Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, созданный в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие со 160 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 75 странах мира.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Вызовы и перспективы российского рынка труда
2 сентября 2021
10:00—11:30
Ключевые выводы
В центре системы занятости находится человек и его потребности

Когда мы говорим о рынке труда, мы должны всегда иметь в виду, что это, прежде всего, человек. Это его желание быть счастливым, успешным, иметь семью, иметь достаток. И то, что называется сухим словом самореализация, — это на самом деле выбор жизненного пути — Яровая Ирина, Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Мы видим существенное улучшение условий труда. Мы это видим, потому что мы даже видим, внешний облик строителя как резко изменился — Овчарова Лилия, Проректор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Сейчас система среднего профессионального образования (СПО) у молодых людей очень востребована. В 2020 году порядка 60% выпускников 9-х классов ушло в систему СПО учиться. Еще лет 10 назад нам это было сложно представить — Бугаев Александр, Первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации.

У нас на сегодняшний день наблюдается тенденция к росту самозанятых. Мы сейчас подошли к планке почти 3 млн человек. Это те граждане, которые выбрали этот режим для осуществления своей трудовой деятельности. <...> По нашим прогнозам к 2030 году мы дойдем до 10-11 млн самозанятых в различных сферах экономики — Котяков Антон, Министр труда и социальной защиты Российской Федерации.

Ситуация на рынке труда является отражением глобальных вызовов и перемен

Низкооплачиваемый и неквалифицированный труд перестал быть конкурентным преимуществом. Эта история, которую придется в ближайшее время осознать. Мы в осознании этих трендов. Россия отстает от наших стран-конкурентов примерно лет на двадцать — Овчарова Лилия, Проректор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Наша российская специфика — это изменение демографии, „демографическая яма“. В более долгосрочной перспективе это проблемы, которые возникнут в том числе и для рынка труда, связанные с изменением климата и дефицитом ресурсов. Это урбанизация, которая тоже вносит свой вклад в этот процесс — Шаронов Андрей, Президент, Московская школа управления СКОЛКОВО.

Мы сейчас находимся, по сути дела, на пике четвертой промышленной революции, когда этот темп только ускоряется. То есть профессии, рабочие места, требования к подготовке резко меняются — Уразов Роберт, Генеральный директор, АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)».

Если мы посмотрим на 10-летнюю ретроспективу, мы увидим, что уровень образования граждан работоспособного возраста растет. Если в 2020 году у нас порядка 24% граждан не имело высшего образования и среднего специального образования, то на сегодняшний день этот показатель составляет 19% — Котяков Антон, Министр труда и социальной защиты Российской Федерации.

Рынок труда в России преодолел последствия пандемии коронавируса

Уровень безработицы в Российской Федерации вернулся на допандемический уровень. По состоянию на 1 августа уровень безработицы составил 4,5%. <...> До периода пандемии удаленно, дистанционно в Российской Федерации трудилось 30 тыс. человек. В период пандемии мы видели рост этого показателя до 11% от работоспособного населения. Этот показатель соответствовал порядка 5-6 млн человек. На сегодняшний день при восстановлении рынка труда, при снятии большинства ограничений удаленно, дистанционно продолжают трудиться порядка 2,8-3 млн человек. Это говорит о том, что на сегодняшний день работодатели и наши работники почувствовали все прелести и все преимущества удаленного, дистанционного формата занятости и по-прежнему продолжают им пользоваться. И в принципе, это долгосрочный тренд, который повлияет и будет влиять на рынок труда в целом — Котяков Антон, Министр труда и социальной защиты Российской Федерации.

Впервые в период пандемии мы прошли через кризис без снижения заработной платы. Это впервые за 20 лет. <...> У нас произошло снижение доходов населения, но не произошло снижение заработной платы в корпоративном сегменте. Для меня это является подтверждением того, что мы стали на путь ухода от российской модели рынка труда на модель, которая сопровождается повышением заработной платы и производительности — Овчарова Лилия, Проректор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Проблемы
Дефицит на рынке труда сдерживает развитие экономики и рост благосостояния граждан

Средние потери от так называемого несоответствия квалификаций в мире около 6% ВВП. Попробуйте переложить это на российский ВВП, и вы поймете, что это очень большая цифра. Это то, что мы теряем здесь и сейчас — Уразов Роберт, Генеральный директор, АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)».

За 20 лет в корпоративном сегменте мы потеряли 15 млн рабочих мест, и эта потеря, она сопровождалась снижением заработной платы — Овчарова Лилия, Проректор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Если говорить о региональной специфике, то здесь двойная проблема: не только нехватка квалифицированных кадров, но и нехватка кадров вообще, отрицательный прирост населения, миграция из региона и дополнительные вызовы, которые характерны для этой части Российской Федерации — Шаронов Андрей, Президент, Московская школа управления СКОЛКОВО.

Нам как-то внутренне объясняют, что менеджерами быть лучше, чем работниками на стройках. Как только мы этот тренд переломим, поверьте, у нас все будет хорошо — Стасишин Никита, 3аместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Отсутствие образования у соискателей осложняет ситуацию

В период пандемии действительно наблюдался серьезный рост числа граждан, ставших на учет в центры занятости. Он достигал пиковых значений в 3,7 млн человек. На сегодняшний день в центрах занятости стоит на учете порядка 1 млн человек. Но структура тех, кто сейчас стоит в центре занятости на учете, показывает нам, что 58% этих граждан не имеют ни высшего, ни среднего профессионального образования. Это те граждане, под которых нужно формировать долгосрочные образовательные программы — Котяков Антон, Министр труда и социальной защиты Российской Федерации.

Не работают по специальности 47% [выпускников вузов]. Следовательно, инвестиции государства в человека, они не дают того результата, ради которого государство вкладывает эти средства. <...> Нет механизма, который бы позволял правильно выпускнику школы сориентироваться на ожидания работодателя, на понимание того, а где этого мальчика или девочку ждут через пять лет, точно ждут и гарантированно дадут ему рабочее место с определенным социальным пакетом — Яровая Ирина, Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Службы занятости в настоящее время видят в человеке прежде всего безработного, без учета того, какие еще есть нюансы, потому что безработная женщина с маленьким ребенком, безработный предпенсионер, безработный выпускник или безработный человек, который долгие годы был занят по профессии рабочего, — это все разные безработные — Платыгин Дмитрий, Генеральный директор, ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Мы традиционно делаем упор только на первичную подготовку. Например, во всех реформах образования мы всегда говорим исключительно про студента, школьника, то есть про того человека, который впервые получает образование, ни слова не говоря о том, как это будет делать взрослый человек. Простой пример. Чтобы пойти в образовательное учреждение взрослому человеку, есть определенные проблемы», — генеральный директор АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия) — Уразов Роберт, Генеральный директор, АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)».

Решения
Инвестиции в знания и компетенции позволят стабилизировать ситуацию на рынке труда

На сегодняшний день Министерство науки и высшего образования совместно с рядом ведущих вузов Российской Федерации формируют программу по развитию центров компетенции на территории Российской Федерации. Такие центры компетенции будут формироваться на базе крупнейших вузов в Российской Федерации. Первый сейчас открылся на базе РАНХиГС в Москве. <....> Программы Ворлдскиллс позволяют технологии привнести в образовательный процесс, и уже на стадии завершения обучения, на основании того практического экзамена, который сейчас внедрен в повседневную жизнь, уже оценивать и понимать те навыки, которые приобретает абитуриент в процессе обучения — Котяков Антон, Министр труда и социальной защиты Российской Федерации.

Постоянно требуется обновление знаний и компетенций, и сегодня выигрывает тот, кто вкладывается в непрерывное образование. Более того, я хочу сказать, что уже исчерпан потенциал мотивации домашних хозяйств на повышение образования, поэтому у наших стран-конкурентов уже наступил, а у нас наступает период, когда в образование будут инвестировать компании — Овчарова Лилия, Проректор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Необходимо создать публичную платформу профессионального образования, на которой будет размещаться запрос на целевое обучение. <...> Мое предложение для Дальнего Востока заключается в том, что каждому инвестору, который приходит на территорию Дальнего Востока, кто является участником наших ТОРов, предоставить право быть заказчиками на специалистов под то новое производство, которое они создают у нас на Дальнем Востоке, за счет бюджета — Яровая Ирина, Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС