non-financial development institution
major organizer of congress and exhibition events
Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Increasing the Investment Appeal of the Far East
5 September 2019
09:30—11:00
KEY CONCLUSIONS
The Far East sees an upsurge of business

In the first half of this year, a long-term negative economic trend finally reversed. <...> This year, for the first time we see the GDP grow by almost 5%, industrial production grew by 2.5%. <...> Unemployment decreased by 1% — Alexander Osipov, Acting Governor of Trans-Baikal Territory .

The Republic of Sakha (Yakutia) and Kamchatka Region have already made it to top 30 regions best for entrepreneurship, <...> 9 out of 11 regions demonstrated an improved dynamics of most national rating indicators, there are 45 of them — Svetlana Chupsheva, Chief Executive Officer, Agency for Strategic Initiatives.

Many regions have improved their performance in absolute numbers but lagged in relative numbers, which suggests that competition is on the rise — Andrei Sharonov, President, Moscow School of Management SKOLKOVO .

ISSUES
Imperfect legislation and high administrative pressure

In the Far East regions, <...> 53% of entrepreneurs report heavy administrative pressure from regional and municipal administrations, less than 20% report on federal authorities, <...> 42% of entrepreneurs complain of courts of general jurisdiction, <...> 55% – of power supply organizations, — Svetlana Chupsheva, Chief Executive Officer, Agency for Strategic Initiatives.

There are significantly fewer inspections. <...> But the routine and unscheduled audits have been conveniently replaced with unofficial inspections. <...> Prosecutor’s office has no control over these — Boris Titov, Presidential Commissioner of the Russian Federation for the Protection of Entrepreneurs’ Rights.

Often, administrative pressure is directly related to the gaps in the existing legislation. For example, foreign labour legislation has huge loopholes. Today, the immigrant workforce can be brought to the region without a quota under the guise of skilled international specialists. It is a major issue for the border regions — Vasily Orlov, Governor of Amur Region.

The Republic of Buryatia is the most overregulated region in environmental legislation. <...> The number of inspections grew significantly. About 30% of small business in tourism shut down just this year alone. <...> A venue may cost RUB 100 thousand and be ready in a month. An audit will cost RUB 300 thousand and takes two months – environmental audit of literally everything — Alexey Tsedenov, Head of the Republic of Buryatia.

Tax increase due to transition to cadastral valuation

Several regions of the Far East are switching to cadastral valuation and relevant taxation. In Primorye, the cadastral valuation grew 2–10 times. <...> Real estate owners are under serious risk, their survival is jeopardized — Alexander Kalinin, President, All-Russian Non-Governmental Organization of Small and Medium-Sized Businesses Opora Russia.

What does business do? It takes an independent assessment and goes to court. They even slam the old evaluations — Alexander Levintal, Governor of the Jewish Autonomous Region .

Shortage of human resources

The Far Eastern small and medium enterprises turnover grew by 5.2%. But on the other hand, the number of employees in SMEs decreased by 3.7%. That is 40 thousand people. <...> The personnel issue is becoming the most acute — Alexander Kalinin, President, All-Russian Non-Governmental Organization of Small and Medium-Sized Businesses Opora Russia.

The number of people graduating from internationally recognized professional training courses is half of the Russian average — Robert Urazov, General Director, WorldSkills Russia, Agency for the Development of Professional Communities and Skilled Workers.

We can train quickly and efficiently. But what do we have? There is no place for them on the labour market — Petr Shchedrovitskiy, Member of the Management Board, North-West Foundation Center for Strategic Research.

Lack of funding

Our financial sector density is very low; we should have established institutions years ago. Lack of funding has a big impact on any development plans — Alexander Osipov, Acting Governor of Trans-Baikal Territory .

An unbalanced budget impedes the achievement many objectives — Alexander Levintal, Governor of the Jewish Autonomous Region .

SOLUTIONS
Consistent dialogue between the state and business

The new format of dialogue with business is an unambiguous growth prerequisite. <...> We had fully re-established the coordination council for entrepreneurship: before it was 30% business and 70% state officials. Now we have 92% of small business representatives — Aysen Nikolaev, Head of Sakha Republic (Yakutia).

Success lies in the communication between business and regulatory bodies. This year we have created a very effective “Boiling Point” — Vasily Orlov, Governor of Amur Region.

Several projects are worth mentioning, but the most significant one is the ‘Regulatory Guillotine’. The business should be directly involved. <...> Business should not be designated, but rather consolidate its position — Alexander Shokhin, President, Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs (RSPP).

Optimization of regulation

One of the solutions: if the audit data is not entered into the Unified Register of Inspections, its results shall be deemed invalid. <...> The second solution is to analyse and summarize the identified and confirmed violations. In turn, the regulatory authorities have already agreed to outline a step-by-step procedure to prevent major violations — Alexander Braverman, Member of the Board of Directors, Chief Executive Officer, Chairman of the Management Board, SME Corporation.

It is necessary to ensure a smooth transition from a fixed tax on potential gross income to the patent taxation system. <...> Unless it is done, we are to face a surge of social tensions and small business dropping off the radar,” — Alexander Kalinin, President, All-Russian Non-Governmental Organization of Small and Medium-Sized Businesses Opora Russia.

One window investment decision-making: investors see a full set of projects offered in the district, and <...> decide in favour of an investment team — Igor Shchegolev, Presidential Plenipotentiary Envoy to the Central Federal District.

Moving on to ASEZ and Vladivostok Free Port, all those receiving benefits, <...> if you don’t pay taxes, getting top margin, you should raise wages. The analytics show nothing like this happening — Sergey Furgal, Governor of Khabarovsk Territory.

State financial support

We have kept direct measures of financial support for business. <...> Firstly, we are talking about business on the ground floor setting up its operations. Such support is essential for them. The demand for micro financing remains high — Vladimir Ilyukhin, Governor of Kamchatskiy Territory .

Identifying jobs in demand in cooperation between the state, business and educational institutions

Within three months, we are to prepare a long-term jobs outlook for each region considering the objectives of the national projects, especially in terms of the infrastructure development — Andrei Belousov, Aide to the President of the Russian Federation.

And we are creating a single window to the Far Eastern Federal University for all investors of the Far East. <...> This year, 1,500 students have already completed internships at enterprises — Nikita Anisimov, Rector, Far Eastern Federal University (FEFU).

The peculiarity of Chukotka is such that it does not imply a dynamic population growth of the region. It partly results in human resource imbalance. At the same time, we have major investment projects in the region. <...> Over the past few years more than 3,000 jobs emerged. With all the companies in the region, there is a basic agreement that all Chukotka people, including the indigenous peoples, shall be employed — Roman Kopin, Governor of Chukotka Autonomous Area.

The material was prepared by the Russian news agency TASS

нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Повышение инвестиционной привлекательности регионов Дальнего Востока
5 Сентября 2019
09:30—11:00
Ключевые выводы
На Дальнем Востоке наблюдается рост деловой активности

В первом полугодии этого года многолетний отрицательный экономический тренд сменился <...> в этом году у нас впервые идет рост ВРП на почти 5%, рост промышленного производства на 2,5% <...> на 1% снизилась безработица — Осипов Александр, Временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края.

Саха-Якутия и Камчатский край уже вошли в топ-30 регионов лучших по оценкам предпринимателей <...> 9 из 11 регионов показали улучшение динамики по большинству показателей национального рейтинга, их у нас 45 — Чупшева Светлана, Генеральный директор, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).

Многие регионы в абсолютных цифрах улучшили свои показатели, но в относительных цифрах отстали, что говорит о том, что конкуренция серьезно возрастает — Шаронов Андрей, Президент, Московская школа управления СКОЛКОВО.

Проблемы
Несовершенство законодательства и высокое административное давление

В регионах Дальнего Востока <...> 53% жалуются на административное давление со стороны региональных и муниципальных администраций, на федеральные органы — меньше 20% <...> 42% предпринимателей жалуются на суды общей юрисдикции <...> 55% жалуются на ресурсные организации в части электроснабжения — Чупшева Светлана, Генеральный директор, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).

Количество проверок становится существенно меньше <...> Но плановые и внеплановые были успешно заменены различными видами проверок, которые проверками официально не называются <...> они проводятся без контроля и согласования с прокуратурой — Титов Борис, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Зачастую административное давление напрямую связано с неэффективностью существующего законодательства. Например, с большими дырками у нас законодательство, которое регулирует работу иностранной рабочей силы. Сегодня иностранную рабочую силу можно ввести без квоты в регион под эгидой того, что это квалифицированная иностранная сила. Для приграничных регионов — это большая проблема — Орлов Василий, Губернатор Амурской области.

Республика Бурятия — самый зарегулированный регион по природоохранному законодательству <...> У нас существенно выросло число проверок, у нас около 30% малого бизнеса в сфере туризма в этом году просто закрылось <...> Объект может стоить 100 тысяч рублей и делаться месяц, экспертиза будет 300 тысяч и делаться два. 100% экологическая экспертиза на все — Цыденов Алексей, Главa Республики Бурятия.

Повышение налогов в связи с переходом к кадастровой оценке

Ряд регионов Дальнего Востока переходит на кадастровую оценку и уплату налога от кадастровой оценки. В Приморье, там от 2 до 10 раз выросла кадастровая оценка <...> Те, кто имеет недвижимость, получают очень серьезные риски, у них выживаемость будет под угрозой — Калинин Александр, Президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

Что начал делать бизнес? Они начали делать независимую оценку, идут в суд, и даже ту оценку, которая была раньше, они ее обрушают в десятки раз — Левинталь Александр, Губернатор Еврейской автономной области.

Кадровый дефицит

Оборот малых и средних предприятий на Дальнем Востоке вырос на 5,2%. Но с другой стороны, количество сотрудников, которые работают в МСП, уменьшилось на 3,7%, т.е. на 40 тыс. человек <...> Кадровый вопрос становится самым острым — Калинин Александр, Президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

Количество людей, выпускаемых в мастерских, соответствующих мировым стандартам, в два раза меньше, чем в среднем по России — Уразов Роберт, Генеральный директор, Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия».

Мы можем готовить быстро и качественно. Но с чем мы сталкиваемся? С тем, что, когда этот человек приходит на рынок труда, под него нет соответствующего рабочего места — Щедровицкий Петр, Член правления, Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад».

Нехватка финансирования

У нас и плотность финансового сектора очень низкая, и в предыдущие годы не были созданы сильные институты. Недостаток финансирования очень сильно сказывается на любых планах по развитию — Осипов Александр, Временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края.

Имея несбалансированный бюджет, я просто физически не могу достичь целого ряда показателей — Левинталь Александр, Губернатор Еврейской автономной области.

Решения
Более плотный диалог государства с бизнесом

Новый формат диалога с бизнесом — это однозначное условие, чтобы претендовать на рост <...> Мы поменяли полностью координационный совет по предпринимательству, раньше было соотношение 30% бизнеса, 70% чиновников. Сейчас 92% — это малый бизнес — Николаев Айсен, Глава Республики Саха (Якутия).

Успех заключается в коммуникации между бизнесом и блоком контролирующих органов. У нас в этом году была создана „Точка кипения“, на мой взгляд, работает очень успешно — Орлов Василий, Губернатор Амурской области.

Можно говорить о нескольких проектах, главный среди которых — это „Регуляторная гильотина“, важно обеспечить прямое участие бизнеса в этой работе <...> Важно, чтобы бизнес был не назначенным <...> бизнес сам должен консолидировать свою позицию — Шохин Александр, Президент, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП).

Оптимизация регулирования

Одна из мер — при невнесении данных о результатах проверки в Единый реестр проверок считать ее результаты недействительными <...> Вторая задача: по тем нарушениям, которые выявлены и подтверждены, будет проведена аналитика, они будут обобщены, и контрольно-надзорные органы уже дали согласие на то, чтобы по основным нарушениям прописать пошаговую процедуру, предотвращающую такие нарушения — Браверман Александр, Член совета директоров, генеральный директор — председатель правления, АО «Корпорация «МСП».

Нужно обеспечить мягкий переход с единого налога на вмененный доход на патентную систему налогообложения <...> Если этого не сделать, то получим всплеск социальной напряженности и уход в тень малого бизнеса — Калинин Александр, Президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

Одно окно для принятия инвестиционного решения, инвесторы на одной площадке видят набор проектов, которые предлагают компании, сосредоточенные на территории округа, а затем <...> идут к той или иной инвесткоманде — Щёголев Игорь, Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Перейду к ТОСЭРам и Свободному порту Владивосток; все, кто попадают на льготы <...> если вы не платите налоги, получаете дополнительную маржу, вы тогда увеличивайте зарплату людям. Когда мы начинаем смотреть анализ, ничего подобного не происходит — Фургал Сергей, Губернатор – председатель Правительства Хабаровского края.

Финансовая поддержка со стороны государства

Мы сохранили для бизнеса прямые меры финансовой поддержки <...> в первую очередь речь идет о начинающем бизнесе, для них такая поддержка очень важна. Высокая остается востребованность и микрофинансирования — Илюхин Владимир, Губернатор Камчатского края.

Планирование рабочих мест во взаимодействии между государством, бизнесом и учебными заведениями

В течение трех месяцев нам нужно будет по каждому субъекту подготовить перспективный план рабочих мест с учетом тех планов, которые сейчас в нацпроектах заложены, особенно в комплексном плане развития инфраструктуры — Белоусов Андрей, Помощник Президента Российской Федерации.

И мы создаем единое окно доступа всех инвесторов Дальнего Востока в Дальневосточный федеральный университет <...> В этом году уже 1,5 тысячи студентов прошли стажировку в предприятиях — Анисимов Никита, Ректор, ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ).

Особенность Чукотки такова, что не предполагает активного заселения региона, от этого возникает отчасти и кадровая несбалансированность. В то же время крупные инвестиционные проекты, которые в регионе работают <...> создано более 3000 рабочих мест за последние несколько лет. Со всеми компаниями, которые работают в регионе, есть базовая договоренность, что все, кого можем найти на Чукотке, в том числе и коренных жителей, они все будут устроены на работу — Копин Роман, Губернатор – председатель Правительства Чукотского автономного округа.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС