we are using today <…> is an intellectual framework of urban agglomeration. These are the links, the programmes that will ensure a sustainable future of cities, which will draw in young people, who at the end will have innovative technology projects created here, in these cities. They will alter these cities, and this is a production line that will inevitably produce only the best practices — Mikhail Kotyukov, Minister of Science and Higher Education of the Russian Federation.

The material was prepared by the Russian news agency TASS

нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Экономика городского комфорта
14 Февраля 2019
14:00—15:30
Ключевые выводы
Для людей важны изменения вокруг них, а не потраченные на это деньги

Везде должно быть устроено нормальное жизненное пространство, должна быть просто нормальная жизнь. Поэтому и этот национальный проект, и все, о чем коллеги говорили, это именно про нормальную человеческую жизнь в тех населенных пунктах, где мы живем. Я не хочу сказать, что это главное, чем мы занимаемся. И образование, и здравоохранение для обычного человека не менее важны. Но все-таки если посмотреть, как люди реагируют на те или иные решения, которые мы принимаем, прежде всего они видят то, что происходит вокруг них — Медведев Дмитрий, Председатель Правительства Российской Федерации.

Мы не должны увлекаться игрой в цифры, я сегодня эту цифру назвал, 26 триллионов рублей [на все нацпроекты — Ред.], это гигантские деньги. Но когда мы говорим об этом, мы не должны забывать, что у людей, которые слышат эти цифры, все это сразу же конвертируется в размышление о том, а что у меня изменилось. Вот это важнее всего — Медведев Дмитрий, Председатель Правительства Российской Федерации.

Развитие городов обеспечит развитие всей страны

Почему мы говорим о городах? 75% населения страны живет в городах. Мы не думаем, что, исследуя эту цель или преследуя эту цель, мы забываем про другие населенные пункты России. Тем не менее, от развития тех мест, где живет 75% населения страны, получат развитие все остальные — Шувалов Игорь, Председатель, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Качество жизни получит объективную оценку

Министерство выступает администратором федерального проекта „Комфортная городская среда“. <...> Мероприятия, которые присутствуют в этом проекте, в основной своей массе связаны с благоустройством. <...> Сегодня уже на выходе постановление, где будет заложено, что такое индекс городской среды. <...> По этому показателю мы должны будем расти до 2024 года достаточно приличными темпами. <...> Мы хотим поднять индекс городской среды на 30%, количество городов с неблагоприятной городской средой должно уменьшиться вдвое — Якушев Владимир, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации .

Строительство комфортного города начинается с изменения сознания

Преодолеть надо это мышление „мы и они“. Вот „мы“ есть власть, которая сидит в хорошем доме, с хорошим асфальтом, — и все „они“, которые нас критикуют, не любят и во всем подозревают. И посадить их вместе, и дать им понять, что вообще они союзники, а не противники, вот это, мне кажется, очень важная часть — Шаронов Андрей, Президент, Московская школа управления СКОЛКОВО.

Для инвесторов важна городская логистика

Железнодорожный транспорт — это транспорт будущего, это экология, это чистота, это удобство, это Wi-Fi, это возможность работать, это свое пространство для того, чтобы воспользоваться перемещением в городе, это городской транспорт. Мы за последнее время очень многое сделали для того, чтобы внутри городов выстроить хорошую логистику, но это не только железнодорожный транспорт, это бесшовные технологии, это железная дорога, это такси, это автобусы — Белозеров Олег, Генеральный директор — председатель правления, ОАО «Российские железные дороги».

Это не просто „Ласточка“, это немедленно сказалось на экономике города и на экономике региона. У нас две достаточно крупные компании приняли решение о том, что теперь связь комфортная, менеджмент среднего звена может одним днем комфортно добраться до Иваново, поэтому они приняли решение о размещении отделений своих компаний именно у нас в городе — Воскресенский Станислав, Губернатор Ивановской области .

Проблемы
Отсутствие опыта для развития комфортного города

В 2014 году мы сделали большую реконструкцию парка культуры и отдыха имени Горького. Эту задачу мы решали с компанией Татнефть. <...> И когда мы начали смотреть, куда и как идти, мы обратили взор в сторону Москвы, которая эти вопросы решала раньше нас. И вот Наталья Фишман появилась на горизонте, и многие вещи пришлось поменять — Минниханов Рустам, Президент Республики Татарстан.

Брусчатка, фонарь, скамейка, урна — это благоустройство в понимании нормального муниципалитета. Но в течение 30-40 лет в России системным благоустройством не занимались, не до того было, и собственно, кроме как в Москве особо опыта не было в 2015 году — Фишман Наталия, Помощник Президента Республики Татарстан.

Городам трудно развиваться без малого бизнеса

Город не может развиваться без современного облика и плана развития, вместе с современными жилыми кварталами и общественными пространствами. <...> Там, где возникает новый квартал, там, где возникает новая жизнь, невозможно ее обеспечить просто благодаря крупным инфраструктурным проектам. Сердце и качество этой жизни можно только получить благодаря тому, что малые, средние и микропредприятия имеют возможность для того, чтобы создавать этот комфорт — Шувалов Игорь, Председатель, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Решения
Поиск взаимовыгодных форм партнерства местных властей и бизнеса по развитию городской среды

Как мы выбрали Гусев? Мы объехали все малые города Калининградской области в 2007 году. Гусев мы выбрали по двум причинам: во-первых, потому, что там достаточно молодое и обучаемое население, а второе — в Гусеве нам предложили нужные условия. <...> Дальше мы инвестировали в социальную среду. <...> В любом случае из 6 млрд инвестиций, которые мы сделали в Гусев, 1 млрд по крайней мере пошел на непроизводительные расходы. Мы инвестировали в парк, мы инвестировали в поселок, где нет машин, где есть общение, детские сады — Аксёнов Константин, Вице-президент по стратегическому развитию, GS Group.

Более низкий уровень заработной платы, невысокая стоимость земельных участков и, самое главное на тот момент, — желание местных властей произвести изменения, наличие четко сформулированной стратегии работы с инвестором. <...> Какой экономический эффект принесло сотрудничество между технополисом GS и городом Гусев? Доходная часть бюджета города с 2007 года по 2018 год увеличилась с 380 млн до 1,4 млрд рублей. <...> Средний уровень зарплаты увеличился с 10 тыс. до 30 тыс. рублей, кроме этого, валовый муниципальный продукт за этот период возрос в 4 раза, уровень безработицы сократился с 4 до менее 1%. <...> За десятилетний период население маленького города не сократилось, а выросло на 1% — Китаев Александр, Глава администрации муниципального образования «Гусевский городской округ».

В той части, которая касается социальной среды, школ, которые необходимы для наших сотрудников и для жителей города, детских садов, прочей инфраструктуры, домов, мы сложили очень хороший проект. <...> Мы привозим культурные мероприятия в Тобольск, мы инвестируем в общественное пространство в той части, в который мы можем это делать — Конов Дмитрий, Председатель правления, ПАО «СИБУР Холдинг».

Комплексная программа развития городской инфраструктуру называется просто „Тобольск 2020“. В этой программе более 40 объектов, которые были выбраны путем голосования жителей Тобольска, многие из них уже реализуются: 10 объектов связаны со спортом, <...> 18 объектов образования — строим новые школы, физико-математический детский сад — Моор Александр, Губернатор Тюменской области.

Население необходимо привлекать для участия в жизни города

В решении вопросов, как должен выглядеть город, должны принимать [участие] люди — и у нас тоже есть такой показатель, в нашем федеральном проекте. <...> 30% людей, проживающих в том или ином муниципальном образовании в возрасте от 14 лет, к 24-му году должны с помощью голосования принимать участие в решении всех вопрос, касающихся благоустройства города — Якушев Владимир, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации .

Наиболее ценится тот результат, те действия, когда люди делают что-то для людей. <...> И вовлеченность в процесс реализации очень важна. Нам действительно нужно постепенно отходить от этой риторики — национальные проекты, мероприятия, планы, триллионы, а говорить о вовлеченности людей в реализацию конкретных действий, конкретных проектов на местах, там, где люди живут — Орешкин Максим, Министр экономического развития Российской Федерации.

Для привлечения молодых нужны научно-образовательные центры

Научно-образовательные центры в том виде, в котором мы сегодня обсуждаем <...> это такой интеллектуальный каркас городской агломерации. Это те связи, это те программы, которые будут обеспечивать устойчивое будущее городов, которые будут втягивать в себя молодежь, которые будут на выходе иметь инновационные технологические проекты, созданные здесь же, в этих, собственно говоря, городах. Будут менять эти города, и это конвейер, который будет постоянно воспроизводить только самые лучшие практики — Котюков Михаил, Министр науки и высшего образования Российской Федерации.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС