Рады вас видеть
Некорректный формат электронной почты или телефона
Необходимо ввести пароль Забыли пароль?
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
30.11.2017
Development Trends and Key Challenges in Russian Agricultural Industry
Russian agriculture is growing even in crisis conditions as against other economic industries. Owing to the production growth Russia’s GDP from agriculture increased from 3.5% in 2012 to 4.5% in 2016. The agrarian reform adopted in the 1990s of the 20th century was a key factor of agriculture development in the country. It made it possible to transfer lands and properties to more efficient owners and raise investments. State support and interest on the part of business allowed for modernisation which contributes to the growth of products in many industries.

Import substitution policy led to that from 2013 to 2016 the share of imported retail food products dropped from 36% to 23%. At the same time the share of exports increases quickly (share of food exports increased from 1.6% in 2000 to 6% in 2016, it took the fourth place followed by oil and gas, metal and chemical products in the export structure). If these trends remain the same, the industry may become a net exporter of food products in the nearest years.

However, there are some barriers to further development: limited domestic demand, non-competitiveness of most products, underexploitation of the agricultural potential due to irregular agricultural structure and less good conditions created for agricultural manufacturers than those observed by competitors. The agricultural structure built in Russia is not normal for the global practice.

Of 21 thousand agricultural companies incorporated in Russia 350 companies produce 46.5% of goods. Only 4% of products are manufactured by 61% farms but they own 27% of agricultural lands and engage about 12% of employees. The smallest archaic farms yet produce 35% of products. The concentration becomes hypertrophied: one agricultural holding controls not only a separate region but several regions. This is partly due to unequal access to subsidised credit resources and other forms of state support. The bulk of non-holding companies are deprived of government subsidies.

Thus, 50% of agricultural organisations do not receive or receive little support (1.5% of subsidies and 8% of revenues), while 5 agricultural organisations could get 6% of subsidies (with 3% of revenues) (2015). The selection of projects is subjective, one company can get up to 90% of the financing for individual areas. Only in 2017, the first steps were taken to limit support to one recipient of subsidies.

However, there are no restrictions for the holding involving several recipient organisations. Thus, the state funds owners of large private companies on a non-repayable basis. It can be said that individual private companies in Russia receive unprecedentedly high support, which give them competitive advantages and drives out small businesses.

According to the CSR, in order to avoid negative consequences, it is necessary to make key transformations and move to the model of qualitative sustainable development:

1. From the traditional orientation to the growth of production in all sectors to the integration of the country into the international differentiation of labour. For industries that can be competitive in the future — direct support for their modernisation and reducing barriers to their business:

2. From stimulating the growth of volume indicators to the increase in the competitiveness of Russian products as a routine concern of the state (eliminating barriers to lands, loans, administrative barriers, overcoming monopolistic behaviour of suppliers, modernisation of agricultural science and education...):

3. Transition from the priority of food security as food independence to the priority of economic access to safe food products:

4. From the archaic living conditions in the village to the increase in the attractiveness and quality of life in rural areas.


Analytics on the topic

Рады вас видеть
Некорректный формат электронной почты или телефона
Необходимо ввести пароль Забыли пароль?
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
30.11.2017
Тенденции развития и основные вызовы аграрного сектора России

Российское сельское хозяйство в отличие от других отраслей экономики демонстрирует рост даже в кризисное время. Рост производства привел к тому, что доля сельхозпродукции в ВВП России с 2012 по 2016 гг. выросла с 3,5% до 4,5%. Ключевым фактором роста сельскохозяйственного производства в стране стала проведенная еще в начале 90-х годов ХХ века аграрная реформа. Она обеспечила возможность перехода земли и имущества к более эффективным собственникам, стимулировала привлечение инвестиций. Государственная поддержка и интерес бизнеса позволили провести модернизацию, благодаря которой в стране растет производство продукции во многих отраслях.

Политика импортозамещения привела к сокращению доли импорта в товарных запасах розничной торговли с 36% в 2013 до 23% в 2016 г. Одновременно наблюдается быстрый рост доли отрасли в экспорте (доля продовольственного экспорта увеличилась с 1,6 в 2000 г. до 6% в 2016 г., он занял четвертое место после нефтегазовой, металлургической и химической продукции в структуре экспорта) При сохранении текущих тенденций в ближайшие годы отрасль может выйти на позиции нетто-экспортера продовольствия.

Однако для дальнейшего развития есть ограничения: это ограниченный внутренний спрос, неконкурентоспособность значительной части продукции, недоиспользование аграрного потенциала из-за аномальной аграрной структуры и худшие условия работы сельхозпроизводителей, чем у стран-конкурентов.

Сложившаяся в России аграрная структура аномальна для мировой практики. Из зарегистрированных в России 21 тыс. сельхозорганизаций 350 производят 46,5% товарной продукции. В 61% хозяйств производится всего 4% продукции, но в их руках находится 27% сельхозугодий и занято порядка 12% работников. В мельчайших архаичных хозяйствах населения все еще производится 35% продукции. Концентрация приобретает гипертрофированные размеры: под контролем одного агрохолдинга могут находиться территории не только отдельного, но и нескольких районов.

Отчасти это связано с неравным доступом к субсидированным кредитным ресурсам и другим формам господдержки. Основная часть не входящих в холдинги компаний лишены государственных субсидий. Так 50% сельхозорганизаций не получают или получают незначительную поддержку (1,5% субсидий и 8% выручки), а 5 сельхозорганизаций при этом могли получить 6% субсидий (при 3% выручки) (2015 г.). Отбор проектов субъективен, одна компания может получить до 90% от финансирования отдельных направлений поддержки. Только в 2017 г сделаны первые шаги по ограничению поддержки одному получателю субсидий. Однако нет ограничений для холдинга, в котором несколько организаций-получателей. Тем самым государство безвозмездно финансирует собственников крупных частных компаний на безвозвратной основе. Можно говорить о том, что отдельные частные компании в России получают беспрецедентно высокую поддержку, что создает им конкурентные преимущества и вытесняет малый бизнес.

По мнению экспертов ЦСР, для того чтобы избежать негативных последствий, необходимо сделать ключевые развороты и перейти к модели качественного устойчивого развития:

1. От традиционной ориентации на рост производства во всех отраслях к встраиванию страны в международное разделение труда. Для отраслей, которые могут быть конкурентными в перспективе — прямая поддержка их модернизации и снижение барьеров в ведении их бизнеса;

2. От стимулирования роста объемных показателей к повышению конкурентоспособности российских продуктов как рутинной заботы государства (снятие барьеров доступа к земле, кредитным ресурсам, административных барьеров, преодоление монополистического поведения снабжающих организаций, модернизация аграрной науки и образования...);

3. Переход от приоритета продовольственной безопасности как продовольственной независимости к приоритету экономической доступности к безопасному продовольствию;

4. От архаичных условий жизни в селе к повышению привлекательности и качества жизни на сельских территориях.



Аналитика на тему