Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Будущее экономики: образование как сфера инвестиций
25 Мая 2018
12:00—13:15
Ключевые выводы
Образовательной среде необходимы инвестиции не только в традиционном понимании, но и инвестиции, позволяющие внедрить новые технологии и принципиально новые модели функционирования

«Сегодня нужно говорить не просто об инвестициях в образование, а об “умных” инвестициях в образование. Об инвестициях, которые приносят новые технологии, новые модели, новые подходы», — Алашкевич Михаил, Вице-президент, руководитель проектного офиса агентской функции, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Четвёртая промышленная революция ставит новые задачи, для эффективного выполнения которых необходимы изменения в системе образования

«Необходимо меняться экономически, необходимо меняться системе образования, чтобы развиваться. Мы сейчас переживаем четвёртую промышленную революцию, интернет вещей, цифровизацию. Мы постоянно говорим об этом, и все эти концепции, все эти вещи создают совершенно иную платформу для развития и предлагают другие инструменты, которые позволяют и требуют достаточно быстро меняться», — Сийярто Петер, Министр внешних экономических связей и иностранных дел Венгрии.

Использование цифровых форматов обучения широко поддерживается российскими школьниками

«Цифровой формат нужно вводить не только в экономике, но и там, где он действительно нужен — в школах. Наши школьники уже сейчас на «ты» с цифровыми технологиями. Они достаточно часто применяют в повседневной жизни те или иные гаджеты, разные формы программного обеспечения. Использование разных цифровых форматов будет для них интересно, привлечёт их в школы и сделает более занимательным сам процесс обучения», — Беренфельд Борис, Основатель, президент, главный исполнительный директор, Международная лаборатория инновационных образовательных технологий (ILAET); сооснователь, научный руководитель, ГлобалЛаб.

Проблемы
Российский бизнес недостаточно мотивирован для того, чтобы вкладывать средства в сферу образования, которая остро нуждается в частных инвестициях

«Удивительный факт: государственные программы все сегодня в Российской Федерации называются программами развития — государственная программа развития образования, здравоохранения, культуры. Но при этом, если посмотреть на наполнение этих программ, то 95% расходов в них — это текущие расходы. Тех средств, которые тратятся на проекты развития, их катастрофически не хватает. Вряд ли в условиях ограниченного бюджета можно ожидать, что проекты развития будут полностью покрыты за счёт государства, и здесь как раз возникает необходимость привлечения частных ресурсов. Но как их привлечь в сферу, которая по сути такая низкорентабельная?» — Алашкевич Михаил, Вице-президент, руководитель проектного офиса агентской функции, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».

Отсутствие чётких механизмов возврата инвестиций — один из основных барьеров для бизнеса, готового вкладывать средства в сферу образования

«Я могу сказать с полной уверенностью, что уже сегодня бизнес готов инвестировать в образование. Однако из-за отсутствия чётких и понятных механизмов возврата инвестиций такие примеры, скорее, исключение. Но они должны стать массовой практикой», — Кожевников Михаил, Первый вице-президент, Группа компаний «Просвещение» .

Инновации в образовательной среде России необходимы, но инициативы встречаются редко и ещё реже реализуются

«В Советском Союзе вообще новации, не только денежные, не только экономические — в образование, в те давние времена были, как ни странно, реализованы чаще, чем в сегодняшней свободной, раскрепощённой рыночной экономике», — Фурсенко Андрей, Помощник Президента Российской Федерации.

«Цель очень затратная, потому что весь образовательный контент надо переформатировать под адаптивное предъявление, разбив на мелкие дидактические единицы и снабдив множеством контрольных вопросов для обеспечения развилок в зависимости от результатов усвоения каждого модуля. Снова получить на выходе цифровые копии бумажных пособий просто недопустимо. Но такому гиганту, как «Просвещение», новая амбициозная задача может оказаться под силу», — Сартан Марк, Руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа».

Текущее состояние инфраструктуры в российской школе и уровень подготовки учителей не в состоянии обеспечить государству решение тех задач, которые диктуют экономика и общество в условиях четвёртой промышленной революции

«К сожалению, то, что делается в университетах, не работает на нашу экономику, да и на сами университеты. Каждый из ректоров приведёт много примеров, когда хорошее изобретение, открытие какого-то молодого учёного, как правило, проходит незамеченным для университета, а вообще-то говоря, в основном, оно уходит для освоения и для изучения в другие организации, и, как правило, в другие зарубежные фирмы», — Садовничий Виктор, Ректор, ФГБО УВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова».

«Консерватизм позволяет создать инструмент передачи культурного кода от предыдущих поколений к будущим поколениям. Но консерватизм мешает делать достаточно решительные шаги не только в системе перестройки инфраструктуры. Мы очень много говорим о непосильной учебной нагрузке на преподавателя, но при этом подавляющее число преподавателей категорически отказывается перестроить учебный процесс. Я повторяю, не нормативные ограничения тут играют самую серьёзную роль, а именно отказ преподавателей перейти от классической к комплексной лекционно-семинарской модели. Переход, скажем, к установочным лекциям, переход к консультации, к партнёрским отношениям со студентами. То же самое можно сказать и про школы», — Фурсенко Андрей, Помощник Президента Российской Федерации.

«Далеко не в самых лучших вузах, далеко не самые лучшие преподаватели настаивают на том, чтобы дети сидели перед ними, и, как они говорят: "Мы должны смотреть детям в глаза". Что они в этих глазах увидят, кроме желания погрузиться в интернет?», — Фурсенко Андрей, Помощник Президента Российской Федерации.

Компетенции, которые будут необходимы следующим поколениям, выходят далеко за рамки IT-отрасли, школьникам уже сейчас необходимы специализированные навыки, для того чтобы справиться с глобальным информационным потоком

«Мы говорим о цифровой экономике, говорим о цифровых компетенциях очень много. Но похоже, что через несколько лет мы будем говорить о таких важных в школе предметах, как экология тела и души. Потому что мы сталкиваемся сейчас с гигантским потоком информационного мусора», — Кожевников Михаил, Первый вице-президент, Группа компаний «Просвещение» .

«Мы прекрасно понимаем, что где-то 50% рабочих мест или видов профессий, которые существуют, исчезнут, и появятся новые. Сейчас мы встречаем такие модели образования, когда детей заставляют запоминать информацию... Но с течением времени... появляются новые требования. Нужны люди, которые должны уметь анализировать весь этот материал, все эти данные... К сожалению, очень часто школа не может научить человека учиться», — Алборн Дирк, Главный исполнительный директор, Hyperloop Transportation Technologies.

Решения
«Умные» инвестиции в образование позволят значительно улучшить качество человеческого капитала

«Частные инвестиции необходимы для создания в массовой школе современной образовательной среды. Эта среда должна быть цифровой и способствовать формированию у школьников навыков и компетенций завтрашнего дня. Так инвестиции будут способствовать улучшению качества человеческого капитала», — Кожевников Михаил, Первый вице-президент, Группа компаний «Просвещение» .

Одним из необходимых навыков завтрашнего дня станет навык работы с информацией

«Развитие у детей навыков работы с информацией — не засорять себе голову лишним, а структурировать и осмысленно использовать, применять на практике всё то лучшее, что есть на сегодняшний день в виртуальном и физическом мире, — это как раз и будет основной задачей школы», — Кожевников Михаил, Первый вице-президент, Группа компаний «Просвещение» .

Инвестиции в дополнительное образование способны ускорить процесс модернизации классического школьного и вузовского образования

«Мы должны инвестировать в то, чтобы школа менялась, но мы можем гораздо быстрее что-то делать рядом со школой, и это будет влиять на перемены в ней», — Кузьминов Ярослав, Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)..

«Сфера дополнительного образования, как самая незарегулированная, все нововведения, все эксперименты позволяет внедрять, тестировать, пробовать и шлифовать те модели, которые дальше уже могут войти в общую школу», — Ракова Марина, Лидер инициативы «Новая модель системы дополнительного образования детей», Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ).

Дополнительное образование, гуманитарные образовательные площадки и проекты необходимы для эффективного взаимодействия образовательной среды с заказчиком кадров

«Фактически мы должны создавать площадки, которые позволяют не только применить нашими компаниями знания, прикладные технологии, но и площадки, где мы хорошо можем об этом поговорить, объяснить, о чём-то подумать. Без гуманитарной составляющей мы не сможем внедрить те технологии, о которых мы говорим. Внедряют люди, внедряют те люди, которые отчуждают в пользу развития этой технологии фактически свой талант и будущую профессиональную жизнь. В этом плане, наверное, это совокупная ответственность всех нас и тех, кто развивает эту большую, большую систему, конечно, в интересах, заложенных в стратегию, но и в интересах будущего максимально полного применения вот этих молодых талантов», — Шмелева Елена, Руководитель, Фонд «Талант и успех»; член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.

«Основная проблема и основная задача, на которую мы должны обратить внимание — это научить детей, научить людей учиться... Мы должны задуматься над тем, как создать соответствующую платформу, базу, которая позволит будущему молодому поколению постоянно совершенствоваться, расширять свои знания и делать это в доступном виде. Это очень хорошая сфера инвестиций», — Алборн Дирк, Главный исполнительный директор, Hyperloop Transportation Technologies.