нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Свободный порт Владивосток: особенности таможенного администрирования
12 Сентября 2018
17:00—18:30
Ключевые выводы
Таможенный режим в России упрощается

Новые наши подходы в системе управления рисками, в категорировании участников ВЭД привели к тому, что мы почти в три раза за последние два года увеличили количество декларантов, которые находятся у нас в зеленом секторе. Сейчас их около 8200. На их долю приходится 60% всего декларационного массива и 80% всех администрируемых таможенных платежей, налогов и сборов. Такая обременительная для бизнеса процедура, как таможенный досмотр, в 2017 г. применялся в отношении 2,5% всех товарных партий, в этом году мы вышли на цифру чуть более 1,5%, и для участников зеленого сектора она составляет 0,49% партий — Булавин Владимир, Руководитель, Федеральная таможенная служба.

С точки зрения времени, таможня изменяется в лучшую сторону. Таможня выпала из топовых проблем. Прогресс существует, и было бы глупо это отрицать. Те проблемы, которые были у нас пять лет назад, их нет. Таможня не является для нас ключевой проблемой — Колесников Сергей, Основатель, президент, Группа компаний «ТехноНИКОЛЬ».

Товарооборот в зоне деятельности таможенных органов на Дальнем Востоке растет

За последние два года существенно увеличился товарооборот в зоне деятельности таможенных органов Дальнего Востока. Если в 2015 г. товарооборот составлял 20,8 млрд долларов, то по 2017 г. он у нас составил 25 млрд долларов. При этом индекс таможенной стоимости увеличился с 2,5 долл./кг до 3,1 долл./кг. Существенно удалось таможенным органам увеличить платежи в федеральный бюджет со 164 млрд до 200 млрд по 2017 г., и эта тенденция сохраняется по результатам работы 9 месяцев в этом году — Булавин Владимир, Руководитель, Федеральная таможенная служба.

Улучшается взаимодействие таможенных органов и бизнеса

У нас заметно меняется наше взаимодействие и совместная работа с бизнесом. На федеральном уровне при тесном взаимодействии с бизнесом мы подготовили Комплексную программу развития ФТС России до 2020 г. В этой программе есть отдельный раздел, который называется “10 шагов навстречу бизнесу”. По большому счету, вся программа — это движение навстречу бизнесу, и мы с нашими крупнейшими бизнес-объединениями пришли к выводу, что нормализация дел в таможенной сфере — это движение навстречу друг к другу. По Дальнему Востоку количество судебных исков со стороны бизнеса к нашим таможенным органам сократилось в три раза — Булавин Владимир, Руководитель, Федеральная таможенная служба.

Проблемы
Количество нарушений со стороны участников внешнеэкономической деятельности не сокращается

Нас как в целом в Российской Федерации, так и на Дальнем Востоке настораживает неменяющаяся тенденция к росту дел об административных правонарушениях и уголовных дел. В 2017 г. таможенными органами страны возбуждено почти 120 тыс. дел об административных нарушениях, причем в отношении тех, кто занимается ВЭД, если отбросить административные дела по физическим лицам и административные дела за непредоставление статформ, получается 23 тыс. дел об административных правонарушениях в отношении бизнеса. С учетом рецедивности это означает, что практически в отношении каждого 7-8 участника ВЭД возбуждалось административное производство. Так же — в отношении уголовных дел по стране — Булавин Владимир, Руководитель, Федеральная таможенная служба.

Бизнес неохотно использует режим свободной таможенной зоны из-за высокой стоимости и сложности ее обустройства

850 резидентов сегодня в Свободном порту, и всего четверо применяют процедуру СТЗ (свободная таможенная зона — Ред.). Мы задались вопросом, в чем проблема. 330 из них поставили галочку, что планировали использовать процедуру, когда они подавали в КРДВ (Корпорация развития Дальнего Востока — Ред.) заявку на получение статуса. 330 хотели, пользуются четыре. В чем проблема? Здесь, на первый взгляд, видится дороговизна организации ЗТК (зона таможенного контроля — Ред.). Организация этой зоны фактически сегодня стоит, самый минимум, 3 млн рублей, дальше до бесконечности — все зависит от размеров участка — Скорик Антон, Председатель, Ассоциация поддержки резидентов свободного порта Владивосток; руководитель, ООО «Ренессанс».

Наша компания реализует крупный инвестиционный проект по строительству угольного терминала рядом с портом Ванино в бухте Мучка. Объем инвестиций — 34 млрд. Мы в феврале 2017 г. стали резидентами свободного порта Владивосток. У нас территория нашего терминала, в связи с его мощностью в 12 млн тонн угля, составляет 350 гектар. Оборудование разбросано на всей этой территории. Нужно оградить 350 гектар. Мы посчитали, это 350 млн. Это очень затратно — Тямушкин Юрий, Генеральный директор, «ВаниноТрансУголь» (АО «ВТУ»).

Мы рассматривали возможность использования СТЗ и не стали ее открывать по той причине, что у нас есть ряд инфраструктурных ограничений, в том числе наличие на территории двух производственных корпусов, которые предполагают достаточно большой поток персонала из одного корпуса в другой. <...> Там не только забор необходимо устанавливать, нужно еще систему видеонаблюдения, систему контроля за перемещаемыми товарами и т.д. Это накладывает определенные инвестиционные обязательства — Кудинов Дмитрий, Генеральный директор, ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус».

Предусмотренная законом о Свободном порте информационная система, которая должна заменить ЗТК, до сих пор не создана

Закон о свободном порте предусматривал возможность заменить организацию этой зоны (зоны таможенного контроля — Ред.) информационной системой. <...> Предусмотрен полностью автоматический обмен, не нужно никаких физических средств. Вся информация о перемещении товаров, которые есть в учетной системе компании, автоматически должна уходить в таможенный орган. Но, к сожалению, системы этой нет до сих пор — Скорик Антон, Председатель, Ассоциация поддержки резидентов свободного порта Владивосток; руководитель, ООО «Ренессанс».

Решения
Снижение требований к обустройству ЗТК и создание информационной системы, альтернативной ЗТК

Новый таможенный кодекс допускает иной подход к обустройству ЗТК, чем это было принято в законе о свободном порте Владивосток. Нами подготовлено и направлено в Минфин предложение о некоем снижении требований к обустройству ЗТК. Предполагается, что в феврале закон может быть принят. <...> Мы предложили получить доступ к информационным системам резидентов, или к системам учета резидентов, правда, там есть некие условия — Булавин Владимир, Руководитель, Федеральная таможенная служба.

Создание на Дальнем Востоке площадки для взаимодействия бизнеса с таможенными органами

Для Дальнего Востока нужно подумать над созданием площадки, где могли бы сотрудники таможни обсуждать конкретные вопросы с бизнес-объединениями, с представителями бизнеса. Этого диалога не хватает именно здесь, на Дальнем Востоке — Калинин Александр, Президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

Для резидентов Свободного порта должны быть обеспечены комплексные условия для работы

Больше 130 финансовых организаций имеют свои представительства в городе Гонконг. Ведь свободный таможенный порт — это не только место для перегрузки товара. Мы должны организовать максимально комплексные условия для любых организаций. И все вышесказанное является ресурсом и условием, которые помогают нашим организациям выходить из нашей страны, а также иностранным организациям (приходить — Ред.) в нашу страну — Чжичжун Ма, Председатель совета директоров, Чжоланпу; член правления, генеральный директор, Ихао.

Развитие пунктов пропуска на Дальнем Востоке

Что касается свободного порта Владивосток, там находится 19 пунктов пропуска, и, по нашим расчетам, к 2025 г. ожидается рост грузооборота в 1,5 раза. В соответствии с этим требуются большие денежные вливания, чтобы обеспечить качественное функционирование этих пунктов пропуска не только во Владивостоке, но и в других местах — Цветков Юрий, Заместитель Министра транспорта Российской Федерации; руководитель, Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).

Улучшение кооперации с таможенными органами АТР

Мы неизбежно должны улучшать кооперацию с таможенными администрациями близлежащих стран. <...> Мы достаточно много и целенаправленно работаем с таможенной администрацией Китая. У нас есть первый опыт получения юридически значимых для нас вывозных деклараций, которые мы уже используем также при разрешении судебных споров. Если мы наладим регулярный обмен ценовой информацией с китайцами, откуда идет основной товаропоток, у нас существенным образом уменьшится количество дел, рассматриваемых в судах — Булавин Владимир, Руководитель, Федеральная таможенная служба.

Материал подготовлен информационным партнером ТАСС