В настоящее время финансирование инфраструктурных проектов на основе государственно-частного партнерства и концессий становится все более интересным и государству, и инвестору. Общий объем рынка составляет 1,5 триллиона рублей, это огромные цифры, которые продолжают расти. Тем не менее, для большего привлечения частных инвесторов необходимо расширять инструментарий, внедрять такие решения, как риск-менеджмент, создавать системы управления рисками, расширять линейку возможностей инвестора в целом.
Сферы, которые традиционно относят к понятию инфраструктуры социальная, энергетическая, жилищно-коммунальная и транспортная равномерно распределяются между инвестирующими компаниями с различными возможностями.
Социальные и ЖКХ-инфраструктуры привлекают негосударственные пенсионные фонды, готовые инвестировать в малые и средние проекты. В этой связи встает вопрос о государственном регулировании такого финансирования/инвестирования. Так, Центральный банк, предполагая, что концессионные соглашения могут быть потенциально рискованны, накладывает ограничения на объемы инвестиций. По мнению регулятора, НПФ в этой ситуации вынужден пренебречь выгодным контрактом в пользу безопасного.
Легко структурируемые, просчитываемые всеми сторонами небольшие проекты составляют базу концессионных соглашений в целом. В основном это транспортная инфраструктура, на нее уходит 8090% государственных средств, хотя доля их в числе прочих намного ниже. Речь о таких крупных проектах, как Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге или Московское центральное кольцо.
Одна из проблем, с которыми сталкиваются концессионеры, необходимость государственного регулирования в части определения стоимости проекта. Другой вопрос, требующий формализации: при каких условиях государство берет на себя гарантию минимального дохода или предоставления платы концедента?
Также для банков важно четко прописать методологию государственно-частного партнерства, для застройщика же необходимы четкие условия выполнения заказчиком своих обязательств.
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.