Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
24.06.2019
Non-State Pension Market Survey 2018: An Existential Crisis
In 2018, the gap between the actual condition of the non-state pension (NSP) market and what it was intended to be reached an apogee. The market was designed as a government-independent institution responsible for accumulating, holding and augmenting the pension assets (savings) of retiree citizens. In practice, the contribution (funded) component of the Russian pension system is «frozen», some pension funds perform poorly, many citizens continue to lose their money after switching from one pension fund to another, and the market is concentrated with a handful of large state-owned entities. Because no significant inflow of new pension money is expected in 2019, strong rates of return are paramount for a pension fund to stay afloat.

In 2018, the Russian non-state pension market increased 6.4% YoY to RUB 3,850 billion. The pension savings’ growth rate decreased more than twice compared with that in 2017 (12.2%), making the increase in absolute terms the lowest since 2011. The continued shedding of toxic assets from some NSPF portfolios has had an even greater adverse effect on market return in 2018 than a year earlier. As a result, the weighted average rate of return on pension investments was hardly above zero (0.1%). The average OPS account balance has been declining for the second year in a row. In 2018, it decreased to RUB 68,000 from RUB 69,200. The overall positive dynamics was driven by the PFR-to-NSPF cash flow (+RUB 163 billion) and the rate of return on invested pension reserves (5.2%) which was considerably higher than that on pension savings. Some NSPFs have faced the negative revaluation of their assets, but its adverse impact on the aggregate value of the pension reserve portfolio has been less significant.

The market is consolidating in anticipation of the switch to the Individual Pension Coefficient (IPC); the leading pension funds are merging or acquiring smaller players. In 2018, there were several pension fund groups, which completed the integration of their businesses. This produced changes in the list of the NSP market leaders and fostered the consolidation process. By year-end 2018, top-10 NSPFs accounted for almost 90% of total pension assets, making the NSP market an oligopoly. The market saw several consolidation centers, mostly represented by funds with links to industrial or financial government-related entities. Although the future of the NSP market is highly uncertain, it is clear that only financially strong NSPFs with advanced IT systems and other resources, affordable to larger market players, will have access to new flows of pension money. In such circumstances, many smaller NSPFs will either look for strategic investors or leave the market.

The problems of isolation and lack of growth drivers in 2019 make the pension market dependent upon the NSPFs’ profitability ratios. Since the pension savings were «frozen», there have been no alternative long-term growth drivers in the market. The money of «molchuny» («the silent ones», whose OPS accounts are still with PFR) became a market driver for a short time. However, the very poor results of the latest transition campaign to transfer OPS accounts to NSPFs (+RUB 40.4 billion) suggest that this opportunity has been exhausted and the pension market will face stagnation in 2019. At the same time, the decreasing PFR-to-NSPF cash flow can be offset by the NSPFs’ higher profitability and return metrics. A number of NSPFs have largely disposed of their impaired assets, and new credit risks became less likely to occur as the quality of investment portfolios significantly improved. The weighted average rate of return on pension assets will range between 6% and 7%, absent external shocks. If there are large external shocks, it will decline to 6-7%. The Expert RA analysts expect the non-state pension market to speed up to 8% against the disastrous 2018, and the total pension assets to reach RUB 4.2 trillion.
Source
Release date
24.05.2019
Analytics on the topic

нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
24.06.2019
Рынок НПФ по итогам 2018 года: экзистенциальный кризис

В 2018 году расхождения между реальным положением дел на рынке негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и его предназначением достигли апогея. Рынок НПФ создавался как независимый от государства институт по аккумулированию, сохранению и приумножению пенсионных средств граждан. В действительности накопительная часть пенсии «заморожена», доходность ряда фондов неудовлетворительна, многие граждане продолжают терять свои накопления из-за досрочных переходов, а рынок сконцентрировался в руках крупных государственных структур. Так как в 2019 году проблема притока новых средств на рынок, по всей видимости, не будет решена, ключевым аргументом для сохранения фондами места на рынке могут стать лишь высокие показатели доходности.

По итогам 2018 года пенсионный рынок показал самый слабый за 8 лет прирост в абсолютном выражении. Объём пенсионных средств увеличился лишь на 231 млрд и составил 3,85 трлн рублей. Темп прироста снизился с 12,2 до 6,4%. Продолжение в 2018 году масштабной расчистки инвестиционных портфелей ряда фондов оказало ещё больший негативный эффект на среднерыночную доходность, чем годом ранее. В итоге доходность пенсионных накоплений снизилась до близких к нулю значений, а средний счёт по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) показал отрицательную динамику второй год подряд и составил 68 тыс. рублей. Положительную динамику обеспечили приток средств пенсионных накоплений из ПФР (+163 млрд рублей) и доходы от размещения пенсионных резервов (5,2%), которые в меньшей степени подверглись негативному влиянию обесценения активов на рынке.,/p>

В ожидании внедрения индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) лидеры рынка укрупняются за счёт слияний и поглощений других фондов, что способствует всё большей консолидации отрасли. В 2018 году сразу несколько групп фондов завершили процессы интеграции пенсионного бизнеса, за счёт чего произошли изменения в составе лидеров рынка НПФ, а также продолжилось усиление концентрации отрасли. Доля десяти крупнейших фондов в совокупном объёме пенсионных средств к концу года приблизилась к 90%, что уже соответствует характеристикам олигополии. На рынке сформировалось несколько крупных центров консолидации, представленных в основном фондами, входящими в промышленные и финансовые структуры, связанные с государством. Несмотря на высокую неопределённость относительно будущего рынка НПФ, сохраняется уверенность, что доступ к потоку новых пенсионных средств получат только те фонды, которые будут иметь значительный запас финансовой прочности, продвинутую IT-систему и другие ресурсы, которые могут позволить себе главным образом крупные игроки. В сложившихся условиях многие небольшие фонды вынуждены искать стратегического инвестора либо покидать рынок.

Изоляция и отсутствие новых драйверов роста в 2019 году ставят развитие пенсионного рынка в зависимость от показателей доходности фондов. С момента «заморозки» пенсионных накоплений на рынке так и не появилось альтернативных источников долгосрочного развития. На какое-то время драйвером роста рынка стали средства «молчунов», готовых сменить ПФР на НПФ. Рекордно низкие результаты последней завершившейся переходной кампании (+40,4 млрд рублей) указывают на то, что этот источник роста также исчерпал себя, и в 2019 году пенсионный рынок ждёт стагнация. В то же время авторы обзора полагают, что снижение притока средств из ПФР в ближайший год может быть компенсировано за счёт более высоких показателей доходности НПФ. Основные мероприятия, связанные с расчисткой проблемных активов ряда фондов, завершены, а вероятность реализации новых кредитных рисков на фоне улучшения качества инвестиционных портфелей значительно снизилась. В случае отсутствия существенных внешних шоков средневзвешенная доходность пенсионных накоплений будет в диапазоне 7–9%. Доходность размещения пенсионных резервов составит 6–7%. По прогнозам «Эксперт РА», темп прироста рынка НПФ в 2019 году ускорится до 8% на фоне провальных результатов 2018 года, а совокупный объём пенсионных средств составит около 4,2 трлн рублей.

Источник
Дата выхода
24.05.2019
Аналитика на тему