Information and Analytical System
RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
10.02.2020

Regional bond market: reasons for stagnation

The Analytical Credit Rating Agency (ACRA) has published a study of the outcomes of sub-federal and municipal bond placement in Russia in 2019. The study is the product of expert and analytical cooperation between ACRA and the Roscongress Foundation.

Russian regions are losing interest in bonds, despite favorable conditions

As the Bank of Russia cut its key rate from 7.75% to 6.25% per annum in 2019, the annual weighted average yield on initial bond placements declined to the minimum level for the analyzed period (since 2013) and amounted to 7.2%. Prior to the recession, in 2013, the annual weighted average yield was 8.1%. It was 8.2% in 2017, the peak year for sub-federal placements in the analyzed period.


Screenshot_2.png

In 2019, the weighted average yield for initial placements decreased on average by 1 pp compared to 2018. The annual yield on bonds placed in late 2019 was lower than 7%, while annual coupon rates reached 6.5%.

Nevertheless, Russian regions were unable to take advantage of these favorable market conditions to increase the duration of their debt portfolios. In 2019, the total volume of bonds placed by regions and municipalities was equal to that of 2018. Yet at the same time, both the number of placements and issuers decreased.

Screenshot_1.png Regions continued to place bonds for up to seven years in 2019, however more than half of these issues will be fully redeemed in no later than five years’ time. The average maturity of bonds placed in 2019 fell to 4.4 years, compared to 4.8 years in 2018, and 5.8 years in 2017.

Reasons for the low level of bond market activity among Russian regions

Regions have lost interest in bonds mainly due to growth in budget income, which has reduced their need to resort to borrowing. The number of regions running budget deficits has almost halved compared to 2017. Account balances accumulated in recent years allow regions to finance deficits without raising funds through borrowing. Measures carried out by the Russian Ministry of Finance to reduce regional debt loads have also been effective.

Regions preferred to take out bank loans as interest rates fell throughout 2019. Regions have practically no opportunities to carry out early repayment of bonds. Bank loans are more flexible from this point of view because they can be paid off in ahead of schedule should interest rates fall and then be replaced by much cheaper loans.

It will still be possible for regions to switch from commercial debt to bonded loans in 2020, although a significant increase in the volume of placements is unlikely. Despite this, provisions added to the Budget Code of the Russian Federation in mid-2019 to ensure control over the debt load of regions and municipalities, and the stabilization of interest rates at their current low level may contribute to a certain increase in bond placements.

Outlook for the sub-federal bond market in 2020

This year up to RUB 310 bln of sub-federal bonds are expected to be issued, judging by regional budget laws. In 2019 and 2018, regions planned to issue bonds with a total nominal value of RUB 250 bln and RUB 330 bln, respectively. However, the actual volume placed was 2.5–3 times lower — around RUB 100 bln. This trend is most likely to continue in 2020, with offerings of sub-federal and municipal bonds in line with 2018 and 2019 levels.

Nevertheless, there are several factors that could contribute to an increase in the volume of bonds issued in 2020. First and foremost, stabilization of interest rates at their current level would result in fewer regions forgoing bonds in favor of bank loans. Furthermore, long-term bonds could serve as an instrument for covering possible growth of regional budget expenses to finance investment projects to develop infrastructure (which involve an extensive return on investment period). The lack of limitations on the cost of borrowing could serve as an additional driver of the possible growth of the regional bond market.

Starting from 2020, the size of regions’ and municipalities’ annual payments to service and repay debts will be taken into account when assessing their debt sustainability. Refinancing bank loans using bonds, which usually have maturities that are two times longer than bank loans, will reduce the annual volume of such payments and lower the risks associated with refinancing.

Key conclusions from the report are available in the videо.

Analytics on the topic

Cоциально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, спортивных, общественных мероприятий и событий в области культуры

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, спортивных и общественных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие с 126 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 69 странах мира. Также в России ведется сотрудничество с 92 российскими общественными организациями и 54 региональными правительствами.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
10.02.2020

Рынок региональных облигаций: причины стагнации

Рейтинговое агентство АКРА опубликовало исследование об итогах размещения субфедеральных и муниципальных облигаций в 2019 году. Исследование было подготовлено в рамках экспертно-аналитического сотрудничества АКРА с Фондом Росконгресс.

Интерес российских регионов к облигациям ослабевает, несмотря на благоприятную конъюнктуру

На фоне принятого Банком России решения о снижении ключевой ставки с 7,75 до 6,25% годовых наблюдалось снижение средневзвешенной доходности первичных размещений облигаций до 7,2% годовых. Это самый низкий показатель за наблюдаемый период: в 2013 году, до кризиса, средневзвешенная доходность составляла 8,1% годовых, а в 2017 году, когда наблюдался пик размещения субфедеральных облигаций за анализируемый период, — 8,2% годовых.

005.2_Рынок региональных облигаций причины стагнации.png

В 2019 году средневзвешенная доходность при первичном размещении снизилась в среднем на 1 п. п. по сравнению с 2018 годом. Доходность по облигациям, размещённым в конце 2019 года, оказалась ниже 7% годовых, а купонные ставки достигли 6,5% годовых.

Тем не менее регионы не смогли воспользоваться благоприятными условиями на финансовом рынке для увеличения дюрации долгового портфеля. В 2019 году совокупный объём размещённых региональных и муниципальных облигаций остался на уровне 2018 года. При этом количество размещений, как и число эмитентов, снизилось.

005.3_Рынок региональных облигаций причины стагнации.png
В 2019 году регионы продолжали придерживаться практики размещения облигаций на срок до семи лет, при этом более половины размещённых облигаций будут полностью погашены не позднее чем через пять лет. Средний срок погашения облигаций, размещённых в 2019 году, снизился до 4,4 года, тогда как в 2018 году средний срок погашения составлял 4,8 года, а в 2017 году — 5,8 года.

Причины низкого интереса субъектов РФ к выпуску облигаций

Основная причина невысокого интереса субъектов РФ к выпуску облигаций — уменьшение потребности в заёмном финансировании на фоне роста доходов региональных бюджетов. Количество регионов, исполняющих бюджет с дефицитом, сократилось почти вдвое по сравнению с 2017 годом. Накопленные за предыдущие годы остатки на счетах позволяют регионам финансировать дефицит, не прибегая к заимствованиям. Предпринятые Минфином России меры по сокращению долговой нагрузки регионов также способствуют уменьшению их долга.

В условиях снижения процентных ставок, продолжавшегося в течение всего 2019 года, субъекты РФ отдавали предпочтение банковским кредитам. У регионов фактически нет возможности проводить досрочные погашения облигаций, тогда как банковские кредиты — более гибкий инструмент с этой точки зрения: при снижении процентных ставок они могут быть досрочно погашены и замещены более «дешёвыми» кредитными ресурсами.

В 2020 году сохранится возможность замещения банковского долга регионов облигационными займами, однако заметное увеличение объёма размещений маловероятно. Тем не менее некоторому росту размещений облигаций могут способствовать принятые в середине 2019 года положения Бюджетного кодекса РФ по обеспечению контроля за долговой нагрузкой регионов и муниципалитетов, а также стабилизация процентных ставок на текущем низком уровне.

Перспективы рынка субфедеральных облигаций в 2020 году

Исходя из принятых законов о региональных бюджетах, плановый объём выпуска субфедеральных облигаций в 2020 году составляет до 310 млрд руб. В 2019 и 2018 годах планировалось разместить облигации совокупной номинальной стоимостью 250 и 330 млрд руб. соответственно, однако фактический объём размещения оказался в 2,5–3 раза ниже (порядка 100 млрд руб.). Скорее всего в 2020 году данная тенденция сохранится, а предложение субфедеральных и муниципальных облигаций останется на уровне 2018 и 2019 годов.

Однако имеется ряд факторов, способных привести к увеличению объёма выпуска облигаций в 2020 году. В частности, к ним относится стабилизация процентных ставок на текущем уровне. Кроме того, долгосрочные облигации могли бы стать одним из источников покрытия возможного роста расходов региональных бюджетов на финансирование инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры (предполагают длительный срок возврата вложений). Дополнительным стимулом возможного расширения рынка региональных облигаций является отсутствие ограничений на стоимость подобных заимствований.

С 2020 года при оценке долговой устойчивости региона или муниципалитета начнут учитываться ежегодные объёмы платежей на обслуживание и погашение его долга. Рефинансирование банковских кредитов с помощью размещения облигационных выпусков, сроки погашения которых обычно вдвое превышают сроки погашения банковских кредитов, будет способствовать сокращению ежегодных объёмов таких платежей и уменьшению рисков, связанных с рефинансированием.

Основные результаты исследования доступны в видео.

Аналитика на тему