A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of nationwide and international conventions; exhibitions; and business, public, youth, sporting, and cultural events.

The Roscongress Foundation is a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of nationwide and international conventions; exhibitions; and business, public, youth, sporting, and cultural events. It was established in pursuance of a decision by the President of the Russian Federation.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5,000 people working in Russia and abroad.

The Foundation works alongside various UN departments and other international organizations, and is building multi-format cooperation with 173 economic partners, including industrialists’ and entrepreneurs’ unions, financial, trade, and business associations from 78 countries worldwide, and 188 Russian public organizations, federal and legislative agencies, and federal subjects.

The Roscongress Foundation has Telegram channels in Russian t.me/Roscongress, English – t.me/RoscongressDirect, and Spanish t.me/RoscongressEsp. Official website and Information and Analytical System of the Roscongress Foundation: roscongress.org.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
The Future of Industries: What to Buy and What to Produce? Shipbuilding
7 September 2022
10:00—11:30
KEY CONCLUSIONS
There is increasing demand for Russian-made ships, and the industry is in need of additional investment

One sixth of all shipbuilding and ship-repair enterprises are based in the Far East. That’s 17% in terms of the number of enterprises, 11% in terms of the workforce, and 8% in terms of actual production. Currently, 25 government-supported shipbuilding projects are under way in the Far Eastern Federal District. This support is provided in the form of incentive regimes. <...> Almost 68% of total planned investments have been made, or RUB 175 billion of RUB 257 [billion – ed.] — Konstantin Dolgov, Deputy Chairman of the Committee on Economic Policy of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation.

Our objective is firstly to determine with more or less certainty what the demand for ships will be for Russian customers. The second aspect is that we are actively monitoring the actual state of ship-repair capacity. This is so we gain an understanding of the objective picture, and know whether we can, with the shipbuilding capacity we have, construct the ships which various customers need today. These customers range from private companies to those which make orders under Federal Law 44, i.e., state-owned companies. <...> Until recently, there was a need for a little over 1,000 ships; however, <...> this has grown. <...> So, we need to construct around 1,500 vessels at our Russian shipyards by 2035. The programme for around 300 ships initially earmarked a little over RUB 130–140 billion of funds. However, just recently it came under review, and a fairly large amount of medium- and large-capacity marine equipment was added to it. Now, RUB 500 billion has been earmarked — Viktor Evtukhov, State Secretary – Deputy Minister of Industry and Trade of the Russian Federation.

There is a demand among the regions for more than 250 ships [to boost river tourism and cruise traffic – ed.]. Currently, the programme provides for 140 ships. <...> These include Meteor hydrofoils, Valdai hydrofoils, and Griffin catamarans — Evgeniy Ditrikh, Chief Executive Officer, GTLK.

Modernization is required and new shipyards need to be built in order to further develop the shipbuilding industry

If we want to build ships ourselves, there’s no other option. That’s particularly true given the current sanctions. We need to invest heavily in Russia’s shipbuilding industry. In addition, the modernization of shipyards is a prerequisite for further development. If we don’t do this, it will be difficult to compete with our closest neighbours in the region we’re in now. That includes China and North Korea. <...> At least RUB 440–500 billion in capital investment is needed to modernize and develop our shipyards, and to enable them to offer more up to date ships and a bigger range — Viktor Evtukhov, State Secretary – Deputy Minister of Industry and Trade of the Russian Federation.

We are proceeding on the basis of building in the places we catch fish. The Far East is home to the biggest fishing fleet. That’s a fact – we have all the shipyards, all the potential, all the expertise, and all the initiatives in place. <...> So, we need to work to our strengths. <...> We need to build in Khabarovsk, Komsomolsk, Vladivostok, and other cities in the region — Mikhail Degtyarev, Governor of Khabarovsky Territory.

ISSUES
A dependence on imports of accessory equipment and the need to urgently localize production

We urgently need to localize production of equipment. <...> There are numerous problems in this sector, because Western suppliers are refusing to even deliver equipment that has been paid for in advance, and our manufacturers are not yet in a position to make it themselves. <...> RUB 21 billion will be allocated over three years to fund [the production – ed.] of critical equipment. That includes more than 60 items. <...> Starting from this year, we will be able to meet the demand for this equipment among shipyards and our customers — Viktor Evtukhov, State Secretary – Deputy Minister of Industry and Trade of the Russian Federation.

The anti-Russian sanctions have affected the shipbuilding industry as well. They have put certain weaknesses under a more powerful spotlight, and highlighted the degree to which the industry is dependent on foreign-made accessory equipment. The task is now to mitigate this negative effect as much as possible, and to implement long-term plans to build facilities capable of manufacturing our very own high-tech assemblies and components — Konstantin Dolgov, Deputy Chairman of the Committee on Economic Policy of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation.

The key problem revolves around the main engines. <...> Currently nobody in Russia makes engines with a capacity of 15,000 megawatts, or even 9,000 [megawatts – ed.]. There’s also not a single mechanical engineering enterprise in Russia which builds dual-fuel engines — Sergey Tseluyko, Chief Executive Officer, "Zvezda" Shipbuilding Complex.

Shipbuilding enterprises in the Far East carry an additional burden

There is a problem which is primarily connected with the financial burden carried by companies in the Far East. <...> This is down to the so-called northern allowance – a social package <...> paid for by the employer. <...> It makes it virtually impossible to compete with Western shipyards – those in the Western part of Russia — Mikhail Degtyarev, Governor of Khabarovsky Territory.

Given the climatic challenges and factors affecting the shipbuilding industry, the lack of investment in fixed assets is undoubtedly leading to us needing to address this somehow — Alexey Rakhmanov, Chairman of the Board, Chief Executive Officer, United Shipbuilding Corporation.

Sanctions have transformed all economic models and supply chains

All our financial and economic models collapsed at once. <...> The figures are now very different, so we of course <...> need to work out what to do about it — Vyacheslav Ruksha, Deputy Director General – Director for the Northern Sea Route Directorate, State Atomic Energy Corporation ROSATOM.

Our building work is done in roubles, and the subsidies we get are provided in roubles. However, all our key customers plan their revenues in foreign currency. <...> When we convert the cost of a new steamship according to a rate of 62 [roubles to the dollar – ed.], the resulting figure makes our customers go, ‘Are you seriously suggesting we buy your steamships for USD 20 million apiece? That’s never going to happen’. And at that point, we need to either move away from being tied to foreign currency <...> or find some other metric — Alexey Rakhmanov, Chairman of the Board, Chief Executive Officer, United Shipbuilding Corporation.

Supply chains have now changed in the world: we need to supply things to other places, supply things under different conditions, supply other types of cargo, and supply things using different steamships — Evgeniy Ditrikh, Chief Executive Officer, GTLK.

SOLUTIONS
Moving to serial production and conducting expert analyses before a deal is signed in order to avoid being bound by loss-making contracts

Today, our objective as a manufacturer is to present the customer with projects which can be calculated in advance and agreed upon, so that the terms reached work well for both the customer, and the manufacturer — Viktor Evtukhov, State Secretary – Deputy Minister of Industry and Trade of the Russian Federation.

In order for there to be a long-term order, the shipyard needs to understand when and what it needs to construct, and under what terms. We need to move to serial production. <...> We need to move away from small batches – from lead steamships – to serial production — Evgeniy Ditrikh, Chief Executive Officer, GTLK.

A mandatory expert analysis should be conducted by both the customer and the shipyard prior to a ship construction contract being signed. <...> When building a commercial fleet, a shipyard should also undergo an expert analysis in order to avoid getting into loss-making contracts. Unfortunately, this is a problem we have. It was particularly acute when the shipyards were less busy — Viktor Evtukhov, State Secretary – Deputy Minister of Industry and Trade of the Russian Federation.

Less procurement, more production — Konstantin Dolgov, Deputy Chairman of the Committee on Economic Policy of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation.

Preserving the Russian shipbuilding industry’s human capital as a matter of importance

Reputation is a matter of importance. Our Amur- and Khabarovsk-based shipbuilders have never let anyone down. In the past few decades, all orders have been fulfilled on time and to the required quality. <...> This is the platform we stand upon — Mikhail Degtyarev, Governor of Khabarovsky Territory.

In our business, people are the most important thing. You can pump in hundreds of billions of roubles, but without a person able to handle everything competently, nothing will get done. <...> Maintaining our human potential is the key to everything going on today — Alexey Rakhmanov, Chairman of the Board, Chief Executive Officer, United Shipbuilding Corporation.

Long-term planning which factors in government support

We need to take the long view. For the shipbuilding industry, looking ahead to 2035 is insufficient. We need to look ahead to 2050 or perhaps beyond that. <...> Shipbuilding is a competition involving government support. Let’s see how the shipbuilding industry took root in Japan, how the shipbuilding industry developed in Korea, and how the shipbuilding industry began to develop in China. These are all links of a single chain, and it’s crucial that we are able to look at the measures that were put forward by our neighbours. We should analyse them carefully and do what is needed to move into manufacturing in the near future, and afterwards find our place in the international market — Alexey Rakhmanov, Chairman of the Board, Chief Executive Officer, United Shipbuilding Corporation.

The material was prepared by the Russian news agency TASS

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 173 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 78 странах мира, со 188 российскими общественными организациями, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, субъектами Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Будущее отраслей: что купить, а что произвести? Судостроение
7 сентября 2022
10:00—11:30
Ключевые выводы
Потребность в российских судах растет, отрасли потребуются дополнительные инвестиции

На Дальнем Востоке сконцентрирована шестая часть предприятий отрасли судостроения и судоремонтов в нашей стране, это 17% по количеству предприятий судостроительной промышленности, 11% по численности работников и 8% по объему производства судостроения. На текущий момент на территории Дальневосточного федерального округа с государственной поддержкой в рамках преференциальных режимов <…> — реализуется 25 проектов в отрасли судостроения. <…> Объем инвестиций сейчас — почти 68% от плана, то есть 175 млрд рублей от запланированных 257 [миллиардов рублей. — Ред.] — Константин Долгов, Заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике.

У нас задача, во-первых, определиться с более-менее выверенной перспективной потребностью в судах у российских заказчиков. Второй момент — мы активно отслеживаем реальное современное состояние судоремонтных мощностей, чтобы понимать объективную картину: а сможем ли мы на наших судостроительных мощностях построить те суда, которые сегодня необходимы различным заказчикам — от частных компаний до тех, которые реализуют этот заказ в рамках 44-го федерального закона, то есть заказчиков государственных. <…> До недавнего времени потребность составляла чуть более тысячи судов, но <…> еще добавилось, <…> то есть, порядка 1500 судов мы должны построить до 2035 года на наших российских верфях. Изначально программа, которая вмещала около 300 судов, весила чуть больше 130-140 миллиардов рублей, буквально недавно она была пересмотрена, и туда было включено достаточно большое количество средних и крупнотоннажных объектов морской техники, и программа уже сегодня весит 500 миллиардов рублей — Виктор Евтухов, Статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Запрос на суда от регионов [для развития речного туризма, круизных перевозок. — Ред.] составляет более 250, сегодня в программе присутствуют 140 <…> это "Метеоры", "Валдаи", "Грифоны" — Евгений Дитрих, Генеральный директор, АО «ГТЛК».

Для дальнейшего развития судостроения необходима модернизация и строительство новых верфей

Если мы хотим строить суда сами, у нас другого просто выхода нет, особенно после того, как были введены санкционные режимы, — нам необходимо существенно вкладываться в российское судостроение. Плюс модернизация верфей — это необходимое условие для дальнейшего развития, иначе нам будет сложно конкурировать с ближайшими соседями к данному региону, где мы сейчас находимся, — это Китай, Северная Корея. <…> Объем необходимых капиталовложений, для того чтобы наши верфи модернизировались, развивались, могли предлагать более современные и более крупный комплект судов, — это минимум 440–500 миллиардов рублей — Виктор Евтухов, Статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Мы стоим на том тезисе, что где ловим — там и строим. <…> Самый большой рыбопромысловый флот у нас на Дальнем Востоке — это факт, у нас есть все верфи, все возможности, компетенции, проекты. <…> То есть, что получается — это и надо делать. <…> И строить в Хабаровске, в Комсомольске, во Владивостоке и других городах региона — Михаил Дегтярев, Губернатор Хабаровского края.

Проблемы
Имеется зависимость от импорта комплектующего оборудования, надо срочно провести его локализацию

Нам необходимо в срочном порядке проводить локализацию оборудования. <…> В этом секторе сегодня много проблем, потому что западные поставщики отказываются отпускать оборудование уже даже авансированное, а наши производители пока не готовы его произвести. <…> На [производство. — Ред.] критического оборудования будет выделен 21 миллиард рублей за три года, это будет более 60 позиций, <…> начиная с этого года мы сможем удовлетворить потребность верфей и наших заказчиков в этом оборудовании — Виктор Евтухов, Статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Антироссийские санкции затронули и отрасль судостроения, они более явственно показали определенные слабые места, уровень импортозависимости этой отрасли от иностранного комплектующего оборудования. Стоит задача максимально купировать этот негативный эффект и реализовать долгосрочные планы по созданию производств собственных высоко технологичных узлов, компонентов — Константин Долгов, Заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике.

Основная проблема — главные двигатели. <…> На сегодняшний день в России двигатели мощностью 15 тысяч мегаватт никто не производит и даже 9 [тысяч мегаватт. — Ред.]. В России тоже нет ни одного машиностроительного предприятия, которое производит именно двухтопливные двигатели — Сергей Целуйко, Генеральный директор, ООО «Судостроительный комплекс «Звезда».

Предприятия судостроения на Дальнем Востоке несут дополнительную нагрузку

Есть проблема, связана она в первую очередь с финансовой нагрузкой, которую несут предприятия Дальнего Востока, <…> — так называемые северные надбавки, социальный пакет <…> за счет работодателя. <…> Конкурировать с западными верфями — западной части России — практически невозможно — Михаил Дегтярев, Губернатор Хабаровского края.

С учетом неэффективных климатических условий, факторов, которые существуют в судостроении, недоинвестированность в основные фонды, безусловно, приводит к тому, что нам приходится с этим каким-то образом справляться — Алексей Рахманов, Председатель правления, генеральный директор, АО «Объединенная судостроительная корпорация».

Санкции изменили все экономические модели и логистические цепочки

У нас рухнули сразу все финансово-экономические модели. <…> Цифры очень сильно отличаются, поэтому, конечно, <…> понимать, что с этим надо делать — Вячеслав Рукша, Заместитель генерального директора – директор дирекции Северного морского пути, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом».

Строим мы в рублях, субсидии получаем в рублях, а всю свою выручку наши ключевые потребители планируют в валюте. <…> Когда переводим стоимость нового парохода по курсу 62 [рубля за доллар. — Ред.], мы получаем цифру, на которую смотрят наши заказчики и говорят: "Да вы что, по 20 миллионов долларов покупать ваши пароходы? Да никогда в жизни". И нам тогда надо или как-то отказаться от этой привязки к валюте, <…> или найти какое-то другое мерило — Алексей Рахманов, Председатель правления, генеральный директор, АО «Объединенная судостроительная корпорация».

Изменились сейчас логистические цепочки в мире: мы должны доставлять в другие места, доставлять в других условиях, доставлять другие виды грузов и доставлять другими пароходами — Евгений Дитрих, Генеральный директор, АО «ГТЛК».

Решения
Переход к серийному выпуску и экспертизы перед сделками помогут избежать убыточных контрактов

Наша задача сегодня — задача именно производителя — представить заказчику те проекты, которые можно заранее посчитать, согласовать, и выходить на те условия, которые выгодны и заказчику, и производителю — Виктор Евтухов, Статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Для того, чтобы сформировать долгосрочный заказ, верфь должна понимать — когда, что, на каких условиях она должна построить, должна быть серийность <…> От малых партий, от лидерных пароходов надо уходить к сериям — Евгений Дитрих, Генеральный директор, АО «ГТЛК».

Обязательные экспертизы перед заключением контрактов на строительство судов, которые должны будут проходить как заказчики, так и верфи. <…> При строительстве коммерческого флота чтобы также в обязательном порядке верфи проходили экспертизу, для того чтобы избегать заключения убыточных контрактов. К сожалению, такая проблема у нас есть, особенная ее острота была тогда, когда верфи были менее загружены — Виктор Евтухов, Статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.

Меньше закупать, больше производить — Константин Долгов, Заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике.

Важно сохранять человеческий капитал российского судостроения

Важен вопрос репутации, наши амурские, хабаровские корабелы ни разу еще никого не подвели. В последние десятилетия все заказы сдаются вовремя, в срок, с надлежащим качеством. <…> И мы на этом стоим — Михаил Дегтярев, Губернатор Хабаровского края.

Люди в нашем бизнесе — это самое главное. Можно вкачать сотни миллиардов рублей, но если не будет человека, который может приложить ко всему этому правильные руки, то ничего не получится. <…> Сохраненный человеческий потенциал является ключом ко всему происходящему на сегодняшний день — Алексей Рахманов, Председатель правления, генеральный директор, АО «Объединенная судостроительная корпорация».

Необходимо долгосрочное планирование с учетом мер господдержки

Нам нужно смотреть в длинную — горизонт до 2035 года в судостроении —это мелковато, мы должны глядеть на горизонт 2050 года, может быть, дальше. <…> Судостроение — это конкуренция мер господдержки. Давайте посмотрим, с чего начиналось судостроение в Японии, как развивалось судостроение в Корее, каким образом стало развиваться судостроение Китая. Это все звенья одной цепи, и здесь очень важно, чтобы мы могли посмотреть на те меры, которые были предложены нашими соседями, внимательно их проанализировать и сделать так, чтобы то, что мы будем в ближайшем будущем производить, после этого нашло свое место на внешнем рынке — Алексей Рахманов, Председатель правления, генеральный директор, АО «Объединенная судостроительная корпорация».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС