Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Финансирование инфраструктурных проектов
Итоги дискуссии

В настоящее время финансирование инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства и концессий становится все более интересным и государству, и инвестору. Общий объем рынка составляет 1,5 триллиона рублей, это огромные цифры, которые продолжают расти. Тем не менее, для большего привлечения частных инвесторов необходимо расширять инструментарий, внедрять такие решения, как риск-менеджмент, создавать системы управления рисками, расширять линейку возможностей инвестора в целом.
Сферы, которые традиционно относят к понятию инфраструктуры — социальная, энергетическая, жилищно-коммунальная и транспортная — равномерно распределяются между инвестирующими компаниями с различными возможностями.
Социальные и ЖКХ-инфраструктуры привлекают негосударственные пенсионные фонды, готовые инвестировать в малые и средние проекты. В этой связи встает вопрос о государственном регулировании такого финансирования/инвестирования. Так, Центральный банк, предполагая, что концессионные соглашения могут быть потенциально рискованны, накладывает ограничения на объемы инвестиций. По мнению регулятора, НПФ в этой ситуации вынужден пренебречь выгодным контрактом в пользу безопасного.
Легко структурируемые, просчитываемые всеми сторонами небольшие проекты составляют базу концессионных соглашений в целом. В основном это транспортная инфраструктура, на нее уходит 80–90% государственных средств, хотя доля их в числе прочих намного ниже. Речь о таких крупных проектах, как Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге или Московское центральное кольцо.
Одна из проблем, с которыми сталкиваются концессионеры, — необходимость государственного регулирования в части определения стоимости проекта. Другой вопрос, требующий формализации: при каких условиях государство берет на себя гарантию минимального дохода или предоставления платы концедента?
Также для банков важно четко прописать методологию государственно-частного партнерства, для застройщика же необходимы четкие условия выполнения заказчиком своих обязательств.

Основные моменты дискуссии, мнения, цитаты участников:

Мы, реализуя масштабные проекты, должны обязательно отрабатывать пласт некрупных и эффективных проектов. — Сергей Кельбах, Председатель правления, Государственная компания «Российские автомобильные дороги»

По объему средств, которые тратит государство, 80-90% всех средств уходит на транспортные инфраструктурные проекты, <...> поэтому, естественно, о транспорте больше всего речи. — Андрей Костин, Президент – председатель правления, Банк ВТБ (ПАО)

У нас нет хорошего бюджетного плеча, чтобы подставить его под выполнение таких проектов, как МЦК и ЗДС; даже те инструменты, которые у нас имелись до недавнего времени, к сожалению, ввиду сокращения бюджета, прекратили свое существование (Текст: М. Соколов, все выделения курсивом принадлежат редакции. — Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс). — Максим Соколов, Президент, АО «АВТОВАЗ»

Государство настолько сильно защищает интересы публичной стороны, что это становится ограничением в возможностях инвестирования. — Сергей Беляков, Управляющий директор, Ozon

Общая стоимость проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Казань не превышает той стоимости, которая была в обосновании инвестиций. Она была определена в 1 триллион 60 миллиардов рублей, а с учетом индексации в ценах соответствующих лет общая стоимость сегодня оценивается в триллион 260 миллиардов (Текст: А. Мишарин, все выделения курсивом принадлежат редакции. — Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс). — Александр Мишарин, Президент, Российская академия транспорта

Российская сторона может предоставлять определенные гарантии инвесторам, потому что инвесторам на российском рынке действительно некомфортно, и, если какие-то проекты являются важными для государства, они не всегда могут быть сопряжены с отдачей в краткосрочной перспективе. А есть ряд проектов, смысл которых вообще будет трудно объяснить азиатским инвесторам. Поэтому такие риски имеет смысл покрывать государству. — Ханс Хьюн, Старший партнер, Emerging Asia Capital Partners

У нас нет хорошего бюджетного плеча, чтобы подставить его под выполнение таких проектов (как МЦК и ЗДС). Даже те инструменты, которые у нас имелись до недавнего времени — к сожалению, ввиду сокращения бюджета они прекратили свое существование. — Максим Соколов, Президент, АО «АВТОВАЗ»

Не только запустить крупные проекты, но и дать возможность запустить под ними огромное количество проектов государственно-частного партнерства меньшего объема, таких же интересных и важных для региона и для страны. — Александр Мишарин, Президент, Российская академия транспорта

По объему средств, которые тратит государство, 80–90% всех средств уходят на транспортные инфраструктурные проекты… поэтому, естественно, о транспорте больше всего речи. — Андрей Костин, Президент – председатель правления, Банк ВТБ (ПАО)

Мы, реализуя масштабные проекты, должны обязательно отрабатывать пласт некрупных и эффективных проектов. — Сергей Кельбах, Председатель правления, Государственная компания «Российские автомобильные дороги»

У нас, с одной стороны, потребность в этих инвестициях, здесь же финансовая привлекательность таких инвестиций… а с другой стороны — отношение регулятора, который говорит о том, что нет, это рискованные проекты. Поэтому, если вы будете туда инвестировать, вы, пожалуйста, строго лимитируйте свои вложения и обеспечьте устойчивость инвестиционного портфеля. — Сергей Беляков, Управляющий директор, Ozon