Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Expert opinion
06.09.2018
“Development institutes help the state make a pinpoint pass to business”

The Far East Development Fund (FEDF) is a key newsmaker when it comes to the regional economic agenda. The Fund’s investments include major infrastructure projects and programmes to support small and medium-sized enterprises, agriculture, and high-tech solutions. FEDF CEO Alexey Chekunkov discusses four areas of potential in the Russian Far East, the preferences of Asian consumers, and the magic of the speculative market.

«We need entrepreneurial wizards»

— What trump cards do you hold in negotiations? How do you hook investors?

— There is a law of physics which states that the most massive bodies exert the strongest gravitational pull. From an economic point of view, the most massive bodies are in Asia: China, Japan, and Korea. In contrast, the Russian Far East is not an economically massive body, even though it is physically enormous. Herein lies the opportunity. Everything that helps to connect the Russian Far East with the Asia-Pacific regional economy has huge potential.

This means mainly the commodities that Russia trades with Asia: hydrocarbons, precious metals, coal, lumber, and organic resources...

Then there is potential in logistics. Take the Belt and Road Initiative, for example. Currently, 90% of Chinese exports essentially pass through the Strait of Malacca, which is controlled by an American military base. There is total dependence on a single route. So China’s goal is to create a wide overland channel via which it can move goods to Europe. This will require the construction of a huge number of roads and railways, and an energy infrastructure.


The third vital aspect is what I call «food and water». Over two billion people live in Asia, not counting India. Rapid economic growth in China has disturbed the food balance. The soil has been aggressively cultivated, and industry has grown without regard for environmental issues. As a result, in a nation of 1.5 billion people, there’s not enough land to till. The Russian Far East has millions of hectares perfect for crop farming. In the south, along the Chinese border, wheat, soy, and an amazing coastal rice variety grow wonderfully. We simply need to support exports properly, and develop integrated projects, in which, for example, some production will be located in Asia, with processing in Russia. Why is it profitable to export drinking water to China or Korea from France, but not from the Russian Far East? The Primorsky Territory is closer.Finally, but very importantly, there is the economy of lasting impressions, tourism. These places are beautiful and European in spirit. There’s nowhere else like them in Asia. I’ve seen the reactions of my Asian colleagues, people who have seen a great deal, when they first lay eyes on Russky Island in Vladivostok. And so few of them have been to Kamchatka yet! Tourism is also a market worth billions.

— Given all that, what are we lacking when it comes to realizing this potential: investment or properly designed projects?

— Imagine that you and I are talking about interesting literature. What are we lacking there? Paper, letters, or writers? Money is the paper. It can always be found for a worthy endeavour. The Chinese banking system has double the assets of the US banking system and something like 25 times the assets of the Russian system. Trillion-dollar figures are no longer surprising for many projects in Asia.

The projects are the letters. Specific people dream them up. So the most important precondition, the catalyst, is the entrepreneurship factor. We need wizards who can conjure up a real-life business from an abstract theory, something that requires enormous amounts of effort and commitment.

At the national level, we need to concentrate efforts on supporting talented entrepreneurs and developing management technologies. Our eastern partners serve as good examples for us here. China was once called the world’s factory. People thought that clever Americans invented Apple phones in California, and the Chinese just assembled them in their cramped dormitories for paltry salaries. But that’s not the case. Now we have Xiaomi, HTC, and Lenovo. Or look at the Koreans. Who would deny, today, that Samsung is a world-class company? And what about Korean car manufacturers? Over the past 20 years, these countries have managed to create world-class consumer brands. Russia can do the same.

— Which sectors might see breakthroughs?

Agriculture, for one. Here, companies can increase their capitalization by a factor of ten. Rusagro is currently building a major pig farming complex in the Far East. For now, it is counting on domestic demand. Six million people can eat 77,000 tonnes of pork, but the market is fairly saturated. However, as soon as the eastern markets open up, they will be in place with production capacity at the ready. Or Amuragrotsentr, the leading soy producing enterprise.

Asia is very selective when it comes to imports. They see themselves as producers of goods for the world, but consumers of their own, tasty domestic products. Japanese rice is eight times more expensive than global brands, but that is what they choose. Every American CEO has dreamed of conquering Asia. In the 1970s, they liked to say that if every Chinese person drank one can of Coca-Cola, they’d be USD 1.5 billion richer. But that never happened.

— Why do you think we’ll succeed in teaching the Chinese to drink Russian Coca-Cola?

— There is an unprecedented trade war underway in the world. We do not know where it will lead. Many companies may close up shop, unable to pay back their loans, and some banks may collapse. Under these conditions, it is unwise for neighbouring countries to keep their markets closed to one another. This is an opportunity for us. We must take advantage of it as a country, particularly at the Eastern Economic Forum. We must strengthen Russia’s position and expand our exports. It is interesting, complicated work. Our president always discusses open markets when he meets the leaders of China, Japan, and Korea. It’s a vital part of any negotiation.


«Our strategy is to support powerhouse projects»

— Under what conditions does the FEDF get involved in a project?

— We are a development institute. Our strategy is to support powerhouse projects. If one of those turns out to be successful, dozens more will follow. At the same time, the FEDF has a fundamental obligation not to lose money.

In 2011, after the financial crisis, there was unfettered growth in investment. When I took over as FEDF director in 2014, Vladimir Putin made a memorable statement in an address to the Council of the Federation: «Many development institutes have become a dumping ground for bad debts.» This is not a problem afflicting only Russia, actually. There are plenty of examples around the world in which the road to hell has been paved with good intentions. Private businesses do not take on problematic projects. Government officials are left to solve those problems using government funds — and end up getting into trouble.

We are a conservative investor. We need strong partners. We hand out money for an extended term at a 5% annual interest rate, which is on average half as expensive as the banks. But if something goes wrong, we must have an understanding about how we will get our money back. Even if an asteroid lands on a project, our portfolio remains balanced, and the Fund can return every invested rouble to the government with a return, even if only a small one.

— How much money should every rouble you invest earn for the economy?

— There are three parameters: how much they generate in taxes, how much for the GRP, and how many productive jobs are created. There is no one single metric. A high-tech project might only create ten jobs, but those will all be brilliant programmers who will change the world. A thousand jobs at an oil refinery bring in several billion dollars to the GRP.

A development institute is not supposed to strive for maximum profits. Our goal is for every invested rouble to expand the volume of the new economy. Here is one example. A couple of years ago, Yury Trutnev and I met in Vietnam with the owner of TH Group, the country’s biggest producer of dairy products. As a result of that meeting, she invested RUB 1 billion in the Russian Far East to develop dairy farming. It is absolutely a world-class company. Businesses like these bring better diversity and higher quality to the economic business landscape of the Far East.

— In spring 2018, a Russian— Japanese investment platform was launched. Could you explain the need for that project? And are there plans to create similar platforms with other Asian partners?

— We don’t have plans with other countries. This is a thoroughly Japanese story, but it is extremely important for them. Prime Minister Shinzō Abe is always emphasizing that point in meetings. The platform enjoys the comprehensive support of the Japan Bank for International Cooperation (JBIC). Essentially, it is a consulting company with a very narrow mandate focused on advising Japanese companies about how they can develop projects in the Russian Far East. Every Japanese company understands that it offers a ‘single window’ to help resolve all sorts of issues, that can raise their concerns at any level necessary, up to and including the Presidential Plenipotentiary Envoy to the Far Eastern Federal District. The Japanese themselves wrote the platform’s business plan, and it is very ambitious: financing 35 projects with RUB 83 billion of ‘smart’ investment over five years. Right now the platform is running ten projects. I personally believe in this model, because it has already proven successful in other countries: India and Myanmar.

«I’d like Russian entrepreneurs to have the ability to sell their dreams»

— How are you addressing recapitalization of the Fund?

— Naturally, we don’t have enough money for the full slate of projects we are considering. The Prime Minister has taken the decision to add RUB 11 billion to the Fund. Normally, the FEDF can invest around RUB 20 billion per year, and we will continue to work at that pace.

— The Fund for the Development and Commercialization of Advanced Technology which you recently launched with Rusnano and RVC — is that an attempt at venture financing?

— The President has issued instructions to increase the share of high-tech businesses in the Far Eastern economy. There is already a framework there for us to flesh out. Aircraft assembly for the Sukhoi Superjet, the Vostochny Cosmodrome, United Shipbuilding Corporation, modern lumber industry technologies... But how have we approached this task? Dictating the creation of a venture fund is risky. So we called our project the Fund for the Development and Commercialization of Advanced Technology. The word ‘commercialization’ is very important here. Up to 90% of the fund will go towards commercializing existing products that have a client base and have proven their ability to perform. This includes promoting them in foreign markets, drawing on Rusnano’s experience and cooperation with Asian partners. But there will be a small amount of seed funding as well.

— You’ve spoken about the possibility of creating a ‘crypto valley’ in Vladivostok. What is the background for that project?

— The authorities in different countries have different attitudes towards blockchain technologies. Meanwhile, the business world has already created projects worth hundreds of billions of dollars in the sector, and entrepreneurs are searching for the most accommodating jurisdictions. I believe that our proximity to Asian markets and Vladivostok’s special status gives it quite high potential as a platform for blockchain development. We have surveyed market interest, and it is very high. But for now, government agencies are taking a conservative approach.

— A good investor provides not just money, but also know-how and connections. How does the FEDF make itself useful to business?

— We are an ideal local partner, forging contacts on the ground and accelerating project implementation, while significantly reducing risks. We spend a great deal of time in the Russian regions, so we know this area well, right down to the mobile phone numbers of every deputy mayor and director of a regional enterprise. It’s also vitally important that we do not merely advise, but also invest our own money. We are motivated to fight tooth and nail for these projects. All sorts of difficulties can arise. To draw an analogy with the recent World Cup, even the most gifted footballer cannot score a goal on his own. A good passing game is essential. Development institutes help the state make a pinpoint pass to business.

— The 2018 World Cup is over. The Eastern Economic Forum lies ahead. What are your expectations for the event?

— Every year, the Forum seems to achieve perfection, and yet each subsequent Forum is better than the one before. I think that China will play a big role at EEF 2018. We have been working for a long time to create a ‘Generational Fund’ with our Chinese partners for investment within the Belt and Road Initiative. This fund will be different from many similar platforms that have been announced in that it was created from the outset by private investors: two major entrepreneurs investing a billion dollars each. Only later was it joined by traditional, big companies such as China Gold, China Construction, and others. We hope that the first deals that will bring large-scale Chinese investment to the Russian Far East will be announced at EEF. They can be measured in the tens of billions of dollars, so the FEDF is acting more as a content supplier than as an investor in these projects. That is, we attract the billions by investing our own experience and knowledge. That is exactly the development impact we are striving to achieve.

Text: Dmitry KRYUKOV

Source: EEF 2018 Official Magazine


Analytics on the topic

Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Интервью
06.09.2018
«С помощью институтов развития государство дает точный пас бизнесу»

Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ) является одним из основных ньюсмейкеров в экономической повестке региона. Среди его инвестиций — крупные инфраструктурные проекты и программы по поддержке малого и среднего бизнеса, сельское хозяйство и решения в области высоких технологий. Генеральный директор ФРДВ Алексей Чекунков рассказал о четырех потенциалах Дальнего Востока, избирательности азиатских потребителей и магии спекулятивного рынка.

Нужны волшебники — предприниматели

— Какие козыри вы используете на переговорах? Чем цепляете инвесторов?

— Есть законы физики, согласно которым самые крупные тела обладают самой большой силой притяжения. С экономической точки зрения самые крупные тела расположены в Азии: Китай, Япония, Корея. Напротив, Дальний Восток России экономически крупным телом не является, хотя физически это огромная территория. И в этом заключается возможность: все, что позволяет объединить Дальний Восток с экономикой Азиатско-Тихоокеанского региона, имеет большой потенциал.

Это прежде всего ресурсные товары, которыми Россия торгует с Азией: углеводороды, драгоценные металлы, уголь, лес, биологические ресурсы...

Далее — логистический потенциал. Взять хотя бы проект «Один пояс, один путь». Сейчас 90% китайского экспорта фактически идет через Малаккский пролив, который контролируется американской военной базой. Зависимость от одного маршрута тотальная. Поэтому цель Китая — создать широкий сухопутный канал для движения товаров в Европу, что предполагает строительство огромного количества дорог, железнодорожных путей, энергетической инфраструктуры.


Третий важнейший аспект я называю «еда и вода». В Азии, не включая Индию, живут больше 2 млрд человек. Быстрый экономический рост Китая привел к нарушению продовольственного баланса: почва осваивалась агрессивными методами, промышленность развивалась без оглядки на экологию. В итоге у полуторамиллиардной нации не хватает земель, чтобы возделывать. А наш Дальний Восток — это миллионы гектаров, пригодных для земледелия. На юге, вдоль границы с Китаем, прекрасно растут пшеница, соя, чудесный приморский рис. Надо только грамотно поддерживать экспорт, развивать интегрированные проекты, когда, например, часть производства расположена в Азии, а переработка — в России. Или почему из Франции везти питьевую воду в Китай или Корею выгодно, а с Дальнего Востока — нет? Приморский край поближе будет.

И последнее, но очень важное — это экономика впечатлений, туризм. Таких мест — и красивых, и европейских по духу — в Азии больше нет. Я наблюдал реакцию видавших многое азиатских коллег, когда они впервые попадают на остров Русский во Владивостоке. А мало кто еще до Камчатки доехал! Туризм — это тоже рынок на десятки миллиардов.

— Чего в таком случае не хватает для реализации потенциала: инвестиций или грамотно проработанных проектов?

— Представьте, что мы с вами говорим об интересной литературе. Чего для нее не хватает? Бумаги, букв или писателей? Деньги — это бумага. На хорошее дело они всегда найдутся. Активы банковской системы Китая в 2 раза превосходят активы банковской системы США и примерно в 25 раз — российской. Цифра в триллион долларов уже неудивительна для многих проектов в Азии.

Проекты — это буквы. Их все-таки придумывают конкретные люди. Поэтому самым важным условием, катализатором, является предпринимательский фактор. Нужны волшебники — предприниматели, которые могут из абстрактной теории сделать реальный бизнес. На это же надо жизнь положить!

Надо на уровне страны сконцентрировать усилия на поддержке талантливых предпринимателей и развитии управленческих технологий. И здесь восточные партнеры показывают нам замечательные примеры. В свое время Китай называли фабрикой мира. Считалось, что умные американцы в Калифорнии придумывают телефоны Apple, а китайцы у себя в общежитиях их собирают за низкие зарплаты. А ничего подобного. Появились Xiaomi, HTC, Lenovo. Или на корейцев посмотрите. Кто сейчас скажет, что Samsung не компания мирового уровня? Или корейские автомобильные концерны? За 20 лет эти страны сумели создать мирового уровня консьюмерские бренды. И Россия может.

— В каких отраслях возможен прорыв?

— В сельском хозяйстве, например. Здесь компании могут в 10 раз вырасти с точки зрения капитализации. Сейчас «Русагро» строит на Дальнем Востоке крупнейший свиноводческий комплекс. Пока они опираются на внутренний спрос: 6 млн людей 77 тыс. тонн свинины съедят, хотя рынок довольно насыщенный. Но как только восточные рынки откроются, они уже будут там с готовыми производственными мощностями. Или «Амурагроцентр» — ведущее предприятие по производству сои.

Азия очень избирательна с точки зрения импорта. Они воспринимают себя как создателей товаров для мира, но потребителей своего, родного, вкусного. Японский рис в восемь раз дороже мирового, но они выбирают его! Каждый американский СЕО мечтал покорить Азию. В 1970-х была поговорка: «Если бы каждый китаец пил банку кока-колы, мы бы 1,5 млрд долларов заработали». Но этого не произошло.

— Почему вы думаете, что у нас получится приучить китайцев к «русской кока-коле»?

— Сейчас в мире разворачивается беспрецедентная торговая война. Мы не знаем, к чему она приведет. Возможно, многие компании закроются, не расплатившись по кредитам, и некоторые банки рухнут. В этих условиях сохранять закрытость рынков между соседними странами не целесообразно. Для нас это возможность. И мы ее должны использовать как страна, в частности на площадке ВЭФ. Чтобы усилить позиции России и наращивать наш экспорт. Это интересная, сложная работа. Президент нашей страны, когда он встречается с лидерами Китая, Японии или Кореи, всегда обсуждает открытие рынков. Это важная часть любых переговоров.


Наша стратегия — поддерживать проекты-локомотивы

— На каких условиях ФРДВ входит в проекты?

— Мы — институт развития. Наша стратегия — поддерживать проекты-локомотивы. Если один из них окажется успешен, за ним придут десятки других. При этом корневой задачей ФРДВ является не потерять деньги.

В 2011 году, после кризиса, начался безудержный рост инвестиций. А когда я заступал в 2014 году на пост директора ФРДВ, Владимир Владимирович Путин сказал знаменитую фразу в обращении к Совету Федерации: «Многие институты развития превратились в помойку плохих долгов». На самом деле это не только наша беда. В мире много примеров, когда благими намерениями вымощена дорога в ад. Частный бизнес не берется за проблемные проекты, а государственные люди за казенные деньги решаются и в результате попадают в беду.

Мы — консервативный инвестор. Нам нужны сильные партнеры. Мы выдаем деньги на длительный срок по ставке 5% годовых — в среднем в два раза дешевле, чем банки. Но если что-то пойдет не так, мы должны иметь понимание, как наши деньги вернуть. Даже если на проект упадет астероид, наш портфель сбалансирован и фонд вернет государству каждый вложенный рубль, пусть с небольшой, но доходностью.

— Сколько должен приносить экономике каждый вложенный вами рубль?

— Есть три параметра. Сколько он сгенерирует налогов, сколько ВРП и как много создаст высокопроизводительных рабочих мест. Единой метрики нет. Высокотехнологичный проект может создать всего десять рабочих мест, но это будут гениальные программисты, которые изменят мир. Тысяча рабочих мест на нефтеперерабатывающем заводе принесут в ВРП дополнительно несколько миллиардов долларов.

Институт развития не должен стремиться получить максимальную прибыль. Наша цель — чтобы каждый вложенный рубль увеличивал объем новой экономики. Я приведу такой пример. Пару лет назад мы с Юрием Петровичем Трутневым встретились во Вьетнаме с владелицей TH Group — крупнейшего производителя молочной продукции в стране. И по результатам той встречи она пришла на Дальний Восток с инвестициями 1 млрд долларов, чтобы развивать молочное животноводство. Это компания абсолютно мирового уровня. Такие бизнесы и делают экономический бизнес-ландшафт Дальнего Востока более разнообразным и качественным.

— Весной 2018 года заработала Российско-японская инвестиционная платформа. Для чего понадобился этот проект? И планируется ли создание подобных платформ с другими азиатскими партнерами?

— С другими странами не планируется. Это сугубо японская история, но для них она крайне важна. Синдзо Абэ постоянно подчеркивает это на встречах. Платформа пользуется всесторонней поддержкой Японского банка международного сотрудничества (JBIC). По сути, это консультационная компания с очень узким мандатом, сфокусированная на консультациях для японских компаний о том, как им развивать проекты на Дальнем Востоке. Любая японская компания понимает, что у нее есть «одно окно», которое поможет решить самые разные вопросы, поднимет их интересы до любого уровня, вплоть до полпреда президента в Дальневосточном федеральном округе. Бизнес-план платформы создавался самими японцами, и он очень амбициозный — за пять лет профинансировать 35 проектов на 83 млрд рублей «умных» инвестиций. Сейчас платформа ведет десять проектов. Я лично поверил в эту модель, потому что она уже доказала свой успех в других странах: Индии и Мьянме.

Мне бы хотелось, чтобы наши предприниматели имели возможность продавать мечту

— Как решается вопрос докапитализации фонда?

— На весь портфель проектов, который мы рассматриваем, денег, конечно, не хватит. Есть решение председателя правительства о докапитализации фонда в объеме 11 млрд рублей. В нормальном режиме ФРДВ может вкладывать порядка 20 млрд рублей в год. В этом ритме мы и будем работать.

— Фонд развития и внедрения высоких технологий, который вы недавно запустили совместно с «Роснано» и РВК, — это попытка заняться венчурным финансированием?

— Есть поручение президента: увеличить долю высокотехнологичных предприятий в экономике Дальнего Востока. Уже есть скелет, на который можно наращивать мясо: сборка самолетов Sukhoi Superjet, космодром Восточный, предприятия ОСК, современные технологии переработки леса... Но как мы подошли к этой задаче? Директивно создавать венчурный фонд опасно. Поэтому мы назвали наш проект Фондом развития и внедрения технологий. Слово «внедрение» здесь очень важно. На 90% фонд будет направлять средства на внедрение уже имеющихся продуктов, которые имеют клиентов и доказали свою работоспособность. В том числе для их продвижения на внешний рынок благодаря опыту «Роснано» и кооперации с азиатскими партнерами. Хотя небольшая доля посевных инвестиций тоже будет.

— Вы говорили о возможности создания во Владивостоке криптодолины. Каковы предпосылки для этого проекта?

— Власти разных стран относятся к блокчейн-технологиям по-разному. Между тем бизнес уже создал в этой сфере проекты на сотни миллиардов долларов, и предприниматели ищут для себя более удобные юрисдикции. Я считаю, что близость к азиатским рынкам и особый статус Владивостока делают его очень перспективной площадкой для развития блокчейна. Мы отсканировали интерес рынка — он очень высокий. Но пока позиция государственных органов консервативна.

— Хороший инвестор дает не только деньги, но и компетенции, связи. Чем ФРДВ полезен бизнесу?

— Мы — идеальный локальный партнер, который налаживает контакты на местах и ускоряет процесс реализации проекта, при этом существенно снижая его риски. Мы много времени проводим в регионах, хорошо знаем поле, вплоть до номеров мобильных телефонов каждого вице-мэра и директора регионального предприятия. При этом очень важно, что мы не просто консультант, а вкладываем свои деньги. Наша мотивация — зубами драться за эти проекты. А сложности бывают самые разные. Приводя аналогии из недавнего чемпионата мира, даже самый гениальный футболист не забивает в одиночку, очень важна игра в точный пас. И с помощью институтов развития государство дает этот пас бизнесу.

— ЧМ-2018 закончился. Впереди ВЭФ. Чего вы ожидаете от него?

— Каждый следующий Форум превосходит предыдущий, хотя кажется, что лучше уже нельзя. Я думаю, что на ВЭФ-2018 будет высока роль Китая. Мы долго работали, чтобы создать с китайскими партнерами «Фонд поколений» для инвестиций в рамках программы «Один пояс, один путь». Этот фонд отличается от многих подобных заявленных платформ тем, что его изначально создали частные инвесторы — два крупных предпринимателя вложили по одному миллиарду долларов каждый — и потом уже к нему присоединяются традиционные крупные компании уровня China Gold, China Construction и другие. Надеемся, что на ВЭФ будут объявлены первые сделки, благодаря которым масштабные китайские инвестиции придут на Дальний Восток. Их масштаб измеряется десятками миллиардов долларов, поэтому ФРДВ в этих проектах выступает не как инвестор, а как поставщик контента. То есть мы привлекаем миллиарды, вкладывая свои опыт и знания. Это и есть тот самый эффект развития, к которому мы стремимся.

Текст: Дмитрий КРЮКОВ

Источник: Официальный журнал ВЭФ—2018


Аналитика на тему