Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, созданный в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие со 160 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 75 странах мира.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Развиваем.ДВ: как привлечь инвестиции на Дальний Восток?
2 сентября 2021
15:00—16:30
Ключевые выводы
Дальневосточный федеральный округ имеет большой экономический потенциал и интересен бизнесу, но в округе существует дисбаланс между инвестиционным и экономическим потенциалом

Дальний Восток — это регион крайне интересный, это особо значимый регион для государства. Не зря Президент РФ Владимир Владимирович Путин объявил Дальний Восток приоритетом России на весь 21 век. И с точки зрения инвесторов этот регион представляет огромный интерес. С одной стороны — это огромные ресурсы, это близость к Азиатско-Тихоокеанскому региону, всевозможный научно-технический потенциал — Довлатов Артем, Заместитель председателя – член правления, ВЭБ.РФ; генеральный директор, ВЭБ.ДВ.

На Дальнем Востоке банально не хватает людей, регион занимает 40% территории, а живет всего 5,5% жителей страны. Как решить главный вызов — дисбаланс экономического и инвестиционного потенциала? Первый и очевидный — это вахта. Современные вахтовые поселки по уровню комфорта не уступают существующим городам. Либо второй вариант — делать так, чтобы жители стремились в города, чтобы появлялись новые рабочие места. Возникает тема городской среды, качества жизни. Вот это качество жизни по всем опросам служит здесь главной причиной оттока населени — Муратов Алексей, Партнер, КБ «Стрелка».

Проблемы
Барьеры для инвесторов, в числе которых высокая стоимость строительных материалов, нехватка кадров, повышенные риски

Конечно же, существуют определенные барьеры, и инвесторы относятся до сих пор с определенной опаской с точки зрения инвестирования средств в этот регион, поскольку существуют и объективные преграды — это и преграды, связанные с населением [недостаток кадров], это издержки, которые связаны со строительными вопросами. <...> Дальний Восток — абсолютно урбанизированный край. В этом кроется огромный вызов, чтобы прекратить отток населения или обеспечить приток населения, нужно увеличивать качество жизни в городах. Здесь необходимо стратегическое планирование в городах — Довлатов Артем, Заместитель председателя – член правления, ВЭБ.РФ; генеральный директор, ВЭБ.ДВ.

Все прекрасно понимают, что на новых территориях и, особенно, на Крайнем Севере ограничения — это сезонность, летняя навигация длится порядка ста дней, а потом возможность доставки через Росатомфлот. На Крайнем Севере можно строить только зимой, летом по тундре ездить нельзя, увеличивается срок и капитальные затраты на все инфраструктурные объекты. Повышенные риски — повышается риск при оценке проекта, и ставка, и стоимость заимствований, требования к заемщику в отношении залоговых обязательств. Мы в гораздо худших условиях, чем если бы делали такой проект в более развитых регионах, например, в Центральной Сибири — Мишаков Сталбек, Генеральный директор, ООО «Северная звезда».

Необходимость благоустройства и преобразования городов Дальнего Востока для повышения их туристической привлекательности, повышения качества жизни в городах

Туристические проекты важны для самих жителей Камчатки, потому что они повышают качество жизни. <...> Но, в обратную сторону, качество города влияет на туристический поток, на то, как себя чувствует турист, попадая на территорию региона. И, конечно, я здесь не буду скрывать, что внешний облик Петропавловска-Камчатского, городская среда, общественные пространства, сам настрой городской среды — он сейчас не является фактором привлечения туристов. <...> Мы должны это переломить, начиная с центра города — Солодов Владимир, Губернатор Камчатского края.

Решения
Создание территорий опережающего социального экономического развития (ТОР) и других преференциальных режимов для инвесторов

Многие меры [привлечения инвесторов] предприняты, уже многие события состоялись. Одним из ключевых при принятии этого решения [компании „Васта Дискавери“, которая участвует в реализации туристического проекта „Парк ‘Три вулкана“ в Камчатском крае, прийти на Дальний Восток] было то, что существует система ТОРов — территорий опережающего развития на Дальнем Востоке. Это действительно отличная преференциальная система, налоговая, организационная, инфраструктурная, которая позволяет рассматривать проекты большие, которые в любой другой ситуации мы бы никогда не рассмотрели. <...> Но нужна еще тонкая „донастройка“ внутри преференциальных режимов — Бачин Сергей, Генеральный директор, ООО «Васта Дискавери».

Развитие транспортной инфраструктуры, развитие мастер-планирования как одного из инструментов комплексного развития территории

Один из инструментов комплексного развития территории — это мастер-план. Сейчас мы делаем три проекта — это Большое Золотое кольцо, Крым и три территории на Дальнем Востоке: Приморский край, Камчатка и Сахалин. Мастер-план — это инструмент, когда можешь быстро и гуттаперчиво вносить изменения в моменте. Это социально-экономическое развитие города, синергия развития города и привлечения инвесторов — Чеботарев Александр, Вице-президент, Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

Проект строительства нового международного терминала будет реализован за 18 месяцев, порядка 5 млрд инвестиций — собственные средства и деньги партнеров из ВЭБ.ДВ и ВЭБ.РФ. Он будет единым технологическим комплексом, самым современным на Дальнем Востоке. Мы живем на Дальнем Востоке, наши партнеры из Юго-Восточной Азии, без нормальной инфраструктуры невозможно развивать ни туризм, ни инвестиционные проекты. Аэропорт — это всегда лицо, в том числе международное. Пандемия скоро закончится, а инфраструктура, которую мы строим, не на год-два, а на десятилетия — Басюк Константин, Председатель совета директоров, АО «ХАБАРОВСКИЙ АЭРОПОРТ».

В среднем города Дальнего Востока на 10% уступают городам России по жилищной обеспеченности, по качеству медицинских услуг. Здесь нужно прорывное интенсивное развитие. Мастер-план — комплексное развитие территории — может быть залогом такого развития. <...>. На уровне ДФО центр компетенций по городскому развитию. Второй момент — округ испытывает сильный дефицит специалистов, особенно в области архитектуры и градостроительства. Надо запустить по аналогии с программой „Архитектор.РФ“ программу „Архитекторы.ДВ“, чтобы улучшить кадровый потенциал региона — Муратов Алексей, Партнер, КБ «Стрелка».

Поддержка крупных транспортных логистических проектов, экспорт рыбной продукции напрямую в Европу

Корпорация „Рыба.РФ“ создана крупными рыбопромышленными компаниями, чтобы преодолеть этот вызов (запрет импорта рыбной продукции из России в Китай под предлогом ковидных ограничений. — Ред.) и собрать единую логистическую цепочку, которая позволит [поставлять рыбу из ДФО] в центральную часть России и напрямую в Европу без участия третьих стран. Создание сети новых современных рыбных портов — это Мурманск, Владивосток, Корсаков на Сахалине и Петропавловск-Камчатский. <...> Второй проект — рыбной биржи, который будет реализован во Владивостоке и позволит диверсифицировать рынки для поставки рыбной продукции. <...> Помимо инфраструктуры, важен конкурентоспособный сервис, а это невозможно сделать без повышения качества работы таможенных, пограничных органов. Важно создать новую регуляторику, качественный сервис для экспорта рыбы в любую точку мира — Крутиков Александр, Председатель наблюдательного совета, Инвестиционное товарищество «Корпорация «Рыба.РФ».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС