Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Национальные проекты в Арктической зоне Российской Федерации: механизмы реализации
9 Апреля 2019
12:00—13:30
Ключевые выводы
Национальные проекты — важнейший инструмент повышения качества жизни в Арктике

Нацпроекты — это серьезный инструмент исправить социальные диспропорции, повысить качество жизни — Копин Роман, Губернатор – председатель Правительства Чукотского автономного округа.

Запускается и развивается Северный морской путь, активно развивается промышленное производство. <...> У нас стоит задача, чтобы людям было комфортно жить у нас <...> чтобы молодежь оставалась на территории. <...> В этом смысле очень принципиален вопрос комфортной городской среды — Чибис Андрей, Временно исполняющий обязанности губернатора Мурманской области.

За счет появления новых промышленных проектов <...> создается та база, которая позволит нам кратно улучшить условия жизни в Арктике — Николаев Айсен, Глава Республики Саха (Якутия).

Бизнес заинтересован в развитии социальной сферы арктических регионов

Порядка 170 км нефтепровода находится за полярным кругом. <...> Вдоль каждого нефтепровода в обязательном порядке прокладывается оптоволоконный кабель — это связь, это интернет, это цифровизация <...> За последние 5 лет мы перечислили в бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа 22 млрд руб., из них порядка 17 млрд на развитие социальных и инфраструктурных проектов — Маргелов Михаил, Вице-президент, ПАО «Транснефть».

Проблемы
Неразвитость социальной сферы и инфраструктуры в арктических регионах

Ожидаемая продолжительность жизни во всех регионах, кроме Ямала, ниже общероссийского. Чукотка — 66,1, а по указу (Президента — Ред.) мы должны подойти к планке 78. Высокая смертность трудоспособного населения кратно превышает общероссийский уровень: Чукотка — в 1,7 раза, Карелия — в 1,3 раза, Коми и Архангельская область — в 1,2 раза. Высокий фонд аварийного жилья: в Якутии — в 7 раз выше, чем по стране, в Ямало-Ненецком — в 5 раз, в Архангельске — в 3-4. <...> Показатели социального развития Арктической зоны должны быть не ниже среднего по России — Козлов Александр, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Самое главное — аэропорты. <...> Сегодня мы имеем колоссальные проблемы с тем, что стоимость перелетов внутри региона очень высокая — Николаев Айсен, Глава Республики Саха (Якутия).

Реализация национальных проектов в условиях Арктики требует повышенного финансирования

Что касается коэффициентов фонда обязательного медицинского страхования <...> усредненные коэффициенты, которые сегодня работают, не позволяют нам оплатить или компенсировать затраты медицинских учреждений, особенно затраты в медучреждениях в отдаленных территориях — Чибис Андрей, Временно исполняющий обязанности губернатора Мурманской области.

Условия климатические более жесткие, срок строительный гораздо короче, затрат требует больше. <...> Будем настойчиво ставить вопрос по корректировке и увеличению объемов поддержки на нацпроекты <...> в арктических условиях — Чибис Андрей, Временно исполняющий обязанности губернатора Мурманской области.

И суровые природные условия, и тяжелая логистика, и вызванная этим высокая стоимость строительства приводит к тому, что доля ветхого жилья очень высокая, и количество нового жилья недостаточно — Филимонов Максим, Заместитель генерального директора, главный редактор, Информационное агентство России ТАСС.

Высокая стоимость дорог, жилья, других объектов инфраструктуры, которая несоизмерима с аналогичными показателями центральных регионов — Копин Роман, Губернатор – председатель Правительства Чукотского автономного округа.

Высокая нагрузка на бизнес в Арктике

В силу законодательства на предпринимателей, которые работают в Арктике, наложен целый набор дополнительных социальных обязательств. И эти издержки делают наш бизнес неконкурентоспособным, когда конкурируют за контракт не на своей территории — Чибис Андрей, Временно исполняющий обязанности губернатора Мурманской области.

Отток жителей из арктических регионов

С северов сегодня готовы уехать 214 тысяч. <...> Чтобы люди, приехавшие туда, закреплялись <...> мы должны выработать те решения, которые позволят работать и быть спокойными — Харитонов Николай, Председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

У нас в ряде городов есть жилищный фонд достойный, но просто оттуда люди выехали. <...> У нас в Мурманской области за последние 30 лет уехало несколько сотен тысяч человек — Чибис Андрей, Временно исполняющий обязанности губернатора Мурманской области.

Решения
Разработка программ развития с учетом особенностей Арктики

С точки зрения благоустройства нужно думать о том, чтобы та среда, которую мы создаем, была бы многофункциональной, чтобы граждане могли этим пользоваться в период очень длинной зимы и очень короткого лета. <...> Очень много внимания уделяется освещению. <...> Должны быть энергоэффективные дома, которые стоят дороже, потому что вечная мерзлота — Якушев Владимир, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации .

Нужно разобраться с показателями и мероприятиями, которые учтены в нацпроектах, соответствуют ли они той жизни, которая там нужна. Если нет, то их срочно нужно добавлять. <...> Спортзал к школе дополнительно пристраивать, если у них его нет — Козлов Александр, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Создание рабочих мест

Надо создавать рабочие места, давать возможности преференций, а в Арктике они требуются в разы больше — Козлов Александр, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Развитие транспортной инфраструктуры

Необходимо говорить о комплексе мер по развитию воздушного транспорта: обновление авиапарка, упрощение процедур оснащения аэропортов, расширение использования санитарной авиации — Копин Роман, Губернатор – председатель Правительства Чукотского автономного округа.

Требуется и продолжение реконструкции Беломорско-Балтийского канала, и создание специального грузового флота. <...> Мне представляется, что это могло бы очень дополнить интерес к Севморпути — Парфенчиков Артур, Глава Республики Карелия.

Снижение налоговой нагрузки

Я недавно принял решение, чтобы освободить жителей Арктики от тех налогов, которые находятся в ведении республики, это земельный налог, транспортный, на имущество физических лиц <...> все затраты <...> возьмет бюджет Республики Саха (Якутия) — Николаев Айсен, Глава Республики Саха (Якутия).

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС