Экспертное заключение подготовлено по итогам сессии ВЭФ-2024 «Спасти сокола: российские и международные питомники на страже сохранения редких видов птиц»
Биология сохранения
Сегодня вопросы сохранения биоразнообразия рассматриваются в тесной связи с экономическим развитием стран, политикой охраны окружающей среды, финансовыми возможностями для модернизации инфраструктуры в связи с антропогенными экологическими нагрузками и изменением климата. Кстати, в социологии эта взаимосвязь хорошо изучена, но до конца еще не оценена. В комплексных исследованиях и обзорах научной литературы [1] говорится, что повышенный интерес к такому виду дикой фауны, как соколиные, вызван растущим спросом на них в рамках мировой торговли, а птицы вообще составляют большинство продаваемых видов.
Еще в 80-е годы прошлого века появилась молодая дисциплина под названием «Биология сохранения». Ее описал американский биолог Майкл Соуле, как новое «применение науки к проблемам сохранения видов, сообществ и экосистем, которые нарушаются, прямо или косвенно, деятельностью человека или другими агентами». Биологию сохранения описывают как «кризисную дисциплину», поскольку ее ученым часто приходится оценивать непосредственные проблемы, с которыми сталкиваются популяции диких животных, и рекомендовать быстрые решения. Основываясь на данных Всемирной базы по охраняемым территориям (The UN Environment Programme-World Conservation Monitoring Centre (UNEP-WCMC) ученые пришли к выводу, что коммерциализация и экспорт соколов играют главенствующую роль в сокращении популяции [2].
На примере нескольких стран, мы увидели, как повышенная коммерциализация вкупе с проблемами браконьерства, расширение земель под сельскохозяйственные угодья привела к сокращению популяции, а изъятие балобана и других хищных птиц из окружающей среды нарушило экосистемы и конкурентное сосуществование хищников и их добычи.
Так, непродуманная политика в Монголии, с одной стороны, позволила заработать на экспорте 3 миллиона долларов в год, а, с другой стороны, пагубно повлияла на популяцию видов. В Турции в 1980-х и 1990-х годах произошло резкое сокращение редкого гнездящегося в Центральной и Восточной Анатолии балобана. Здесь сыграли роль сразу несколько факторов: сокращение кормовой базы — анатолийского суслика, потери степных трав в результате масштабного засевания зерновыми культурами. К тому же, активизировался торговый рынок, отвечающий на спрос в арабских странах. Еще в 60-е годы прошлого века Сирия считалась чуть ли не главной страной по количеству ловцов соколов. В 70-е годы сирийские охотники распространили свою деятельность и на Турцию. К концу 80-ых отлов в Турции достиг своего апогея — до 600 птиц в сезон, большинство из которых были балобаны. С 1990-х годов отлов снизился. Во-первых, уже не осталось соколов в нужном количестве, во-вторых, стало действовать законодательство по контролю за промыслом и торговле в государствах Персидского залива; в-третьих, с распадом Советского Союза появились на рынке новые регионы в Центральной Азии [3].
Для Венгрии балобан не только мифическая птица, но и особенно ценная хищной птица для соколиной охоты. Из-за своей высокой экономической ценности популяция отслеживалась на протяжении столетий, хотя и без научного контроля. Научно приемлемые исследования начались только в 20 веке. Мониторинг показал резкое сокращение популяции к 1970-м годам. Усилия по сохранению начались в середине 70-х годов и включали охрану гнезд, репатриацию суслика и установку искусственных гнездовий. Благодаря усилиям гнездовая популяция увеличилась с предполагаемых 30 пар в 1980 году до примерно 240 пар в 2010 году. При сохранении существующих элементов программы сохранения новые виды деятельности, такие как исследования миграции с использованием спутниковой телеметрии, изоляция опор линий электропередач среднего напряжения и анализ среды обитания на основе аэрофотоснимков и спутниковых фотографий, были включены в текущие мероприятия по сохранению [4].
Таким образом, биологическая, историческая и коммерческая ценность соколиных видов птиц становится уже не предметом одной страны, а частью большой трансграничной политики биоразнообразия и общих дипломатических договоренностей. Как показано на рис. 1, балобаны обитают в 54 странах, в основном в Восточной Европе, России и Азии, а во время миграции и сезонов размножения — в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
Рис.1 Распространение балобана в странах согласно исследованиям «Where have all the falcons gone? Saker falcon (falco cherrug) exports in a global economy» by Michael J. Lynch [2]
«Соколиная инициатива Кремля»
В 2024 году уже во второй раз в рамках Восточного экономического форума прошел международный «День сокола», который показал, как вопросы сохранения биоразнообразия снова становятся ключевым инструментом в международных связях. Соколы использовались для охоты во многих культурах на протяжении веков, и эта традиция часто ассоциировалась с благородством и престижем. Обмен соколами исторически служил средством укрепления дипломатических отношений между странами, особенно на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Сегодня в рамках санкционной политики эти связи не ослабли, а наоборот, начали укрепляться. В прошлом году была заключена рамочная Декларация о намерениях по сохранению популяции кречета. В нее вошли Россия, Китай, Киргизия, Казахстан, Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн. А в 2024 году присоединились Кувейт и Катар. Документ уже получил второе название — «Соколиная Инициатива Кремля», так как был разработан под патронатом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства иностранных дел России, Всероссийского научно-исследовательского института «Экология» и Фонда РОСКОНГРЕСС. Интересы стран Персидского залива обращены к России, как к стране не только с уникальными биологическими ресурсами, но и возможностями по разведению и сохранению популяции соколиных в искусственной среде. Законная и устойчивая торговля — это важный фактор в торговле и обмене птицами. «Соколиная Инициатива Кремля» как раз призвана наладить кооперацию в предотвращении браконьерства и предпринять комплекс мер для сохранения редкого вида.
CITES (Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения) устанавливает правила международной торговли для отдельных исчезающих видов. А каждая страна опирается на данные своих научных экспертов. Согласно им принимаются решения о возможном объеме экспорта видов. Соответствующие органы выдают разрешения, позволяющие торговлю этими видами при определенных условиях, например, что те или иные образцы дикой фауны получены законно.
Но, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны CITES по сохранению видов соколиных, в обществе по-прежнему присутствует обеспокоенность по поводу незаконной и неустойчивой торговли хищными краснокнижными птицами, которая охватывает большей частью страны Аравийского полуострова, где существует многовековая традиция соколиной охоты.
Глобальная легальная торговля дикими животными приносит мировой экономике 4–20 миллиардов долларов США в год. Хищные птицы часто попадают в торговлю дикими животными для использования в качестве демонстрационных животных сокольниками или любителями для спорта и отдыха.
Исследование, опубликованное в журнале Biological Conservation [5], показывает, что ОАЭ в настоящее время находятся в центре мировой торговли продукцией соколиной охоты, на долю которой приходится четыре из десяти импортируемых в мире живых хищных птиц. На втором месте находится Япония, на долю которой приходится 25 процентов общемирового импорта. Катар, Саудовская Аравия и Кувейт также вошли в пятерку лидеров с 7,4%, 3,7% и 3,1% мирового импорта соответственно, что подчеркивает важность соколиной охоты в регионе Персидского залива.
Российская Федерация поддерживает согласованный подход стран к сохранению сапсанов, балобанов, кречетов и отмечает, что выращенные в неволе соколиные виды помогут снизить давление на дикие популяции. В связи с этим Всероссийский научно-исследовательский институт «Экология» видит актуальным разработку необходимой методологии сохранения разводимых в условиях неволи соколов в Российской Федерации, проведение оценки состояния питомников и центров хищных птиц, условия их содержания. В 2024 году во «ВНИИ Экология» принят новый регламент работы научного органа CITES в России. В связи с этим важно обратить внимание на тенденции изменения численности, пресс торговли и изъятие из природной среды соколиных видов и другие лимитирующих факторы.
Как сказал руководитель «ВНИИ Экология», доктор экономических наук Александр Закондырин на сессии ВЭФ-2024 «Спасти сокола: российские и международные питомники на страже сохранения редких видов птиц», новая методология сделает работу питомников прозрачной и окажет существенную помощь российским питомникам в построении эффективной регламентированной работы. Предлагается совместно с административным органом CITES ввести мониторинг каждого зарегистрированного питомника, обязательное чипирование особей, маркировать яйца, проводить генетические исследования для реинтродукции, сделать реестр птиц публичным. Разработанная институтом научная методологическая база будет доступна и полезна всем, кто занимается разведением и экспортом(импортом) видов соколиных птиц — от Росприроднадзора до таможенных органов.
Бюрократия или контроль? Каким будет развитие деятельности питомников
Однако при всем соблюдении регламентов сокольники и энтузиасты своего дела говорят о том, что процесс разрешительной документации излишне забюрократизирован. Причем, в этом мнении едины и российские и арабские специалисты. В России действует 20 питомников по разведению и сохранению популяции соколиных видов. Выход на международный рынок Константин Тихонов (питомник «ЮТА-Фалькон», Московская область) назвал больной темой: «Нас, скажем так, контролируют по полной программе. Это касается СИТЕСных документов, которые тормозят наш выход на международные рынки стран Персидского залива. Чтобы мы могли конкурировать с Европой и Америкой, эти регламенты должны быть пересмотрены, сроки получения документов сокращены». Директор питомника хищных птиц «Peregrinus falcon» (Московская область) Петр Волков подтвердил, что сегодня российские сокольники стоят последними в очередях на разрешение торговли со стороны CITES, «питомники которые находятся на территории Российской Федерации по какой-то причине — изгои. И это при том, что питомник прошел все тестирования на генотип, у него прозрачная ситуация, но работать нам не дают». По словам Волкова из-за процедуры долгих согласований, развитие популяции соколиных будет безнадежно отставать, но если убрать препоны в виде бюрократических проволочек, то разведению балобана, к примеру, может пойти быстрыми темпами, а за пятилетку удастся восполнить популяцию сапсанов и кречетов. Как сказал Аль Хамза Имад Мохсен, представитель крупнейшего в мире питомника соколов «Бинжарра фалькон», в Абу-Даби также готовы к диалогу по более эффективному структурированию работы по обмену и приобретению редких видов птиц. По его словам, разведение соколов в неволе оказалось успешным в обеспечении законной и надежной поставки птиц для соколиной охоты. Но главное, это стало настоящей альтернативой тому, чтобы изымать птиц из дикой природы. Этот путь может серьезно подорвать или даже совсем вытеснить незаконную торговлю.
Сегодня нужно признать, что соколиная охота глубоко укоренилась в странах, и является неотъемлемой частью культурного наследия арабского народа. А это значит, что защитникам природы, с одной стороны, необходимо признать эту реальность, а, с другой, разрабатывать соответствующую политику сохранения природы. Представляется важным продолжить в России и странах-партнерах проведение качественных и количественных научных исследований по изучению популяции сапсанов, балобанов, кречетов. Также важно подумать над инвестиционной привлекательностью проектов по сохранению популяции, технологическая оснащенность отечественных питомников уступает аналогам в Объединенных Арабских Эмиратах, Узбекистане и других странах. Безусловно, отдельных усилий и финансирования требуют работы создания популяции для размножения в неволе, которая могла бы иметь такое же генетическое разнообразие, как и дикая, куда в итоге будет возвращаться часть птиц. Также, по мнению участников сессии, стоит начать диалог по оптимизации сроков и условий рассмотрения торговых отношений, предметом которых являются соколиные.
[1] «Global wildlife trade across the tree of life» by B. R. Scheffers, B. F. Oliveira, I. Lamb, D. P. Edwards,
https://www.science.org/doi/10.1126/science.aav5327 2019
[2] «Where have all the falcons gone? Saker falcon (falco cherrug) exports in a global economy» by Michael J. Lynch
https://www.academia.edu/113936522/Where_have_all_the_falcons_gone_Saker_falcon_falco_cherrug_export... 2018, Global Ecology and Conservation
[3] «Population status of breeding Saker Falcons (Falco cherrug) in Turkey» by Dimitar Ragyov, Elena Kmetova, Nedko Nedyalkov
https://www.academia.edu/14763537/Population_status_of_breeding_Saker_Falcons_I_Falco_cherrug_I_in_T... Avian Biology Research (4), 2009
[4] «Results of the Saker Falcon (Falco cherrug) conservation programme in Hungary between 1980-2010» by Mátyás Prommer
https://www.academia.edu/93915594/Results_of_the_Saker_Falcon_Falco_cherrug_conservation_programme_i... 2020
[5] «Trends in the global trade of live CITES-listed raptors: Trade volumes, spatiotemporal dynamics and conservation implications» by Connor T. Panter a , Georgia C.A. Jones b Rachel L. White
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0006320723003178#bb0355 Biological Conservation Volume 284 , August 2023
Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.
Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.
Мероприятия Фонда собирают участников из 209 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.
Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 212 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 86 странах мира, с 293 российскими общественными организациями, федеральными и региональными органами исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.
Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.