Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Expert opinion
06.09.2018
"I know what to look for and where to find it"

Where should the Ministry for the Development of the Russian Far East be geographically located? When will the megaproject to build a bridge from the mainland to Sakhalin be completed? And have you claimed your own free land plot under the Far Eastern Hectare programme? Andrey VANDENKO, a senior interviewer at the TASS news agency, asked Alexander KOZLOV, the Minister for the Development of the Russian Far East, these questions and more, exclusively on behalf of the EEF magazine.


It’s easier to manage from the centre — that’s a fact

— You’re a relatively recent arrival to Moscow, Mr Kozlov, but perhaps you already know which building is the capital’s tallest? After all, this is a fact known to more people than just native Muscovites.

— Do you mean the tallest building in the literal architectural sense or the highest in terms of decision-making authority? If you are talking about the Kremlin, then I can confirm that I’ve visited it and attended meetings there.

— I’m actually referring to an old Soviet joke. Nothing is higher than the KGB headquarters building on the Lubyanka: from there you can see Kolyma in any weather... Of course, since the advent of your Ministry, the joke has become dated. It would seem that you can see even further from your building at 14 Burdenko.

— Let’s just clarify that our department was not created for the purpose of winning a competition about who has the best view of the remote corners of the country.

— Do you think it’s right that the organization that concerns itself with the affairs of these corners of the country is not a local agency on the ground in Yakutia, say, or Kamchatka, but rather based in Moscow?

— Decisions must be made expediently and effectively. It is probably wrong to invest so much significance in a name and to adhere to geographical principles. Decisions should be made with an eye to solving the problems facing the Ministry. We play an active role in the lawmaking process and seek to attract investment to the region. We look for different sources of funding, both from the state budget and outside it (I have in mind investment by state corporations as well as major Russian and foreign investors). The Russian Far East is attractive because it borders the Asia-Pacific region. However, the embassies of, let’s say, Japan, South Korea, and China (and all the others) are not located there, but in Moscow. The Ministry of Foreign Affairs, the State Duma, and the Federation Council are also located in the capital, and we work with them on a regular basis. Yes, you can see a lot from a distance, but it’s better to consider important details from a local vantage point.

It is right that the Ministry is located in the capital. In my opinion, everything is arranged logically. This location is also beneficial for advancing the regional agenda. The laws that are enacted here are implemented there. The funds that are allocated for projects in the Far East go there.

And we maintain a constant presence in these places. We do this to ensure that we have a correct basis for our decision-making and to obtain first-hand information. This allows us to reduce the risk of possible errors before making a final decision.

— You didn’t mention logistics. To get from one Far Eastern region to another, you often have to fly through Moscow.

— This is a separate topic that we can discuss. It’s easier to manage from the centre — that’s a fact.

I recently met with the Japanese Ambassador and discussed a specific project in Amur Region. In order for us to have this discussion, he didn’t have to go to Blagoveshchensk and I didn’t have to go to Tokyo. The same is true of everything else.

The Ministry does not control the regions. After all, they have their own governors or heads of the republics. They are responsible for everything that happens in their respective regions. We’re not trying to stick our noses in someone else’s business. We’re trying to help. We are drafting laws that will create new jobs, solve social issues, and make life simpler for investors. Therefore, to draw an analogy with the organization of the military, it would be better to think of ourselves as different service branches that are able to act together.

You have to live in the time zone where you are located

— Which time do you set your watch by? We are meeting at the beginning of the business day, but it’s already evening in Magadan. Which time zone do you use for scheduling purposes?

— You have to live in the time zone where you are located. We are not constantly focused on the time. We work on legislation on Mondays, and we do project work on Tuesdays. On Wednesdays we check whether enough funds have been raised, and we listen to reports from development institutions, which allow us to gain an insight into how particular areas are developing. On Thursdays we have our weekly briefing, in which the heads of regions take part via teleconference.

Of course, we stay in constant touch with each other. Just before this interview I talked with the Governor of Primorsky Territory, and we discussed current issues. The Governor of Sakhalin called the day before yesterday to warn me that he was flying to Iturup for four days, since the mobile phone coverage on the Kuril Islands is spotty.

When I worked in Blagoveshchensk, people from Moscow would call at inopportune times if circumstances so demanded. That’s the normal state of affairs! I can’t imagine another way of doing it.

You need to realize that the earlier the head of the region receives information, the more time he has to respond to it correctly and to prevent or correct negative consequences. This is what we are concerned about, not ensuring that subordinate officials do their superiors’ bidding.

— Then let me ask: how do you divide your time between Moscow and the provinces? How much time do you spend in each place?

— Look: during the first two months of my tenure, I spent four weeks in the Russian Far East, trying to visit as many areas as possible: Kolyma, Yakutia, Amur Region, the Jewish Autonomous Region, Khabarovsk Territory, Kamchatka...

My year is divided into cycles. State funding proposals are drafted in July and August. Before this can be done, it is necessary to check the situation in the regions. This fieldwork allows us to plan and know which proposals we need to advocate on 6 September before the Ministry of Finance’s budget commission. If I’m persuasive, then I’ll secure funding for next year.

The next stage is to monitor how the allocated state funds are spent. It makes no sense to look at construction sites during the winter. Everything is hidden under a blanket of snow. Hence, the next period of scheduled trips will be delayed until the spring.

In addition, there are events and functions that we must attend, including the EEF among a number of others. International activity is another important topic. So this is how we schedule the calendar for the year.

Here ’s an example. We have communicated our priorities to the Ministry of Transport. Minister Yevgeny Dietrich wrote a series of instructions. I met with Mr Dietrich, and we made some slight adjustments to the plans.

It’s much simpler when you have some understanding of what you’re talking about. So this is how the system works. This is how it should work.

It’s terribly expensive to fly vegetables to Magadan or Anadyr!

— Since we are on the topic of transport... Is the Sakhalin Bridge project going to be built?

— We have been instructed on this matter by the President. That means that we are going to build the bridge. However, we can’t put the cart before the horse. First, we need to figure out the sources of funding, wait for a concrete engineering proposal to be drafted, and decide on the deadlines and contractors.

The fact that global infrastructure projects in the Russian Far East are needed is not even a discussion. But I am not saying that we should forget about building a smaller bridge over some anonymous stream in a village lost in the taiga. For the residents of such a settlement, a modest wooden bridge is no less significant than the Sakhalin span.

Megaprojects give a powerful impetus to the development of the region. They require support, ranging from cement and fittings factories, where the concrete will be mixed and the metal will be cast, to the food services that are needed to feed the construction workers.

When I was Governor, we began to build a bridge across the Amur River to China. I said to my colleagues: «Why are you focusing on the cost? Figure in the revenue from the severance tax. Estimate how many people will receive work for years to come.»

The construction site for the bridge drew in several cities. Work on the project not only began, it kicked into high gear.

— So in the end you were able to build the bridge?

— There is about a year and a half left on the project. We’ll get it done.

— Your Ministry was established in 2012. At that time you worked in Blagoveshchensk, where you held various positions at the regional level. You became Governor in 2015. Back then did you feel that the Ministry that you now head could do some good for the region?

— How can I explain it? The Ministry set many important and necessary processes in motion. However, federal officials were not always sufficiently clear about the kind of result they wanted to achieve, and the Governor’s staff encounters and solves problems that are somewhat different. They are more local and specific. Meanwhile, the people who are on the ground are the ones responsible for carrying out tasks. They must understand what is expected of them and, most importantly, why.

In Blagoveshchensk, Alexander Kozlov served as mayor and governor. Sergey Pyatakov / RIA Novosti

The various levels of government must be aligned in such a way that people understand why the legislative process is necessary and how it will affect their lives. For example, the Ministry is overseeing the construction of 193 social infrastructure facilities. This is a big deal! We are using federal funds to purchase KAMAZ vehicles and other equipment, as well as to build kindergartens and schools... We were able to secure nearly RUB 6 billion in additional funding for these projects in the Russian Far East. That’s great!

Every state programme is currently required to include a section about the Far East. Previously, many ideas did not find their way into plans; they got lost during the drafting process due to trivial reasons. This can no longer happen. Recently, we worked out a programme with the Federal Agency for Tourism. The agency’s head, Oleg Safonov, called me: «Your staff are refusing to sign it!» I told him: «We’ll look into it right now.» It turned out that Kamchatka had been put off until 2021. Kamchatka, of all places! We asked that it be moved up the schedule. They fixed it...

In other words, the Ministry is still functioning as a project office. Back when I used to work at a factory, I was taught: the plan is only 50% of the success. The second half is executing it.

For me, the key issue right now is finding specialists who are capable of leading projects from start to finish. This applies to everything — advanced special economic zones (ASEZs), funding, drafting legislation... Some of the processes are hampered by the lack of a regulatory framework, whereas others are stalled by underfunding. In some places we simply need to remove red tape. To accomplish this, we need people with specific skills: construction workers, lawyers, economists, and tax specialists.

Take ASEZs, for example. They have accepted over 1,000 residents, and another 300 have submitted applications. Roads are being constructed, utility services are being extended, and infrastructure is being built. This activity deserves closer examination. We need people to monitor the execution and observance of deadlines, and they must be competent officials. In order to move the process forward from two sides, we need the assistance of the governors’ teams. Investor activity is frequently regionspecific. Let’s say that the responsible local actors did not install gas lines or electricity, and the farmer was not able to start using his greenhouse. As a result he suffered losses, and local residents had no access to fresh tomatoes or cucumbers. And it’s terribly expensive to fly vegetables to Magadan or Anadyr! The question is not even social, but political.

There’s no such thing as superfluous knowledge, only learning that you’ve not yet put to use

— And have you claimed a free land plot under the Far Eastern Hectare programme, Mr Kozlov?

— No, I haven’t. If you take a land plot, you have to work it. Continuously. If, after a full day of work, the Governor told his wife that he was heading out to his hectare, I think she’d propose that he stay there.

— Nevertheless, you have set a personal example for improving the demographic situation in the Russian Far East.

— Yes, my daughter Alisa is six months old, and I’m proud to say that her birthplace is recorded as Blagoveshchensk. I myself come from Yuzhno-Sakhalinsk...

— You are educated in two fields: law and mining. Which has been more valuable for your role as Minister?

— As you know, there’s no such thing as superfluous knowledge, only learning that you’ve not yet put to use. Of course, for the sake of fairness it should be noted that I did not complete my studies at the Far Eastern Federal University, but I did receive a degree in law from the Academy of Entrepreneurship of the Government of Moscow 15 years ago. That’s my background.

Now to address your question. There’s a good saying: a sensible lawyer always knows where to find what he is looking for. And a mining engineer knows where to dig. Everything should be clear, specific, and transparent. Then you can demand a result.

Communication is another important part of the Ministry’s activities. We value the ability to listen to each other and to the regions.

I have long understood that no detail of my work is too small. And the global scope of a project is not determined by the amount of money that has been invested in it. Or rather, it is not determined by this factor alone.

During my time as Governor of Amur Region, I oversaw the opening of four kindergartens. You know, each time I got tremendous pleasure when I, together with the builders, handed over the keys to the principal. Then we would have tea and cake with the teachers... I felt a certain euphoria that I had taken part in a good deed that had brought concrete benefits to people.

My grandmother lives in a village in Amur Region called Raychikhinsk. Once, she was showing me pictures from the middle of the last century, where you can see how poor the place looked. There were no pavements, and there were only direction signs, no actual roads. The only standing houses were those built after the Second World War. Then the region began to actively extract brown coal, and they opened a plant with two open pit mines (Severo-Vostochny and Yerkovetsky). After that the city changed for the better and flourished.

A new period of decline set in during the 1990s.

As Governor, I launched a three-year programme to reconstruct, repair, and improve the streets and courtyards in the region, including in Raychikhinsk. The installed and updated pavements will now be able to provide ten to fifteen years of service. After that, a new regional head will take office, who will also focus on updating the infrastructure using other, more modern technologies, which will surely be developed.

We must remember: we are not the first and not the last, but only the present link in the chain of people who inhabit the Earth. And we should not be shy about getting our hands dirty and examining things on the ground. We must make every effort to ensure that every penny goes where it will bring the maximum benefit. At the national level, there is a need to forge the links together.

Several years ago I brought then Minister of Agriculture Alexander Tkachev to the Agrarian University in Blagoveshchensk. I would be happy to show you around as well. It has a beautiful and historic red brick building from the Tsarist period, though it has been left to fall into disrepair. Mr Tkachev has dozens of specialized universities across the country. There are so many that it would be hard to list them all. I say: they do not take that much money to run if you support and maintain them.

We now have a new Minister of Agriculture, and I’m no longer a governor. However, federal funds were allocated to the university in 2018, and repairs are currently ongoing. The renovated building will really add to Blagoveshchensk’s beauty That’s the trick!

— The EEF will, in fact, be your debut at the national level. It will be a test of whether the many links have actually been forged together.

— I’m not a magician. Nothing can be done in an instant. At this stage I see my task as launching the process of implementing previously adopted decisions and developing a decisionmaking procedure that will not undermine the plans for the Far East that have been proposed by the country’s leadership. We need amendments to laws, monitoring of spending, and to determine which facilities are feasible and necessary...

The Forum is a place to look back over the results of the work that has been completed during the last year. We need to verify which of the tasks that were announced in September 2017 were carried out and which were not. In the case of the latter, we need to know why they were not completed. This process provides a way of reconciling and scheduling tasks. We met, and we discussed, analysed, adjusted, and identified tasks. That’s how we made headway.

Let me remind you that the Far East occupies 36% of Russian territory. The region’s contribution to the Russian economy should be comparable in scale. It’s the only way!

Analytics on the topic

Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Интервью
06.09.2018
«Знаю, что искать и где найти»

Где географически должно располагаться Министерство по развитию Дальнего Востока? Когда будет реализован мегапроект строительства моста с материка на Сахалин? А вы взяли себе бесплатный дальневосточный гектар? Эти и другие вопросы министру РФ по развитию Дальнего Востока Александру КОЗЛОВУ задал ведущий интервьюер информационного агентства ТАСС Андрей ВАНДЕНКО — специально для журнала ВЭФ.

Из центра управлять удобнее — факт

— Вы относительно недавно в Москве, Александр Александрович, но, возможно, уже знаете, какое здание столицы самое высокое? В принципе, об этом в курсе не только коренные жители.

— Высокое в архитектурном смысле или с точки зрения принятия решений? Если вы о Кремле, бывал там, участвовал в совещаниях.

— На самом деле это старая советская шутка. Ничего нет выше здания КГБ на Лубянке: оттуда Колыму в любую погоду видно... Правда, с появлением вашего министерства анекдот утратил актуальность. С улицы Бурденко, 14, кажется, еще дальше заглянуть можно.

— Давайте все-таки уточним, что ведомство создавалось не с целью соревнования, откуда лучше откроется панорама на отдаленные уголки страны.

— Полагаете, правильно, что структура, занимающаяся этими уголками, находится не в одном из них, скажем, в Якутии или на Камчатке, а в Белокаменной?

— Принимая любое решение, надо исходить из соображений целесообразности и эффективности. Если ассоциировать лишь с названием, руководствоваться географическим принципом, тогда, пожалуй, неверно. Но соотносить следует со стоящими перед министерством задачами. Мы активно участвуем в законотворческой деятельности, привлекаем в регион финансовые инструменты, разные — как из бюджета, так и вне его (подразумеваю деньги госкорпораций, крупных российских и иностранных инвесторов). Дальний Восток привлекателен тем, что граничит со странами АТР, но посольства, скажем, Японии, Южной Кореи, Китая (да и остальные), находятся не там, а в Москве. Здесь же расположены МИД, Госдума, Совет Федерации, с которыми мы работаем в постоянном контакте. Да, большое видится на расстоянии, но важные детали лучше рассматривать с близкой дистанции.

Министерство должно находиться в столице. По-моему, все логично. А для региональной повестки даже полезно. Принимаемые здесь законы реализуются там, деньги, полученные под проекты на Дальнем Востоке, идут туда.

А на территориях мы бываем постоянно. Чтобы опираться на правильную базу, получать информацию из первых рук. Это позволяет до принятия окончательного решения снизить риск возможных ошибок.

— Вы не упомянули логистическую проблему. Чтобы попасть из одного дальневосточного региона в другой, зачастую надо лететь через Москву.

— Это отдельная тема, можем и ее обсудить. А что из центра управлять удобнее — факт.

Недавно встречался с послом Японии, обсуждали конкретный проект в Амурской области. Для этого ни ему не пришлось выбираться в Благовещенск, ни мне — в Токио. Правило применимо и ко всем остальным

Министерство не занимается контролем за регионами, там есть свой руководитель — губернатор или глава республики, они ответственны за все, что происходит на территории. Мы же, не влезая в чужую епархию, стараемся помочь. Готовим законы, позволяющие создавать новые рабочие места, решать социальные вопросы, упрощать жизнь инвесторам. Поэтому, используя военную терминологию, правильнее говорить о содружестве родов войск, которое и позволяет действовать сообща.

Надо жить в том часовом поясе, в котором находишься

— А по какому времени вы живете? Мы встречаемся в начале рабочего дня, а в Магадане уже вечер. На кого ориентироваться?

— Надо жить в том часовом поясе, в котором находишься. Мы не на стрелки часов смотрим. В понедельник работаем над законами, во вторник занимаемся проектами, в среду проверяем освоение денежных средств, слушаем отчеты институтов развития, позволяющие понять, как реализуется то или иное направление. По четвергам у нас оперативка, в ней по селектору участвуют главы регионов.

Разумеется, контакты поддерживаем постоянно. Перед встречей с вами разговаривал с губернатором Приморья, обсуждали текущие вопросы. Губернатор Сахалина звонил позавчера, предупредил, что улетает на четыре дня на Итуруп, а на Курилах связь с перебоями.

Когда работал в Благовещенске, из Москвы могли позвонить в неурочное время, если того требовали обстоятельства. Нормально! Так и должно быть.

Поймите, чем раньше глава региона получит информацию, тем больше у него времени, чтобы правильно на нее отреагировать, исключить или исправить негативные последствия. В этом суть, а не в том, чтобы каблуками щелкать перед начальством.

— Тогда еще уточняющий вопрос: как делите время между Москвой и провинцией, в какой пропорции?

— Смотрите. За первые два месяца работы министром четыре недели я провел на Дальнем Востоке, постаравшись объехать максимально возможное количество территорий. Колыма, Якутия, Амурская область, Еврейская автономная область, Хабаровский край, Камчатка...

Мой год разбит на циклы. В июле-августе идет бюджетный процесс, до этого нужно проверить ситуацию в регионах, чтобы, верстая план, знать, какие позиции защищать 6 сентября на бюджетной комиссии Минфина. Если буду убедителен, получу деньги на следующий год.

Следующий этап — контроль за расходованием выделенных казенных средств. Зимой нет смысла смотреть стройки, все скрыто под снегом. Значит, новый период активных поездок придется на весну.

Плюс мероприятия, обязательные для посещения. ВЭФ, ряд других. Отдельно — международная деятельность, тоже важная тема. Так верстается календарь на год.

Конкретный пример. Мы передали в Минтранс приоритетные для нас вопросы в этой сфере. Министр Евгений Дитрих расписал поручения. Я встретился с Евгением Ивановичем, и мы слегка подкорректировали планы.

Все просто, когда понимаешь, о чем речь. Так работает система. Должна работать.

Завозить самолетами овощи в Магадан или Анадырь ой дорого!

— Кстати, раз уж о транспорте заговорили... Проект Сахалинского моста реализуем?

— Есть поручение президента. Значит, реализуем. Но не стоит бежать впереди паровоза. Сначала следует разобраться с источниками финансирования, дождаться постановки конкретной технической задачи, определиться со сроками и исполнителями.

А то, что глобальные инфраструктурные проекты на Дальнем Востоке нужны, даже не обсуждается. Но из моих слов не вытекает, будто можно забыть о каком-нибудь мостике через безымянный ручей в затерянной в тайге деревне. Для этого конкретного населенного пункта скромный деревянный мост не менее масштабен, чем Сахалинский.

Мегапроекты дают мощный импульс развитию региона. От цементных и арматурных заводов, где будут замешивать бетон и варить металлоконструкции, до общепита, которому предстоит кормить строителей.

Когда был губернатором, мы стали возводить мост через Амур в Китай. Я говорил коллегам: «Зачем деньгами считаете? Прибавьте выплаты за НДПИ, прикиньте, сколько людей обрели работу на годы вперед».

На стройку мы замкнули несколько городов, и началось движение, процесс закрутился.

— Мост в итоге построили?

— Еще год-полтора нужны. Сделаем!

— Министерство существует с 2012 года, вы в то время работали в Благовещенске, занимали разные должности на региональном уровне, в 2015-м стали губернатором. Какой-то прок от ведомства, которое возглавили сейчас, тогда чувствовали?

— Как объяснить? Министерство запускало много важных и нужных процессов, но федеральные чиновники не всегда объясняли, какого именно результата хотят добиться, а губернаторский корпус живет и решает несколько иные задачи, более локальные и конкретные. Между тем исполнение зависит именно от тех, кто на местах. Они должны понимать, что и, главное, для чего от них требуют.

В Благовещенске Александр Козлов работал и мэром, и губернатором. Сергей Пятаков / РИА «Новости»

Нужно состыковывать разные уровни, чтобы люди понимали необходимость того же законотворчества, как это отразится на их жизни. Скажем, через министерство ведется строительство 193 объектов социальной инфраструктуры. Большое дело! На федеральные деньги закупаем КамАЗы, прочую технику, строим детсады, школы... Удалось дополнительно пробить для Дальнего Востока на это почти 6 млрд рублей. Ведь здорово!

Или такой момент. Теперь в каждую госпрограмму обязательно включается дальневосточный раздел. Ранее многие идеи не попали в планы, поскольку банально терялись в пути. Теперь такого не будет. Недавно согласовывали программу с Ростуризмом. Звонил Олег Сафонов, руководитель: «Ваши сотрудники отказываются подписывать!» Говорю: «Сейчас посмотрим». Оказалось, Камчатку поставили на 2021 год. Камчатку! Мы попросили передвинуть поближе. Исправили...

Иными словами, министерство еще работает как проектный офис. В свое время меня на производстве учили: план — пятьдесят процентов успеха, а вторая половина — его исполнение. Вопрос упирается в профессионализм. Обоснование решения не менее важно, чем последующая реализация. Так, для региона чрезвычайно актуальна тема энерготарифов. Наша задача — объяснить руководству страны, почему шаг по снижению по-прежнему необходим. Увы, мы не отраслевое ведомство, что делает нашу работу сложнее.

Но не жалуемся.

Для меня ключевой вопрос сейчас — поиск специалистов, способных вести проекты от начала до конца. Это касается всего — ТОРов, финансирования, законотворчества... Часть процессов тормозится из-за отсутствия нормативной базы, другая — из-за недофинансирования, а где-то надо попросту разбюрократить работу. Для этого и требуются адресные люди — строители, юристы, экономисты, налоговики.

Возьмем ТОРы. В них приняты свыше тысячи резидентов, еще триста подали заявки. Строятся дороги, тянутся сети, создается инфраструктура. За этим хозяйством нужен пригляд, кто-то должен контролировать исполнение, сроки, быть компетентным. Чтобы двигать процесс с двух сторон, необходима помощь команд губернаторов. Инвестор-то зачастую территориальный. Условно — местные деятели не подвели газ или электричество, у фермера теплица не запустилась, он понес убытки, а у жителей на столах не появились свежие помидоры с огурцами. А завозить самолетами овощи в Магадан или Анадырь ой дорого! Вопрос даже не социальный, а политический.

Лишних знаний не бывает, есть неиспользованные

— А вы взяли себе бесплатный «дальневосточный гектар», Александр Александрович?

— Нет. На земле трудиться надо. Постоянно. Если после полновесного дня работы губернатором сказал бы жене, что поеду на гектар, думаю, она предложила бы там и оставаться.

— Зато в улучшении демографической ситуации на Дальнем Востоке поучаствовали личным примером.

— Да, дочке Алисе полгода, и я горжусь, что местом ее рождения записан город Благовещенск. Я сам родом из Южно-Сахалинска...

— У вас два образования — юридическое и горное. Какое ценнее на посту министра?

— Как известно, лишних знаний не бывает, есть неиспользованные. Правда, справедливости ради надо отметить, что учебу в Дальневосточном федеральном университете я не завершил, а вот диплом по специальности «юриспруденция» в Академии предпринимательства при правительстве Москвы пятнадцать лет назад получил. Это было.

Теперь по существу вашего вопроса. Есть хорошее выражение: толковый юрист всегда знает, где найти. А горный инженер, где копать.

Все должно быть выстроено четко, конкретно и прозрачно. Тогда можно требовать результат.

Коммуникации — еще один важный момент в деятельности министерства. Умение слышать друг друга и регионы.

Давно понял, что мелочей в работе не бывает. И глобальность проекта определяется не количеством вложенных в него денег. Точнее, не только этим.

За время работы губернатором Амурской области я ввел в строй четыре детских садика и, знаете, каждый раз получал колоссальное удовольствие, когда вместе со строителями передавал ключи заведующей, потом с воспитательницами пил чай с тортиком... Кайф, что поучаствовал в хорошем деле, принесшем конкретную пользу людям.

Моя бабушка живет в Амурской области в населенном пункте под названием Райчихинск. Как-то показывала мне фотографии середины прошлого века, где видно, как бедно выглядел город. Тротуаров нет, вместо дорог — направления. Стоят лишь дома, построенные после Великой Отечественной войны. Потом в регионе стали активно добывать бурый уголь, открыли комбинат с разрезами «Северо-Восточный» и «Ерковецкий», и город преобразился, расцвел.

В девяностые начался новый этап разрухи.

Еще будучи губернатором, я запустил по области, в том числе и в Райчихинске, трехлетнюю программу реконструкции, ремонта и благоустройства улиц, дворов. Проложенные и обновленные сейчас тротуары послужат людям лет десять-пятнадцать, потом придет новый глава региона, тоже займется обновлением, уже по другим, более современным технологиям, которые наверняка появятся.

Надо помнить: мы не первые и не последние, а лишь звено в цепочке живущих на земле. И не нужно стесняться, брезговать ходить ножками да щупать ручками, чтобы даже маленькую копейку дать туда, где она принесет максимальную пользу. А на федеральном уровне необходимо сплетать звенья воедино.

Несколько лет назад я привез тогдашнего министра сельского хозяйства России Александра Ткачева в Аграрный университет в Благовещенске. Показываю. Стоит красивое историческое здание красного царского кирпича в убитом состоянии. А у Александра Николаевича профильных вузов по стране — десятки, понятное дело, до всех руки не дотягиваются. Говорю: «Если поддержите, приведем в порядок, денег не так много требуется».

Уже и министр другой, и я больше не губернатор, а федеральные средства в 2018 году на университет выделены, ремонт идет и будет выполнен. Обновленное здание станет украшением Благовещенска.

Вот в чем фишка!

— ВЭФ станет для вас, по сути, дебютом на федеральном уровне, проверкой, много ли звеньев успели сплести.

— Я же не волшебник, моментально ничего не делается. На данном этапе вижу своей задачей запуск процесса реализации принятых ранее решений, выработку алгоритма, который не даст дискредитировать намеченные руководством страны планы в отношении Дальнего Востока. Поправки к законам, контроль за деньгами, за нужностью и целесообразностью тех или иных объектов...

А форум — подведение итогов работы за год. Надо проверить, что из анонсированного в сентябре 2017-го выполнено, что — нет. И почему — нет. Своего рода сверка и одновременно верстка. Собрались, обсудили, проанализировали, скорректировали, наметили и двинулись дальше.

Напомню, Дальний Восток — это тридцать шесть процентов территории России. И вклад региона в экономику России должен быть соразмерен масштабу. Только так!
Аналитика на тему