A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of nationwide and international conventions; exhibitions; and business, public, youth, sporting, and cultural events.

The Roscongress Foundation is a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of nationwide and international conventions; exhibitions; and business, public, youth, sporting, and cultural events. It was established in pursuance of a decision by the President of the Russian Federation.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5,000 people working in Russia and abroad.

The Foundation works alongside various UN departments and other international organizations, and is building multi-format cooperation with 173 economic partners, including industrialists’ and entrepreneurs’ unions, financial, trade, and business associations from 78 countries worldwide, and 188 Russian public organizations, federal and legislative agencies, and federal subjects.

The Roscongress Foundation has Telegram channels in Russian t.me/Roscongress, English – t.me/RoscongressDirect, and Spanish t.me/RoscongressEsp. Official website and Information and Analytical System of the Roscongress Foundation: roscongress.org.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Crisis Management Portfolio for the Far East Regions and Regional Fiscal Sustainability
7 September 2022
12:30—14:00
KEY CONCLUSIONS
.

The Far East is a unique macro-territory in our country, which is also true when it comes to its fiscal system. It’s impossible not to notice this – after all, the Far East accounts for two fifths of the total area of Russia, and if you look at the map, it’s clear that it cannot be disregarded. However, the region nevertheless accounts for a relatively very small volume of Russia’s total budget. In terms of the population, 8 million people is two thirds the population of Moscow. Therefore, when discussing how the Far East should be reflected in fiscal terms, we must always bear in mind that this is a region with its own specific conditions. That is true in terms of finance, geography, and natural features. And there are also all the additional factors which dictate its special status — Vladimir Klimanov, Director, Institute for Public Finance Reform (IPFR); Head of the Regional Policy Center, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).

The principle whereby Moscow distributes money to the regions is not always clear. They are restrained in what they can spend, and they operate a fiscal deficit

Complaints regarding the federal authorities mainly boil down to: a) a lack of understanding as to how money is transferred and in what quantity, and b) the incredible increases in subsidies which bind the regions and gives them no room to manoeuvre in terms of their resources. One should co-finance! And finally, there’s the issue of fiscal deficits. We see deficits as early as the first half of the year — Natalya Zubarevich, Professor of the Department of Economic and Social Geography of Russia, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University.

Compared to most other regions, the trends we can see in the Far East for the first half of the year are not so optimistic. Basically, we do indeed have a few parts of this region which are already operating a deficit — Natalya Trunova, Auditor, Accounts Chamber of the Russian Federation.

The Far East is a very expensive macro-region for the country, but a crucial one too

The entire north-eastern corner of Russia – if I may say so without offending anyone – really is particularly expensive for the entire Russian Federation and its fiscal system — Vladimir Klimanov, Director, Institute for Public Finance Reform (IPFR); Head of the Regional Policy Center, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).

Is this little corner of ours really so problematic? It is indeed! But at the same time, we are the outpost of our nation — Anton Basansky, Deputy Chairman of the Committee of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation for the Development of the Far East and the Arctic.

Revenue from raw materials can either skyrocket or plummet back down

As we can see, the positive price situation today affects figures relating to different types of taxes. We realize that the situation in some regions – Sakhalin and Chukotka – is of a fairly temporary nature. And these are of course fairly significant risks which will manifest themselves notably as early as next year — Natalya Trunova, Auditor, Accounts Chamber of the Russian Federation.

Revenue from raw materials which are traded on global markets for skyrocketing prices have generated enormous profits. In a great many regions today – including in the Far East – corporate income tax has come out on top as opposed to personal income tax. This is not unusual for Sakhalin. However, overall, this also remains a situation which – if one could put it like this – is characterized by a risk of financial instability on the part of the Russian regions. That is because corporate income tax revenue fluctuates greatly, and could suddenly double, and then plummet in the following period simply due to an emerging lack of profitability — Vladimir Klimanov, Director, Institute for Public Finance Reform (IPFR); Head of the Regional Policy Center, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA).

Trillions of roubles are being invested in development institutions as population incomes continue to melt away

You know, put bluntly, it puts me a little on edge when I hear all this talk of development institutions, advanced special economic zones and the like. That’s because trillions upon trillions of roubles have been poured into all of them. And yet, what are we seeing in 2022 and 2023? Today we need to be honest with you, and admit that the population’s real incomes have fallen for the second quarter in a row — Sardana Avksentieva, Deputy Head of the Faction, "New People" Political Party.

ISSUES
Some regions of the Far East depend very heavily on exports

In terms of tax revenue, we can see that we have a number of regions whose budgets are hyper-dependent on the global market and on volumes of goods shipped abroad. There are certain risks here too, of course — Natalya Trunova, Auditor, Accounts Chamber of the Russian Federation.

Officials are provided with insufficient context regarding the sanctions when addressing fiscal issues

Perhaps now, in 2022, the focus will shift to what is actually happening? Let’s look at the risks. Kamchatka Territory is going to the dogs: industry has almost halved due to COVID-19 in China – the risks are increasing sharply. Primorye Territory is seeing a 13% drop in manufacturing – things are not so easy. What risks are we looking at in plain terms? Sakhalin is declining. There is no celebration in store, because Sakhalin-I has essentially ground to a halt, and it won’t be up and running again quickly. We can already see that construction in Amur Region is subsiding. It began well, but now it is stalling. That means there will be none of the additional income earmarked for the Amur Gas Chemical Complex. Japan and South Korea have just now refused to import any more Russian coal. That does not only mean that all coal producers in the Far East will have to compete with coal from Kemerovo Region – which will have a knock-on effect on eastern ports – but also that they will lose sales markets. The slump will be very serious indeed. Now let’s look at sales of diamonds. The British stock exchange has prohibited it, and not everything will be sold to the state fund. How will Yakutia operate in a situation where their ability to earn revenue is being curtailed? Sales of gold will now also be restricted — Natalya Zubarevich, Professor of the Department of Economic and Social Geography of Russia, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University.

Everything is becoming very expensive in the Far East, and regional budgets cannot keep up

Prices in the Far East are growing exponentially compared to the centre. Take the construction of a school for 800 children in the Far East – such as Magadan, Kamchatka, or Chukotka – it will cost around RUB 2.5 billion. The same school in one of Russia’s central districts will cost somewhere between RUB 800 million and RUB 1 billion — Anton Basansky, Deputy Chairman of the Committee of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation for the Development of the Far East and the Arctic.

What is the Far East? It’s not just about the common underlying factor of inflation and all the rest. But when you take this situation, and multiply it by the difficult multimodal logistics you have in the region, you get prices for goods and services which are significantly higher than the average situation emerging in Russia. And let’s say that it’s clear that the region’s fiscal capacity does not fully reflect this... — Evgeniy Chekin, Chairman of the Government of of Kamchatka Territory.

Year after year, some regions are unable to receive what would amount to relatively small levels of funding to cover certain needs

What is a federal budget made up of? First of all, there are customs revenues. We sell hydrocarbons and the enormous amount of money we get goes into the federal budget. Then there is mineral extraction tax, VAT, and excise duties. Where does all this come from, and what does it all go on? On the very same gas, motor fuel, and electric power. It all goes somewhere. Then there’s production of goods... The vast majority of all this is produced in the Far East, Siberia, and the Arctic. And despite having this enormous RUB 25-trillion budget which is largely collected in this way year after year – I really don’t know what it is we’re doing! – we cannot solve an issue that would boil down to a few billion roubles — Alexander Osipov, Governor of Trans-Baikal Territory.

At times, regional spending is impacted by the local political environment

Unfortunately, we see that money is not always spent effectively in some regions of Russia. This is due to certain political cycles. These are aimed more at supporting individual areas which are not that significant in our eyes. However, facts are facts — Leonid Gornin, First Deputy Finance Minister of the Russian Federation.

The harsh climate means that mistakes made in funding can translate into enormous expenditures which could have been easily avoided

It’s crucial to simply allocate a billion or two each year. That’s much better than pouring money in later. Here’s a specific example: we don’t have money to properly maintain a school’s roof and drainage system, and with the temperatures we have, the entire school disintegrates. It gets completely inundated! Something gets into the foundation, and as a result, the entire school falls apart 3–4 years later. All that was needed was RUB 50,000–100,000 for maintenance, and now a new school needs to be built for RUB 1.5 billion! And it’s the same story with the roads... — Alexander Osipov, Governor of Trans-Baikal Territory.

Some regions are not so poor, despite how they appear on paper

The actual provision of grants in the regions is a fictional story! It’s a theoretical figure. Which region of Yakutia benefits from grants, for example? Nevertheless, this sort of thing happens — Sardana Avksentieva, Deputy Head of the Faction, "New People" Political Party.

Regions in the Far East should be given more freedom in financial matters

Let’s discuss how and by what means the federal ministry can mitigate the clearly growing risk of fiscal deficits, and how it can give at least some freedom to manoeuvre. After all, the volume of grants is declining, while the volume of subsidies grew by 53%. Let’s run things further away from your federal ministries! It’s so clear what is happening in the Far East, that you sometimes want to cry — Natalya Zubarevich, Professor of the Department of Economic and Social Geography of Russia, Faculty of Geography, Lomonosov Moscow State University.

SOLUTIONS
In the future, the regions may be given the freedom to distribute money as they see fit

Looking to the future, and of course bearing in mind the fact that this is a federal state, we must without doubt set ourselves a goal – to provide more freedom and room to manoeuvre. Decisions should be taken by regional teams and the governors of each region of the Russian Federation — Leonid Gornin, First Deputy Finance Minister of the Russian Federation.

Even areas where resources are extracted may not have enough money for development; more money must remain in the region

What is being asked for is a fairer allocation of revenue in places where resources are extracted... That’s because it is indeed the case that people don’t understand... A few weeks ago, I visited Usinsk – a town of oil workers with a population of 27,000 in the Komi Republic. Revenue worth RUB 103 billion is generated in the region, yet the town’s budget is RUB 3 billion. People said, ‘Give us just a few resources for a development budget – even 5–7% would help transform life in the area. So, I think there is room for improvement when it comes to ensuring a fair distribution of corporate income tax — Marat Shamyunov, Deputy Minister of the Russian Federation for the Development of the Far East and the Arctic.

Prior to the presidential resolution of 2012–2013, the Far East was essentially sinking for the most part. However, following this resolution, it began to rise once more. So, how about we add a little sustainability, and economic and social infrastructure? Just a few more resources! We will work a little faster to pump out this water that’s flooding in — Alexander Osipov, Governor of Trans-Baikal Territory.

Today’s crisis offers a reason to create safety nets for the regions; however, the Far East already has such safety nets

I think that together with our colleagues from the Ministry for the Development of the Far East, we will already be able to once again review approaches to the fiscal process for 2023–2025. In addition, we will be able to adjust the volumes required to address the new challenges and risks we face, including in the Far East — Leonid Gornin, First Deputy Finance Minister of the Russian Federation.

We need to ensure that there are reserves in place. For Russia, today’s world is most extreme considering that decisions need to be taken quickly. We never know what tomorrow holds in store, and therefore things cannot at all be done according to a plan — Evgeniy Chekin, Chairman of the Government of of Kamchatka Territory.

Unallocated reserves in accounts – the liquidity of regions in the Far East – is close to RUB 190 billion. That’s a fairly large resource – virtually the size of our government programme. Let’s look at it together and take the structural measures needed right now. We need to be ready to face these challenges, including in Sakhalin — Leonid Gornin, First Deputy Finance Minister of the Russian Federation.

Decentralizing excise duties in favour of the regions could help them

Decentralize some or all revenue from tobacco and alcohol excise duties to the regions. You know that the biggest responsibility of the regions and municipalities is to promote a healthy lifestyle and enact a family-friendly policy. It would therefore probably be fair if they had some additional revenue from these excise duties. This would help bolster these programmes — Marat Shamyunov, Deputy Minister of the Russian Federation for the Development of the Far East and the Arctic.

Excise duties on tobacco products – at least a percentage of them – primarily go on combatting illegal products. Not that it should be much, but up to 15% according to estimates. We said that it should begin with 10% just to help boost the coefficient so that those who can genuinely make reductions will do so. And of course, the regions will combat this much more effectively than what’s being done at the federal level — Natalya Trunova, Auditor, Accounts Chamber of the Russian Federation.

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 173 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 78 странах мира, со 188 российскими общественными организациями, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, субъектами Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Антикризисный портфель регионов Дальнего Востока и устойчивость региональных бюджетов
7 сентября 2022
12:30—14:00
Ключевые выводы
Дальневосточные бюджеты: тенденции сложные, нужно учесть новые риски

Дальний Восток, с точки зрения в том числе и бюджетной системы, для нашей страны это такая уникальная макротерритория, которую нельзя вроде бы не заметить, с одной стороны, поскольку это все-таки 2/5 территории страны и если взглянуть на карту, то нельзя как-то его зачеркнуть. Но с точки зрения бюджета все-таки это очень относительно небольшой для всей Российской Федерации объем. По численности населения 8 млн жителей — это 2/3 населения Москвы. Поэтому при каких-то дискуссиях о том, каким должно быть бюджетное отражение Дальнего Востока, нужно всегда помнить, что это регион с особыми финансовыми условиями, с особыми условиями природно-географическими и здесь действуют все экстра-факторы, которые диктует его особое положение — Владимир Климанов, Директор, АНО «Институт реформирования общественных финансов» (ИРОФ); руководитель центра региональной политики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

Принцип раскассировния денег Москвой регионам не всегда ясен, они скованы в своих тратах, а их бюджеты становятся дефицитными

Основные претензии к федералам — (а) непонятность выделения трансфертов и их объемов, (б) невероятное наращивание субсидий, которые связывают субъекты и не позволяют им никакого маневра ресурсами — еще и софинансируй! И последнее — это проблема дефицитов бюджетов. Уже по первому полугодию мы имеем дефициты — Наталья Зубаревич, Профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

Дальний Восток демонстрирует несколько не столь оптимистичные тенденции по первому полугодию, как большая часть субъектов. То есть у нас действительно несколько регионов уже с дефицитом — Наталья Трунова, Аудитор, Счетная палата Российской Федерации.

Дальний Восток — очень "дорогой" для страны макрорегион, но и очень важный

Весь этот северо-восточный угол России — если можно так, не обижая никого, сказать — у нас такой экстра-дорогой для всей Российской Федерации и ее бюджетной системы — Владимир Климанов, Директор, АНО «Институт реформирования общественных финансов» (ИРОФ); руководитель центра региональной политики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

У нас там такой уголочек очень проблематичный? Он действительно проблематичный, уголочек! Но при этом при всем мы являемся форпостом нашей страны — Антон Басанский, Заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Доходы от сырьевых товаров способны как взлетать, так и резко падать обратно

Сегодня позитивная ценовая конъюнктура, как мы видим, влияет на показатели по отдельным видам налогов. Проявление по некоторым регионам — это Сахалин и Чукотка — понимаем, что носит достаточно временной характер. И это, конечно, достаточно существенные риски, которые в следующем году уже существенно проявятся — Наталья Трунова, Аудитор, Счетная палата Российской Федерации.

Доходы от сырьевых товаров, которые торговались на мировых рынках по взлетевшим ценам, сформировали огромный объем прибыли, и налог на прибыль вышел на первое место по отношению к НДФЛ в очень многих теперь регионах, в том числе некоторых дальневосточных — это традиционно для того же Сахалина. Но в целом это тоже пока такая ситуация, которая характеризует, если можно так сказать, риск финансовой неустойчивости субъектов Федерации в силу того, что поступления по налогу на прибыль очень динамичны и могут взлететь в два раза, а могут и свалиться в следующем периоде в силу просто как раз отсутствия этой прибыльности — Владимир Климанов, Директор, АНО «Институт реформирования общественных финансов» (ИРОФ); руководитель центра региональной политики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС).

Доходы населения продолжают таять на фоне триллионных инвестиций в институты развития

Когда я слышу "институты развития, институты развития, институты развития, ТОРы, ТОСЭРы..." — я, вы знаете, нервничаю, говоря простым языком. Потому что столько триллионов влили во все это... При этом где мы видим 2022 год и 2023-й? Сегодня мы должны с вами честно признать, что уже второй квартал подряд реальные доходы населения падают — Сардана Авксентьева, Заместитель руководителя фракции, Политическая партия «Новые люди».

Проблемы
Некоторые регионы Дальнего Востока очень сильно зависят от экспорта

В части налоговых доходов мы видим, что у нас есть ряд субъектов, бюджеты которых гиперзависимы, и в том числе от мировой конъюнктуры, тех объемов, которые будут поставляться на мировые рынки. Здесь, конечно, тоже есть определенные риски — Наталья Трунова, Аудитор, Счетная палата Российской Федерации.

Чиновникам в бюджетных вопросах не хватает актуального контекста, связанного с санкциями

Может быть, все-таки сейчас, в 2022 году, сместить ракурс на то, что происходит? Идем по рискам. Летит к чертям сейчас Камчатский край: падение промышленности почти двукратное, потому что ковид в Китае — риски резко возрастают. Приморский край — по обрабатывающей промышленности — минус 13%, не все так просто. Какие риски четко будут? Сахалин — просаживается, никакого больше праздника выдающегося не будет, потому что "Сахалин-1" фактически встал, быстро его не восстановят. Мы уже видим, что проседает строительство в Амурской области: они хорошо начали, но сейчас это стопорится, а значит, у нее не будет тех дополнительных доходов, которые она возлагала в надежде на Амурский газохимический комплекс. Япония и Южная Корея только что отказались от импорта российского угля — это означает не только что всем дальневосточным угольщикам придется конкурировать с кемеровским углем, который будет дополнительно биться в восточные порты, а и что они еще потеряют рынки сбыта — просадка будет очень серьезная. Продажи алмазов: британская биржа закрыла такую возможность, а в госфонд все не продадут — как будет работать Якутия в условиях сжимающейся возможности получения дохода? Продажи золота сейчас тоже будут ограничиваться — Наталья Зубаревич, Профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

На Дальнем Востоке все становится очень дорогим, но бюджеты за ценами не поспевают

Сегодня ценообразование на Дальнем Востоке растет в геометрической прогрессии в соотношении с Центром. Если мы будем смотреть на строительство школы на Дальнем Востоке на 800 мест — Магадан, Камчатка, Чукотка — она будет стоить порядка 2,5 млрд рублей. А если вернемся в центральные районы России, то это будет стоить от 800 млн до 1 млрд рублей — Антон Басанский, Заместитель председателя комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Что такое Дальний Восток? Это не просто общий базовый фактор инфляции и всего остального. Помножьте эту историю на трудную мультимодальную логистику, и соответственно ценник товаров и услуг на территории значительно опережает те среднероссийские условия, которые складываются. При этом понятно, что бюджетная обеспеченность в этой части, скажем так, не в полной мере отражает... — Евгений Чекин, Председатель Правительства Камчатского края.

Некоторые регионы год за годом не могут добиться выделения относительно небольшого финансирования на те или иные нужды

Из чего у нас формируется федеральный бюджет? В первую очередь — таможенный тариф. Мы продаем с вами углеводороды и огромные деньги от этого складываем в федеральный бюджет. Второе — НДПИ, НДС, акцизы. Откуда и на что все это наворачивается? На те же самые газ, моторное топливо, электрическую энергию, все это куда-то расходится, производство товаров... Абсолютное большинство всего этого добывается на Дальнем Востоке, в Сибири, в Арктическое зоне. Из вот этого огромного 25-триллионного бюджета, большей частью таким образом собранного, мы год за годом — ну, я не знаю, что делаем! — не можем решить вопрос каких-то нескольких миллиардов рублей — Александр Осипов, Губернатор Забайкальского края.

Траты регионов подчас подвержены локальной политической конъюнктуре

К сожалению, мы видим, что не всегда эффективно тратятся средства в отдельных субъектах Российской Федерации. Они связаны с какими-то политическими циклами, направлены больше на поддержку отдельных незначительных, на наш взгляд, направлений. Но факт остается фактом — Леонид Горнин, Первый заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Суровость климата приводит к тому, что ошибки в финансировании оборачиваются огромными тратами, которых можно было легко избежать

Очень важно каждый год просто выдавать по миллиарду или два — это намного лучше, чем потом заливать деньгами. Вот конкретный пример: у нас нет денег, чтобы обеспечить нормальное функционирование крыши и водосточной системы школы, а разрушается-то вся школа в этих температурах. Ее заливает всю! Под фундамент что-то заливается, и в итоге через три-четыре года разваливается целиком вся школа. И надо было всего 50-100 тысяч на эксплуатацию, а потом строй новую школу за 1,5 млрд рублей! По дорогам — то же самое... — Александр Осипов, Губернатор Забайкальского края.

Некоторые регионы не так уж и бедны, хотя на бумаге это и не так

Сама дотационность регионов — это же история выдуманная! Это теоретическая цифра. Вот какой из Якутии дотационный регион, например? Тем не менее это происходит — Сардана Авксентьева, Заместитель руководителя фракции, Политическая партия «Новые люди».

Регионам Дальнего Востока нужно больше свободы действий в вопросе финансов

Давайте это обсуждать: как и чем федеральное министерство может смягчить очевидно нарастающие риски бюджетных дефицитов и как все-таки дать ну хоть какую-то свободу маневра. Потому что объем дотаций сокращается, а объем субсидий — вырос на 53%. Ну, рулите и дальше из ваших федеральных министерств! Вы так хорошо видите все, что происходит на Дальнем Востоке, что иногда хочется плакать — Наталья Зубаревич, Профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

Решения
В перспективе эту свободу распоряжения деньгами регионы могут получить

Если смотреть в будущее, учитывая, что у нас все-таки федеративное государство, безусловно, мы должны ставить перед собой цель — больше свободы и маневра для принятия решений именно региональными командами, губернаторами каждого субъекта Российской Федерации — Леонид Горнин, Первый заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Даже добычным территориям может не хватать денег на развитие; больше денег должно оставаться в регионе

Запрос — на более справедливое распределение доходов по месту, где добываются ресурсы... Потому что, действительно, люди не понимают... Вот я был несколько недель назад в Усинске — это город нефтяников, 27 тысяч человек, в республике Коми. На территории района добывается и генерируется доходов на 103 млрд. Бюджет самого города — 3 млрд рублей. Они говорят: нам хоть немножко ресурсов для бюджета развития, хоть 5-7% позволили бы существенно изменить жизнь на территории. Поэтому справедливое распределение налога на прибыль — я думаю, здесь есть, так скажем, еще резерв для совершенствования — Марат Шамьюнов, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Дальний Восток у нас, до того, как Президент принял решение 2012-2013 годов, по существу, большей частью тонул. После этого, благодаря решению Президента, он начал подвсплывать. Ну, давайте чуть-чуть добавим эту устойчивость его, экономическую и социальную инфраструктуру. Немножко больше ресурсов! Чуть-чуть быстрее будем выкачивать эту подтапливающую воду... — Александр Осипов, Губернатор Забайкальского края.

Сегодняшний кризис — повод создавать подушки безопасности для регионов, но такие подушки на Дальнем Востоке есть и уже сейчас

Думаю, что мы сможем вместе с нашими коллегами из Министерства по развитию Дальнего Востока — заново сейчас уже — на этапе бюджетного процесса 2023-2025 годов пересмотреть подходы и донастроить те объемы, которые будут купировать те новые вызовы, риски, в том числе для дальневосточных регионов — Леонид Горнин, Первый заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Мы с вами должны обеспечить резервы. Сегодняшний мир для России наиболее экстремальный с точки зрения того, что решения нужно принимать быстро. Мы никогда не знаем, что будет завтра, и поэтому планово — это точно невозможно — Евгений Чекин, Председатель Правительства Камчатского края.

Нецелевые остатки средств на счетах — та ликвидность, которая есть у субъектов Дальневосточного региона — приблизилась к параметру 190 млрд рублей. Это достаточно большой ресурс, практически объем нашей государственной программы. Давайте вместе посмотрим и сейчас примем те структурные меры, которые необходимо принять. Мы должны быть готовы к этим вызовам, в том числе по Сахалину — Леонид Горнин, Первый заместитель Министра финансов Российской Федерации.

Помочь регионам можно было бы децентрализацией акцизов в их пользу

Децентрализовать на региональный уровень часть или 100% поступлений по акцизам на табачную и алкогольную продукцию! Вы знаете, что регионы и муниципалитеты — их самая главная ответственность — пропагандировать здоровый образ жизни, проводить семейную политику, и наверное было бы справедливо, если бы у них были какие-то дополнительные доходы, связанные с этими акцизами. Это бы позволило усилить эти программы — Марат Шамьюнов, Заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Акцизы на табачную продукцию, хотя бы часть их — это прежде всего еще и борьба с нелегальной продукцией. У нас ее не то чтобы много, но до 15%, по оценкам. Мы говорили, что нужно начинать с 10% хотя бы и дальше идти стимулирующим коэффициентом для того, у кого будет получаться действительно сокращать. И, конечно, регионы гораздо более эффективно будут с ней бороться, нежели это все делается на федеральном уровне — Наталья Трунова, Аудитор, Счетная палата Российской Федерации.