A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions, congress, exhibitions, business, social and sporting, public, and cultural events.

The Roscongress Foundation – a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions, congress, exhibitions, business, social and sporting, public, and cultural events.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, and helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5000 people working in Russia and abroad. In addition, it works in close cooperation with 129 economic partners; industrialists’ and entrepreneurs’ unions; and financial, trade, and business associations from 69 countries worldwide.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
08.06.2020

Strong capital and stable funding balance the expected deterioration of the loan portfolio. Sberbank: Credit analysis

In this work, the Analytical Credit Rating Agency (ACRA) examines the operations of Sberbank, Russia’s largest bank. The analysts study the Bank’s distinctive features which ensure its balanced and stable functioning in a worsening economic situation shaped by the coronavirus pandemic and the global oil crisis. ACRA expects a growth of problem debt due to a fall in the income of the population and businesses. Nevertheless, a diversified loan portfolio and high business diversification combined with Sberbank’s critical systemic importance for Russia’s financial system will ensure the Bank’s balanced and stable functioning in the current conditions.

The Roscongress Foundation presents the salient points of the publication accompanied by fragments of broadcasts of relevant panel discussions from the business programme of international events held by the Roscongress Foundation.

Sberbank’s dominant position in the Russian banking sector contributes to the stability of its operations.

The significant diversification of the Bank’s business, as well as its presence in almost all regions of the Russian Federation and in the international market, ensure the stability of Sberbank Group’s operating income. The increase in income from bank card operations and cash and settlement services, as well as from non-banking and digital businesses, reduces concentration on interest income via increased commission income and increases the Bank’s resistance to fluctuations associated with the recession.

Its dominant position in the Russian banking market allows Sberbank to set more favorable price targets for its main active and passive operations. In 2019, Sberbank’s share in the Russian banking sector’s total profit decreased to about 40% compared to the previous year. ACRA expects this indicator to grow in 2020 amid the projected overall decline in banking profit.

Increased productivity and improved business processes, combined with a significant increase in the share of customers served digitally, affords the Bank high operational efficiency despite the increase in operating expenses, which are largely associated with the cost of developing the IT platform.

Video: https://roscongress.org/sessions/banki-vs-tsifrovye-platformy-za-kem-budushchee-/search/#00:26:25.375

Economic recession and its repercussions may cause a significant growth in problem loans, especially in the consumer lending segment.

The worsening of the economic situation due to the spread of the coronavirus and the fall in the price of oil will have a negative impact on the ability of many Russian bank borrowers to service their loans. ACRA anticipates considerable growth of problem debt in the consumer and SME lending segments in particular. ACRA’s expectations are based on potential significant growth of unemployment, a fall in the income of the population and small businesses, and also the increased debt load of these groups of borrowers over the past few years.

Consumer loans and credit cards demonstrated higher-than-anticipated growth (around 25% for the year) in the retail lending portfolio due to lower interest rates on loans and the population compensating for declining real incomes. Given the enhanced risks and toughening of regulations, ACRA expects the Bank to significantly cut lending rates in this segment in 2020.

The structure of the Bank’s corporate lending portfolio is well diversified by sectors, with the largest accounting for less than 8% of the entire portfolio. According to ACRA, the most likely scenario amid an expected decline in demand for credit resources in 2020 will be a lack of growth in the Bank’s corporate lending portfolio. ACRA notes that over the past four years, there has been a trend toward improvement in the quality of Sberbank’s loan portfolio. Currently, it is characterized by an acceptable level of problem debt.

Video: https://roscongress.org/sessions/spief-2019-missiya-razvitie-malogo-biznesa-etap-realizatsiya/search/#00:32:07.936

Balanced funding profile and the Bank’s systemically important role support its stability in the current conditions.

The Group’s liabilities are characterized as being highly stable and consist primarily of funds of individuals (56% of liabilities) and corporate clients (29% of liabilities), of which 70% are held in time deposits. ACRA assesses the diversification of the structure of funding by clients as good: as of the end of December 2019, the 20 largest groups of creditors accounted for 14.9% of the Bank’s total liabilities.

The theoretical default of the Bank could lead to crisis phenomena occurring in the Russian economy related to the necessity to compensate client funds, including the funds of state-owned companies and budgets, the violation of transaction chains, and other reasons.

In accordance with the methodology of the Central Bank of the Russian Federation, Sberbank is a systemically important credit organization, and its payment system is of national and social importance. Taking the aforementioned into account, and also the likelihood of the Russian Government maintaining shareholder control over the bank in the long term, ACRA assesses the possibility of the state providing support to Sberbank (if necessary) as very high.

Video: https://roscongress.org/sessions/eef-2019-digital-age-zhizn-i-biznes-v-tsifrovuyu-epokhu/search/#00:40:00.512

For more information about possible ways to stabilize the economy during the pandemic, please see the StayHomeEconomy special section of the Roscongress information and analytical system. See also the Monetary policy, Banking and Financial market sections about specific aspects of monetary policy which contribute to creating favorable conditions for balanced economic development and a rise in living standards.

Analytics on the topic

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие с 129 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 69 странах мира.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
08.06.2020

Сильный капитал и стабильное фондирование балансируют ожидаемое ухудшение кредитного портфеля

Исследование, подготовленное экспертами АКРА, отражает характерные особенности деятельности Группы Сбербанк, крупнейшего участника банковского рынка России, которые обеспечивают сбалансированное функционирование Банка и его кредитного портфеля в условиях ухудшающейся экономической обстановки, обусловленной распространением коронавируса и мировым нефтяным кризисом. По мнению экспертов, в условиях снижения уровня доходов предприятий и населения возникает угроза увеличения проблемной кредитной задолженности. В то же время высокий уровень диверсификации кредитного портфеля и деятельности Банка в целом, а также его ключевая роль в финансовой системе России обуславливают возможность сбалансированного функционирования Группы в текущих условиях.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведённых Фондом.

Доминирующая позиция Сбербанка в российском банковском секторе способствует устойчивости его деятельности.

Значительная диверсификация деятельности Сбербанка, а также его присутствие практически во всех субъектах Российской Федерации и на международном рынке обуславливают стабильность получаемого Группой Сбербанк операционного дохода. Увеличение доходов от операций по банковским картам и от расчётно-кассового обслуживания, а также от небанковского и цифрового бизнеса снижает концентрацию на процентных доходах за счёт роста доли получаемых комиссионных доходов, что также повышает устойчивость Банка к колебаниям, связанным с рецессией.

Доминирующий характер положения Банка на российском банковском рынке в целом позволяет ему определять более выгодные для него ориентиры по ценовым условиям основных активных и пассивных операций. Доля Сбербанка в общей прибыли всего банковского сектора за 2019 год по сравнению с предыдущим годом продемонстрировала тенденцию к снижению и соответственно составила около 40%. Однако, в условиях общего прогнозируемого снижения объёмов прибыли, характерного для всего российского банковского рынка, по мнению экспертов АКРА, по итогам 2020 года в отношении Группы Сбербанк ожидается рост данного показателя.

Эксперты отмечают, что повышение производительности и совершенствование реализации бизнес-процессов в сочетании со значительным ростом доли клиентов, обслуживаемых в цифровых каналах, позволяют Сбербанку демонстрировать достаточно высокий уровень эффективности деятельности, несмотря на увеличение уровня операционных расходов, в значительной степени связанных с развитием ИТ-платформы и соответствующими затратами.

Видео: https://roscongress.org/sessions/banki-vs-tsifrovye-platformy-za-kem-budushchee-/search/#00:26:25.375

Экономическая рецессия и её негативные последствия могут вызвать значительный рост проблемных кредитов, особенно в сегменте потребительского кредитования.

Ухудшение экономической ситуации из-за распространения коронавируса и снижения цен на нефть негативно отразится на способности многих заёмщиков российских банков обслуживать свои кредиты. В частности, по мнению экспертов АКРА, ожидается существенный рост проблемной задолженности в сегментах потребительского кредитования и кредитования малого и среднего бизнеса. Такие негативные ожидания обусловлены возможным значительным ростом безработицы, сокращением доходов населения и предприятий малого бизнеса, а также увеличением долговой нагрузки этих групп заёмщиков за последние несколько лет.

Потребительские кредиты и кредитные карты, входящие в структуру розничного кредитного портфеля, в минувшем году продемонстрировали значительный опережающий рост (около 25%), что обусловлено снижением процентных ставок по кредитам и компенсацией населению сокращающихся реальных доходов. С учётом увеличения рисков и ужесточения мер регулирования кредитной политики по итогам 2020 года ожидается существенное снижение темпов роста кредитования Банка в указанном сегменте.

Структура корпоративного кредитного портфеля Сбербанка отличается хорошей диверсификацией по отраслям, при этом на крупнейшие их них приходится менее 8% всего кредитного портфеля, что значительно снижает возникающие риски в деятельности Банка. Вместе с тем, в условиях ожидаемого снижения спроса на кредитные ресурсы в 2020 году, по мнению экспертов АКРА, ожидается отсутствие роста корпоративного кредитного портфеля Сбербанка. В то же время отмечается тенденция к улучшению качества кредитного портфеля Сбербанка — в течение последних четырёх лет его кредитный портфель характеризуется приемлемым уровнем проблемной задолженности.

Видео: https://roscongress.org/sessions/spief-2019-missiya-razvitie-malogo-biznesa-etap-realizatsiya/search/#00:32:07.936

Сбалансированный профиль фондирования и системообразующий характер Группы Сбербанк играют стабилизирующую роль в условиях текущей экономической ситуации.

В настоящее время обязательства Группы Сбербанк характеризуются высоким уровнем стабильности и в большей степени сформированы средствами физических лиц (56% обязательств) и корпоративных клиентов (29% обязательств), из которых около 70% составляют средства срочных депозитов. Эксперты АКРА положительно оценивают уровень диверсификации структуры фондирования: по состоянию на конец декабря 2019 года на долю двадцати крупнейших групп кредиторов приходилось 14,9% совокупных обязательств Банка.

По оценке экспертов, возможный дефолт Банка повлечёт за собой возникновение кризисных явлений в экономике страны, вызванных необходимостью компенсации клиентских средств, в том числе средств государственных компаний и бюджетов, нарушением транзакционных цепочек и иными явлениями.

Более того, согласно методике Центрального Банка, Сбербанк входит в перечень системно значимых кредитных организацией, платёжная система которого также признана в качестве социально значимого элемента национальных масштабов. Вышеуказанные обстоятельства, а также недавний переход Сбербанка под контроль Правительства в результате совершённой сделки в апреле текущего года обуславливают высокую вероятность оказания Сбербанку поддержки в случае её необходимости.

Видео: https://roscongress.org/sessions/eef-2019-digital-age-zhizn-i-biznes-v-tsifrovuyu-epokhu/search/#00:40:00.512

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещёнными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс СидимДомаЭкономика, Денежно-кредитная политика, Банковский бизнес и Финансовый рынок, посвящённых возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии, а также аспектам денежно-кредитной политики, которые оказывают влияние на создание условий для сбалансированного экономического роста и повышения благосостояния населения.


Аналитика на тему