Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 197 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 83 странах мира, с 286 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Цифровое будущее транспортных коридоров через Дальний Восток: международный опыт и российские реалии

Ключевые выводы
Транспортная инфраструктура Дальнего Востока может сыграть ключевую роль для роста грузопотока между Европой и АТР

Дальний Восток — ключевое звено транспортно-логистических цепочек между странами АТР и Россией на текущий момент и имеет максимальный потенциал усиления как транзитного потенциала, так и экспортно-импортного. <...> На текущий момент мы видим очень большой потенциал дополнительного привлечения грузопотока как из Китая в Европу, так и из других стран, из Японии и Республики Кореи — вплоть до 10% грузопотока, который они отправляют в Европу. <...> Цифровизация <...> может позволить решить те проблемы, которые инфраструктура решить не может — Чистяков Павел, Вице-президент, Центр экономики инфраструктуры.

Транспортные коридоры, в которых используется Транссиб, очень востребованы японской стороной — Такахаси Исао, Президент, Toyo Trans Inc..

Цифровизация значительно повышает эффективность поставок

Мы через цифровой подход планируем для себя в режиме онлайн принимать максимально эффективные решения — это оптимизация наших внутренних процессов. Мы стремимся к тому, чтобы грузоотправители и другие участники сами видели в режиме онлайн, что происходит у нас в „Российских железных дорогах“, в какой точке находится груз, сколько стоит перевозка, насколько можно оптимизировать процесс — Белозеров Олег, Генеральный директор — председатель правления, ОАО «Российские железные дороги».

Цифровое будущее транспортных коридоров представляет из себя объединение цифровых усилий таможни с нашими партнерами за рубежом, нашими перевозчиками и бизнесом в целом — Булавин Владимир, Руководитель, Федеральная таможенная служба.

Снижение барьеров по управлению цепочками поставок позволяет увеличить валовый продукт порядка на 5-6%. В случае России — это $80 млрд — Исуринс Александрс , Председатель правления, президент, ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (FESCO) .

Проблемы
Потенциал Дальнего Востока не используется полностью

Текущее состояние транспортных коридоров, проходящих по российскому Дальнему Востоку, кратко можно охарактеризовать одной фразой — неиспользованный потенциал. Несмотря на большой прогресс, он продолжает оставаться до конца не использованным. Причем это касается как обеспечения доступа северо-восточных провинций Китая к выходу к морю через нашу территорию, так и повышения объема перевозок в большом транс-евразийском масштабе — Иванов Сергей, Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.

Уровень цифровизации недостаточен

Ежегодно мы опрашиваем около 1,5 тыс. руководителей крупнейших компаний мира, в том числе транспортного сектора. За последний год более 90% руководителей именно в транспортном секторе заявили о важности цифры. При этом только порядка 20% оценили уровень цифровизации в своих компаниях как продвинутый. В других отраслях этот показатель приближается к 45% — Баженов Михаил, Партнер, руководитель практики по работе с компаниями в сфере инфраструктурного и проектного финансирования, PwC.

Без цифры, без перехода на электронные информационные носители инвестиции не то чтобы обесценятся, но ту скорость обработки судна, ту скорость передвижения товара внутри порта и взаимодействия с таможенными органами мы не достигнем, которая нужна клиенту — Шишкарев Сергей, Президент, Группа компаний «Дело».

Зарегулированность и отсутствие стимулов

Японская сторона, японская фирма должна заполнять очень большое количество документов и документации, которую мы должны оформлять. <...> Для нас тут есть много трудностей и много ожиданий от российской стороны в плане цифровизации — Такахаси Исао, Президент, Toyo Trans Inc..

Транспортный коридор — это высокотехнологичная транспортная система, наиболее эффективно функционирующая в условиях преференциального режима. Недостаточно просто назвать какой-то путь коридором. В его работе надо создать некие преференции — Замков Антон, Генеральный директор, ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы»; директор, Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ).

Неготовность нормативно-правовой базы для цифровых технологий

Доверенная среда между участниками перевозочного процесса создается в основном на основании двусторонних соглашений. Технология распределенных реестров, или блокчейн, позволяет создать доверенную среду для всех участников перевозочного процесса, не только на территории Российской Федерации, но также и для наших зарубежных партнеров. Но сейчас в технологии блокчейн отсутствует нормативно-правовая база для того, чтобы эта технология признавалась как удостоверяющий центр для создания доверенной среды — Исуринс Александрс , Председатель правления, президент, ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (FESCO) .

Без написания и создания новой законодательной базы, базирующейся на цифровых технологиях, развития никакого не будет. А нам важно не отстать, потому что это мировая тенденция, мировой тренд, и мы должны быть в этом самом тренде — Иванов Сергей, Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта.

Решения
Переход на цифровой документооборот

Цифра — именно то направление, которое должно по всем составляющим выдать самый максимальный, самый большой эффект. <...> Цифровой формат позволит избежать большого количества уже устаревшего функционала — Белозеров Олег, Генеральный директор — председатель правления, ОАО «Российские железные дороги».

В цифровизации, если мы говорим про вещи, связанные с документооборотом, они являются на данный момент основным трендом, а именно — сокращение и унификация справочников, сокращение издержек, связанных с обработкой документов, — прежде всего это временные затраты, денежные затраты — Баженов Михаил, Партнер, руководитель практики по работе с компаниями в сфере инфраструктурного и проектного финансирования, PwC.

Экспорт за вычетом нефтегаза и вооружения составляет $143 млрд. Эти $143 млрд включают в себя от 18% до 20% затраты на логистику. Если цифровизация поможет хотя бы на 2% снизить расходы на логистику, то это $3 млрд, которые дополнительно могут остаться у наших импортеров — Исуринс Александрс , Председатель правления, президент, ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (FESCO) .

Подготовка нормативной базы для цифровизации

По поручению Президента дано поручение Правительству и Федеральному Собранию принять решение об оперативном принятии нормативно-правовых актов в части цифры. <...> Я думаю, это решение будет принято до конца года — Кутепов Андрей, Председатель комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике .

Синхронизация действий участников поставок

Уровень взаимодействия вырос, он велик. Но дальше нам надо будет не только реализовывать какие-то проекты внутри себя — нам как раз надо выходить и синхронизировать с другими участниками рынка — Сараев Вячеслав, Генеральный директор, председатель правления, ПАО «ТрансКонтейнер».

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС