Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Центральное планирование: перевести силы в особый режим
Ключевые выводы
Планирование исторически зарекомендовало себя как эффективный инструмент

Знаменитый план ГОЭЛРО - некоторые говорят, что все-таки это, конечно же, дореволюционный план, то есть это плод зрелости российской инженерной мысли, который просто был большевиками вовремя оформлен, и они придали ему ускорение. Но, тем не менее, семикратное увеличение выработки электроэнергии, как заветная стратегическая цель, она была выполнена — Кузнецов Михаил, Директор, Восточный центр государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан»).

Развитие экономики способно автоматически снять ряд проблем в социальной сфере

Все демографические процессы улучшаются, когда растет экономика. Все, что касается рождаемости, снижения смертности и миграции. Но этот вопрос не такой благостный, то есть хорошо, давайте поднимать экономику, демография сама по себе приложится, и так далее. Здесь тоже очень много “колких” вопросов, особенно когда мы переходим на уровень демографической политики — Калабихина Ирина, Заведующая кафедрой народонаселения экономического факультета, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

Мы сделали акцент в жилищной программе на ипотеку, но ипотека сама по себе - “антидетская” мера. Если они (население страны - ред.) опутаны долгами, они не будут рожать, пока они не разберутся с долгами. Мы стимулируем создание семьи, антистимулируя при этом чтобы семьи производили детей — Белоусов Дмитрий, Руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).

Унификация - важнейший аспект планирования

Любой стратегический документ, он должен соответствовать - и начинаем перечислять: показателям 68-го указа, единому плану по достижению национальных целей, показателям национальных проектов, показателям инвестиционного рейтинга состояния инвестиционного климата - и я так могу бесконечно перечислять. И если где-то я не попаду, то соответствующий федеральный орган скажет “Переделываем” - и начинаем все сначала. И, вы знаете, наверное не открою секрет - некоторые регионы имеют две стратегии. Одна та, которая всех удовлетворила, а вторая - та, по которой мы сейчас работаем, и которую мы можем оперативно менять — Морозова Юлия, Заместитель председателя Правительства Камчатского края.

Наверное централизация - ее стоит, во-первых, разделить на два слова, на мой взгляд: “унификация” и “централизация”. Рутинные выстроенные процессы, хоть цифры, хоть чем хотите унифицируйте, но когда уже с ними согласны, нет уже никаких сложностей, они уже работают, они выровнены, спрямлены, не имеют каких-то лишних точек, которые бы затягивали процесс, здесь это скорее унификация — Шарипова Анна, Управляющий директор по национальным проектам, Государственная корпорация «Ростех».

Госплан невозможен без Госснаба

Часто всплывает слово “Гослпан”, но как-то теряется, хотя я уверена, что все в курсе, что был еще и Госснаб. А Госплан без Госснаба-то, он улетает в мир фантазий. Поэтому это в любом случае должна быть матрица, и все-таки важно понимать, что планирование и объединение вокруг цели - это наверное при любых - кризисных, не кризисных моментах - это самая устойчивая конструкция — Шарипова Анна, Управляющий директор по национальным проектам, Государственная корпорация «Ростех».

С точки зрения геополитической ситуации, с точки зрения развития регионов Дальнего Востока, тех приоритетов, которые поставил президент и правительство, мы должны на Дальнем Востоке в энергетике думать и планировать и реализовывать некими опережающими темпами, иначе у нашей любви к Дальнему Востоку сядет батарейка, и дальше никуда оно развиваться не будет, как бы нам ни хотелось. Мы просто вступим в жесткую систему ограничений — Киров Сергей, Член правления, первый заместитель генерального директора, ПАО «РусГидро».

Проблемы
Федеральные программы зачастую не учитывают интересов людей на местах

Население достаточно тяжело воспринимало, что федеральный центр реализует стройки, а на жизнь конкретного владивостокского, хабаровского, и так далее обывателя эта штука не оказывает прямого воздействия. И так, к сожалению, в мире было довольно часто <...> для того, чтобы эту штуку преодолеть, необходимо целенаправленное усилие. Необходимо <...> приземлить программы вплоть до выдачи спроса на услуги, на продукцию местных производителей. Чтобы местные граждане, местный бизнес понимал, где его место в федеральной стройке — Белоусов Дмитрий, Руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).

Проблемы: невысокий уровень жизни, моноотраслевой характер, значительный накопленный объем и слабый учет местных условий. Я это подчеркиваю: нельзя и неправомерно по “универсальным” схемам реализовывать проекты на обширных пространствах России. И тем более имея в виду приморский характер дальневосточной экономики и связи с внешним миром — Крюков Валерий, Директор, Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук.

Некоторые национальные цели сегодня способны противоречить друг другу

Мы говорим: “Нам надо повышать рождаемость, стране нужны дети”, “Нам надо бороться с бедностью”. Но это же совершенно противоположные задачи, если задуматься: появление ребенка в семье всегда будет приводить к падению уровня жизни. Ну не существует государства, которое полностью бы компенсировало родителям затраты на рождение и воспитание детей, да и не надо. Но мы, тем не менее, параллельно решаем две очень острые задачи — Калабихина Ирина, Заведующая кафедрой народонаселения экономического факультета, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

Решения
Стремление к цифровизации должно учитывать необходимость переобучения

Нужна соответствующая организационная технология, это типа форсайта, соединяющего спрос корпораций, в том числе государственных, на решения <...> что позволит их сориентировать на тот спрос, который реально есть, а корпорациям найти решения, которые клубятся в этой сфере — Белоусов Дмитрий, Руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).

Поддержка малого бизнеса должна учитывать риски их ухода на внешние рынки

Проливка грантами, проливка просто поддержки, которая должна немедленно показывать, куда вы можете расти. Не вообще, потому что иначе они будут как - мы долго шли по этому пути - что мы поддерживаем малый инновационный бизнес, а он уходит на внешние рынки, реализуясь там через свои доходы. Зачем мы тогда поддерживаем? Но если все сделать по-умному, ум будет предлагать решения для государства — Белоусов Дмитрий, Руководитель направления анализа и прогнозирования макроэкономических процессов, Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).

Необходимо “приземлить” федеральные программы с учетом запросов регионов

Нужно “приземление”. Это поддержка и развитие кооперационных связей, и я считаю, и я поддерживаю точку зрения, что нужно централизованное планирование, но другого характера. Как определяющие приоритеты, направления, они связаны с распределением ресурсов и с установлением цен, связаны с системой мер регулирования, направленных на конкретные проектные мероприятия — Крюков Валерий, Директор, Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук.

Что мне представляется важным? Отход от унитарной модели реализации ресурсных проектов: это одна компания - один проект. И разрешительная система, которая ориентирована в основном на добычу и на выполнение налоговых обязательств. Надо переходить на гражданско-правовую модель. И надо переходить на весь комплекс условий, связанных со встраиванием тех или иных ресурсных проектов в экономику окружающего региона — Крюков Валерий, Директор, Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук.

Я бы даже предложила какую-нибудь отдельную сессию, может в следующий раз, посвятить как раз-таки вопросу разбалансированности самих стратегических ориентиров и целевых показателей внутри федеральных документов, особенно внутри национальных проектов, внутри единого плана, где конечно регион попадает в еще одну ловушку, когда он либо этому показателю соответствует, но тогда не соответствует вот этому, к сожалению, показателю — Морозова Юлия, Заместитель председателя Правительства Камчатского края.

Нужно говорить о новых инструментах решения проблем демографии

Что касается Дальнего Востока, то здесь я бы сделала акцент на миграцию. Мы пополняем население двумя путями, как мы сегодня обсуждаем: разницей между рождаемостью и смертностью и положительное миграционное сальдо. Разница между рождаемостью и смертностью - дело хорошее, и рожденные дети - это обязательная история, она нужная, она говорит о том, что в государстве все хорошо. Но ведь что мы делаем: рожая детей, мы получаем себе залог будущего процветания. Сегодня мы несем издержки на эту историю <...> Но есть второй способ - миграция. Вы получаете готовые руки рабочие, готовых людей, в которых так долго, 20 лет, вкладываться не надо — Калабихина Ирина, Заведующая кафедрой народонаселения экономического факультета, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

Представьте себе, что родители получают некоторую добавку к пенсии, обеспечение со стороны государства в привязке к зарплате или доходам, активности их детей. Детей и внуков. Это была бы несколько иная экономическая схема <...> Тогда репродуктивный труд - а есть такой термин - имел бы свою экономическую оценку. Сейчас он, превращаясь в пассив, немножко иногда тянет нас назад, не позволяя эти проблемы решать — Кузнецов Михаил, Директор, Восточный центр государственного планирования (ФАНУ «Востокгосплан»).

Кадры решают все

Когда мы говорим о централизации, каждому этапу, на мой взгляд, своя песня. Но одна песня должна быть основная - это кадры. Потому что посмотрите даже пример централизации с точки зрения сегодняшней повестки санкционной. Ведь голосуют же эти европейские правительства более-менее в унисон большинством. Потому что они централизованны по неким принципам вокруг глобальной повестки. А кадры эти, которые централизованно голосуют, с определенного, очень раннего периода, попадают в определенную повестку разными способами — Шарипова Анна, Управляющий директор по национальным проектам, Государственная корпорация «Ростех».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС