A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions, congress, exhibitions, business, social and sporting, public, and cultural events.

The Roscongress Foundation – a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions, congress, exhibitions, business, social and sporting, public, and cultural events.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, and helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5000 people working in Russia and abroad. In addition, it works in close cooperation with 126 economic partners; industrialists’ and entrepreneurs’ unions; and financial, trade, and business associations from 69 countries worldwide.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Expert opinion
27.04.2020

An opportunity for tourism in the Russian Arctic

Tourism is one of the sectors most heavily affected by COVID-19. Experts believe that the industry will undergo significant restructuring, with travel abroad giving way to domestic tourism, and trips to places where people don’t gather in large numbers becoming more popular. According to Managing Director of the 21st Century Arctic International Union Valery Korovkin, current circumstances offer a chance to develop a new tourist destination. It is an area that has been discussed for a long time, but which little is currently being done to promote. Arctic tourism is a potentially highly profitable business from the perspective of federal and regional budgets, and has long been successfully exploited by other coastal nations.

The crisis of finance and production the world is currently sliding towards proves once again the need to diversify the economy. I don’t know whether the target set by the President of the Russian Federation to significantly increase non-oil and gas exports of services by 2024 will be reviewed, but it is clear that the capacity of the tourism sector to spearhead this transition will be greatly reduced in the aftermath of coronavirus. I hope that this is the moment when the state finally turns its attention to the Russian Arctic.

Today, opportunities in the region are mostly connected to the energy projects being rolled out there. These projects are clearly important, but have almost no bearing on the life of areas far removed from the industrial clusters, and it is worth repeating that raw materials are a habit we are trying to kick.

What kinds of non-oil exports can be developed in these sparsely populated areas spanning thousands of square kilometres and with an unsuitable climate for permanent residence? The Arctic states have a clear answer, and that is ecological tourism. The segment was seeing rapid growth in popularity before the coronavirus, and I am sure that this will continue once the pandemic is over. For comparison, ecotourism represented 10% of global tourism in 2019 according to the World Tourism Organization, while the equivalent figure for Russia was 2%.

The Russian Arctic is a region that has mostly been preserved in its natural state, something which is especially attractive to travellers. Transport inaccessibility and poor infrastructure prevent the development of mass tourism here, but expedition cruises are quite possible, as confirmed by the experience of our northern neighbours. What’s more, trips of this type are considered some of the costliest in the world, meaning that profit margins can be huge and significant revenues can be directed into regional budgets. Given the high costs of polar tourism, the economic basis for such activities could be sound enough to provide for the further development of related infrastructure.

The potential territory for sea expedition cruises in the Russian Arctic spans Russia’s entire northern coast, which is home to several specially protected natural areas. Because of ice retreat caused by climate change, maritime navigation is now viable from July to October. The importance of the fact that there are already tourist flows in place which could potentially be directed into the Russian Arctic from the west and the east cannot be understated.

Up to a quarter of tourists on the Norway—Svalbard route, for example, would like to visit the islands of Russia’s Franz Josef Land archipelago, according to a survey conducted by industry experts. A second route is Iceland, while a third passes through the Bering Sea. The Arctic boom has so far passed Russia by, with just 3,938 people visiting the regions of the Russian Arctic on cruise ships in 2018.

There are hardly any issues concerning ecological damage, as there is practically no human contact with the fragile northern ecosystem. During these trips, the ship usually arrives at a predetermined destination, where the passengers are lowered down to the shore on boats, taking short walks along a strictly defined route.

Another significant advantage in organizing trips of this kind is the high degree of security.

The main obstacle to developing sea cruise tourism is, as you might have guessed, the regulatory environment in Russia. The special status of the Russian Arctic territories and Far Eastern Federal District, which are designated as border zones, means that all approvals move very slowly, as they require a huge number of participants.

In January this year, Presidential Plenipotentiary Envoy to the Far Eastern Federal District Yury Trutnev held a meeting on the development of tourism in the Arctic for the first time. Representatives of the Ministry of Defence, the Ministry for the Development of the Russian Far East and Arctic, the Federal Agency for Tourism and other interested parties were present at the meeting. The event seemingly got the ball rolling, and the following meeting was scheduled for March, but the pandemic got in the way of things.

In the next article I will discuss the concrete steps the government intends to take to develop Arctic tourism, the locations where the main cruise liner stops are planned, and how all of this will affect life in the coastal territories.

Information

The 21st Century Arctic International Union of Tourism Operators and Marine Protected Areas of the Arctic and the Far East is a noncommercial organization, whose members include six specially protected natural areas. The organization is a member of the Federal Agency for Tourism working group on developing a roadmap for the development of cruise tourism in the Russian Arctic under the auspices of the Ministry of Economic Development. It is also a member of the working group of the Russian Geographical Society and the Federal Agency for Tourism ‘On promoting the creation of regional tourist clusters and promoting tourism in the Russian Arctic to domestic and international tourism markets’. It is a regular participant at major events devoted to the Arctic and Arctic development, including SPIEF, the International Arctic Forum, and Arctic Days in Moscow. 21st Century Arctic works closely with the administrations of Arkhangelsk and Murmansk regions, as well as other coastal federal subjects.

Release date
27.04.2020
Authors
Analytics on the topic

Cоциально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, спортивных, общественных мероприятий и событий в области культуры

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, спортивных, общественных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 2500 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие со 122 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 69 странах мира.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Экспертное мнение
27.04.2020

У арктического туризма в России появился шанс

Туризм — одна из отраслей, наиболее пострадавших из-за COVID-19. Эксперты убеждены, что ее структура значительно изменится: выездной туризм уступит место внутреннему, станут более популярны поездки в места без массового скопления людей. По мнению управляющего директора Международного союза «Арктика 21 век» Валерия Коровкина, нынешние обстоятельства дают шанс запустить новое туристическое направление, о котором долго говорят, но пока мало делают. Между тем, арктический туризм — высокодоходный бизнес для федеральных и региональных бюджетов, который давно освоили другие прибрежные государства.

Финансовый и производственный кризис, в который сваливается мир, еще раз доказывает необходимость диверсификации экономики. Не знаю, будет ли скорректирована поставленная Президентом Российской Федерации задача существенного увеличения несырьевого экспорта услуг к 2024 году, но очевидно, что посткоронавируснуму туризму будет несоизмеримо сложнее стать драйвером этого процесса. Я надеюсь, что вот тут-то государство, наконец, и обратит внимание на русскую Арктику.

Сегодня перспективы региона связывают в основном с развернутыми там энергетическими проектами. Это, конечно, важно, но почти никак не влияет на жизнь удаленных от промышленных кластеров районов, и опять же, это та сырьевая игла, с которой мы пытаемся слезть.

Какой несырьевой экспорт можно развивать на почти безлюдных тысячекилометровых территориях с малопригодным для постоянного проживания климатом? Государства Арктической зоны дают однозначный ответ — экологический туризм, популярность которого быстро росла до коронавируса, уверен, что будет расти и после. Для сравнения: по оценкам Всемирной туристской организации доля экологического туризма в мире в 2019 году составляла около 10%. В нашей стране этот показатель равен 2%.

Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) — это, в основном, сохранившаяся в первозданном виде территория, что особенно привлекает путешественников. Транспортная недоступность и инфраструктурная отсталость исключают развитие здесь массового туризма, а вот морской круизно-экспедиционный туризм вполне возможен, подтверждает опыт наших соседей по северу. Причем, такие путешествия во всем мире считаются самыми дорогостоящими, маржа здесь может быть огромной, а поступления в региональные бюджеты — значительными. С учетом высокой стоимости полярного туристического продукта, экономическая основа этой деятельности может стать достаточно крепкой, чтобы обеспечить дальнейшее развитие сопутствующей инфраструктуры.

География морского круизно-экспедиционного туризма в русской Арктике — все северное побережье России с находящимися там особо охраняемыми природными территориями (ООПТ). Отступление льдов из-за климатических изменений делает возможной морскую навигацию с июля по октябрь. Очень важно, что туристические потоки в Арктике, которые готовы завернуть к нам с запада и востока, уже сформированы.

Например, Норвегия — Шпицберген. Туризм официально является главной отраслью экономики архипелага. Выручка предприятий туризма и культуры превышает 630 млн норвежских крон, или 5 млрд руб. Свыше 86 тыс. круизных пассажиров сошли на берег в 2018 году и каждый в среднем оставил там 110 долл. США. Согласно опросам экспертов отрасли, до четверти этого потока хотели бы посетить острова российского архипелага Земля Франца-Йосифа.

Второй маршрут — Исландия, сделавшая ставку на развитие арктического туризма, и уже не справляющаяся с туристическим потоком. При населении в 340 тыс. человек страна приняла в 2018 году 2 224 600 туристов и немногим меньше в 2019 году — 1 986 153 человек.

Еще один поток — путешественники по Берингову морю. Мимо дальневосточного побережья России курсируют десятки круизных судов. Почти все заходят на Аляску. Количество судозаходов там измеряется сотнями. Экономика туризма штата оценивается в 4,5 млрд долл. США. Из 2 млн туристов половина — круизные пассажиры.

Россия остается в стороне от туристического бума в Арктику. На круизных судах за 2018 год регионы Арктической зоны Российской Федерации посетили всего 3938 человек. Хотя, например, только заход круизно-экспедиционного судна Le Soleal в Анадырь несколько лет назад принес местному бюджету около 2 млн руб. Туристов, попавших в заповедники Арктики сухопутным путем, в прошлом году оказалось всего несколько тысяч человек.

Важные вопросы про вред для экологии практически не стоит, так как контакты человека с хрупкой северной природой минимальны. Обычно в таких путешествиях судно подходит к определенной точке, спускает путешественников в лодках на берег для коротких пеших прогулок по строго определенному маршруту. В последние годы появилась новая мода — туристы по собственной инициативе убирают оставленный раньше мусор там, где он есть.

Упомяну еще очень важное в организации таких путешествий преимущество — высокую степень безопасности. Как сказал как-то представитель Росатома, в русской Арктике «нет ни очередей, ни пиратов».

Так что же мешает начать, если налицо все преимущества, а дополнительных вложений особо не требуется? Главным препятствием на пути развития морского круизного туризма является, как нетрудно догадаться, его нормативно-правовое регулирование на территории России. Из-за особого статуса территорий Арктической зоны и Дальневосточного федерального округа, отнесенных к приграничным зонам, все согласования движутся очень медленно, так как требуют огромного количества участников.

В январе этого года полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев впервые провел заседание, посвященное развитию туризма на территории Арктики, с участием представителей Министерства обороны России, Министерства Дальнего востока и Арктики, Ростуризма и других заинтересованных сторон. Дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки, на март было назначено следующее заседание, но пандемия внесла свои коррективы.

В следующей статье я расскажу, какие конкретные шаги государство намерено сделать для развития арктического туризма, где планируются основные остановки круизников и как это повлияет на жизнь прибрежных территорий.

Справка

Международный союз туристских операторов и морских особо охраняемых природных территорий Арктики и Дальнего Востока «Арктика 21 век» — некоммерческая организация, членами которой в том числе являются шесть особо охраняемых природных территорий. Член рабочей группы Ростуризма по подготовке Дорожной карты развития круизного туризма в Арктической зоне Российской Федерации (АЗРФ) по поручению Министра экономического развития. Член рабочей группы РГО и Ростуризма "По содействию формированию региональных туристских кластеров и продвижению туризма в АЗРФ на национальном и международном туристских рынках. Участник крупных мероприятий, посвященных Арктике и развития Арктики, в том числе ПМЭФ, МАФ, Дни Арктики в Москве. Плотно работают с администрациями Архангельской и Мурманской областей, других регионов побережья.


Дата выхода
27.04.2020
Аналитика на тему