non-financial development institution
major organizer of congress and exhibition events
RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
18.11.2019

Banking system to remain stable amid slow economic growth

ACRA assesses the environment in Russia’s banking industry as stable overall. According to ACRA’s forecast, banking assets should grow about 8% in 2020. High credit demand from consumers continues to be the principle driver behind loan portfolio growth. The Agency expects the total retail debt to increase by 20% in 2019; in 2020, however, its growth should slow down to 18%. The quality of assets as well as capital and liquidity positions of banks are expected to remain at acceptable levels. Slow economic growth is the key factor restraining the banking system’s development.

A distinct feature of the fast growth in unsecured lending is the stable quality of the portfolio. However, regulatory changes in the consumer lending sector may result in deterioration of the retail loan portfolio. Moreover, ACRA believes that banks are on the verge of exhausting the potential to increase retail lending without eroding the quality of their portfolios. Recent years have seen rapid growth in unsecured lending and according to ACRA, this speaks to the growing social plight of the country’s population. To maintain spending levels, consumers have begun to reduce the share of their income directed towards savings and actively take out loans from banks and through microfinance institutions (MFIs). In this context, ACRA expects the total overdue debt to reach 5.9% in 2020.

High competition is an important factor pushing the profitability of banks lower. Meanwhile, the profitability of the entire industry continues to be highly dependent on the largest credit institution, Sberbank. Government-owned and quasi-public banks will remain the most active players in the financial services market. ACRA assumes that the profitability of interest transactions of banks will gradually decline. NIM should equal 4% in 2020 and continue drifting lower in subsequent years. At the same time, the Agency believes that a possible key rate cut will have a limited effect on NIM as credit institutions can timely reevaluate their funding costs.
The increasing importance of large banks and banks whose creditworthiness depends on the creditworthiness of their parent entities remains the overall trend in the sector. Small and medium-sized credit institutions are experiencing a deficit in quality borrowers and are facing tougher regulatory requirements. Changes in regulation also limit the development of small and medium-sized banks.

With the Bank of Russia changing its regulatory approach to unsecured lending, growth in the loan portfolio should slow down. ACRA expects the retail loan portfolio to grow 20.3% in 2019 and 17.7% in 2020. At the same time, this lending market segment continues to be the main driver of asset growth in the banking system. Mortgage loans should remain the fastest growing lending segment. In ACRA’s opinion, banking sector risks should remain moderate following regulatory changes in retail lending. MFIs may experience risk migration as well as the potential negative effects of an increased consumer debt load.
Analytics on the topic

нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
18.11.2019

Стабильность банковской системы сохранится на фоне низких темпов экономического роста

Аналитики АКРА оценивают ситуацию в банковском секторе Российской Федерации в целом как стабильную. По прогнозам Агентства, в 2020 году темпы роста банковских активов составят около 8%. Основным фактором увеличения кредитного портфеля будет высокий спрос со стороны физических лиц: в 2019 году общий рост розничного долга составит 20%, в 2020 году — замедлится до 18%. Качество активов, а также позиции банков по капиталу и ликвидности в ближайшей перспективе также останутся на приемлемом уровне. Главным фактором, ограничивающим развитие банковской системы, будут выступать низкие темпы экономического роста.

Наблюдаемый в последние годы быстрый рост необеспеченного кредитования, по мнению АКРА, характеризовался стабильностью качества портфеля, однако на него может негативно повлиять изменение регулирования в секторе потребительского кредитования. Кроме того, банки близки к исчерпанию способности наращивать розничный портфель кредитов без ухудшения его качества. Необеспеченность кредитования говорит о нарастающем социальном неблагополучии населения страны. Для поддержания уровня расходов население стало сокращать долю доходов, направляемую на сбережения, и активно использовать заимствования, привлекаемые как у банков, так и через микрофинансовые организации (МФО). В целом, по оценке АКРА, в 2020 году общий объём просроченной задолженности будет равен 5,9%.

Высокий уровень конкуренции — основной фактор, оказывающий давление на рентабельность банков. Наряду с этим в отрасли сохраняется высокая зависимость рентабельности всего сектора от крупнейшей кредитной организации — ПАО Сбербанк, а государственные и квазигосударственные банки останутся наиболее активными игроками. АКРА предполагает, что в ближайшие годы рентабельность банковских процентных операций будет постепенно сокращаться. По итогам 2020 года значение NIM составит 4% и продолжит плавно снижаться в последующие годы. В то же время АКРА считает, что возможное снижение ключевой ставки окажет ограниченное негативное воздействие на показатели NIM в силу способности кредитных организаций своевременно переоценивать стоимость привлечённых средств.
Общей тенденцией развития банковской отрасли остаётся увеличение роли крупных банков, а также банков, кредитоспособность которых зависит от кредитоспособности материнских структур. В то же время малые и средние кредитные организации сталкиваются с проблемой дефицита качественных заёмщиков, а также с растущими регуляторными требованиями. Кроме того, предстоящие изменения в регулировании АКРА также расценивает как факторы, ограничивающие возможности развития малых и средних банков.

Согласно прогнозу АКРА, изменения в подходах Центрального банка Российской Федерации к регулированию выдачи необеспеченных кредитов приведут к снижению темпов роста кредитного портфеля. АКРА ожидает, что рост портфеля розничных кредитов в 2019 году составит 20,3%, а в 2020 году замедлится до 17,7%. При этом данный сегмент кредитования останется основным фактором роста активов банковской системы. Наиболее быстрое увеличение продолжит демонстрировать портфель ипотечных кредитов. Риски банковского сектора при изменении регулирования в кредитовании физических лиц останутся умеренными. По расчётам АКРА, потенциальный негативный эффект от повышенной закредитованности населения могут принять на себя МФО.
Аналитика на тему