Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Хорошо жить, где мы есть

Корпус В, уровень 7, конференц-зал № 11
Ключевые выводы
Мастер-планирование стало действенным инструментом развития городских агломераций на Дальнем Востоке

«Во-первых, развитие городской экономики должно давать ресурсы. Если у вас не появляются новые ресурсы, значит, вы что-то делаете не так. Вы начинаете не с того, что раскрывает потенциал территории, городов. Во-вторых, с точки зрения федеральной поддержки, она уже есть. Понятно, что сейчас есть повестка развития 2030, есть завершение формирования новых национальных проектов. Поэтому повестка мастер-планов Дальнего Востока и Арктики — это преломление этих национальных планов в конкретных населенных пунктах, конкретных городах», — Максим Орешкин, Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

«Цель <...> [по улучшению. — Ред.] качества городской среды зафиксирована в мастер-планах городов Дальнего Востока. К 2030 году [оно. — Ред.] должно на 30% увеличиться по отношению к 2023-2024 годам. Рост валового городского продукта, согласно мастер-планам, должен увеличиться на 46%, рост зарплат на Дальнем Востоке за шестилетний период реализации мастер-планов составит более чем 40%», — Эльвира Нургалиева, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Проблемы
Отсутствие доступных кредитных ресурсов, необходимых для реализации проектов на Дальнем Востоке

«Мастер-планы Якутска и Нерюнгри <...> это где-то порядка 562 млрд рублей. Сегодня мы используем все возможные механизмы финансирования — это нацпроекты <...> реестр объектов капитального строительства <...> инфраструктурные бюджетные кредиты, специальные казначейские кредиты, инфраструктурные облигации ДОМ. РФ, есть ряд проектов по «Дальневосточной концессии». <...> Но востребованность недорогих кредитных ресурсов сейчас крайне высока, потому что любой проект все равно предусматривает, что [ключевая ставка. — Ред.] составляет 4-6%. <...> Сегодня при ключевой ставке 18% <...> мы просто понимаем, что если уж мы, регион с достаточно большими доходами, испытываем проблему, то что говорить о других дальневосточных субъектах, у которых доходная база, к сожалению, крайне низкая. Я считаю, что поручение Президента Российской Федерации Владимира Путина 2022 года не исполнено в полной мере. Надо его исполнять до конца и довести до 100 миллиардов рублей объем инфраструктурно-бюджетных кредитов на дальневосточные города по прежним финансовым условиям 3% на 15 лет», — Айсен Николаев, Глава Республики Саха (Якутия).

«Мне представляется сегодня <...> вызов в плане ресурсного обеспечения мастер-планов. <...> Но есть и более серьезные вызовы. <...> Во-первых, все главные исполнители, федеральные органы пытаются деньги, которые даны на решение других задач, направить на решение проблем мастер-планов. Например, у нас в Забайкальском крае 60% населения не имеет доступа к централизованным коммунальным услугам, мы вторые по суровости климата после Якутии. Это значит, что люди воду таскают при -55 градусах с улицы и несколько раз в день забрасывают дрова. Остальные 40% коммунальных систем имеют износ 80-100%. <...> И нам предлагается деньги не туда направлять, а только в мастер-планы. Конечно, мы получим совершенно не тот общественно-политический эффект, который ожидали. Понятно, что нужны альтернативные решения», — Александр Осипов, Губернатор Забайкальского края.

«У нас четыре мастер-плана реализуются по поручению Президента. <...> Всего у нас запланировано по этим мастер-планам 146 мероприятий на 300 млрд рублей. <...> Уже восемь мероприятий завершено, еще по 19 ведется работа. <...> У нас разработана проектная документация еще на 22 мероприятия на сумму 64 млрд рублей. В ближайшее время еще на 40 млрд мы получим проектную документацию с Госэкспертизой. Все эти проекты направлены в федеральные органы исполнительной власти соответствующим образом. Они сегодня не получили положительного решения, не получили одобрения на финансирование. В итоге эти проекты лежат на полке, но мы на них потратили деньги. <...> Другой методики одобрения проектов сегодня нет, мы должны подготовить проектную документацию и заявиться с ней, в противном случае с нами никто не разговаривает. <...> Я предлагаю... подавать заявки без проектной документации и начинать ее разрабатывать только после получения подтверждения от ФОИВов о готовности финансировать этот объект. Да, это будет новшество с точки зрения методологии, но если мы говорим про ускоренное развитие Дальнего Востока <...> то должны быть какие-то отдельные решения. В противном случае мы столкнемся с тем, что мы еще большее количество проектной документации изготовим и положим на полку», — Василий Орлов, Губернатор Амурской области.

Решения
Ускорение принятия решений по земельным вопросам и капитализация участков через реализацию проектов благоустройства

«Ряд решений [по спорным земельным участкам. — Ред.] у нас есть, но, мне кажется, надо более системно работать в этом направлении, чтобы федеральная собственность в дальневосточных городах как ресурс для развития этих городов и для реализации мастер-планов быстрее переходила в региональную собственность, там, где это целесообразно. Но одновременно с этим возникает вопрос капитализации. Потому что даже модель развития, например, китайских городов, где благоустройство проводится не для уже существующих территорий, а для вовлечения новых. Благоустройство сделано, стоимость этого участка выросла, ты его продал, получил ресурсы на новое благоустройство. <…> Поэтому можно совместить земельные федеральные участки и капитализацию через реализацию проектов. Это может дать дополнительный ресурс», — Максим Орешкин, Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.

«Мастер-планы имеют наборы неких мероприятий от модернизации коммунальной инфраструктуры до строительства тех или иных социальных и иных объектов, в том числе жилья. Я бы хотел посмотреть на мастер-план немного с другой стороны, с точки зрения будущей капитализацией тех населенных пунктов, для которых разработаны мастер-планы. Например, в Благовещенске определенный земельный участок, который по мастер-плану через несколько лет будет вовлечен в оборот, вырастет в стоимости. Поэтому вот мастер-план можно использовать как некую гарантированную инвестицию», — Никита Стасишин, Заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Увеличение для дальневосточных регионов лимитов софинансирования проектов по национальным проектам и федеральным программам

«Сейчас ВЭБ.РФ может выдать льготный заем только на 30% бюджета проекта. Мы просили бы эту долю увеличить по дальневосточным проектам до 50%. Также мы предлагаем продолжить программу демографической субсидии Минпросвещения России по строительству школ по концессии в рамках нового федерального проекта «Молодежь и дети» в дальневосточных городах. Ряд дальневосточных городов достаточно быстро растет, в том числе город Якутск. Нехватка мест в школах у нас достаточно серьезная. <...> Без источника в виде таких вложений со стороны федерального бюджета мы эту задачу сами не выполним», — Айсен Николаев, Глава Республики Саха (Якутия).

«Не все объекты из этих 146 мероприятий, [которые запланированы к реализации в рамках мастер-планов. — Ред.] <...> имеются в национальных проектах. Например, в [мастер-плане города. — Ред.] Свободного запланировано строительство детской художественной школы. В нацпроектах ее нет. Предлагаем для дальневосточных городов те мероприятия, которые не существуют в нацпроектах, финансировать в рамках реестра объектов капитального строительства», — Василий Орлов, Губернатор Амурской области.

«Мы сейчас обсуждаем с коллегами из федеральных органов власти приоритизацию, отдельную методику, коэффициенты для определения лимитов для Дальнего Востока внутри национальных проектов, которые сегодня собираются. У нас есть отдельная кубышка специальных казначейских кредитов на 30 млрд рублей в прошлом году, которая была сейчас распределена между городами Дальнего Востока, и она направлена только на мастер-планы. Мы сейчас обсуждаем другие механизмы кредитования, бюджетного кредитования для реализации объектов мастер-планов», — Эльвира Нургалиева, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС

Материал подготовлен с использованием искусственного интеллекта