Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Expert opinion
06.09.2018
Russians can feel for themselves how life is changing for the better

Japanese Minister of Economy, Trade, and Industry Hiroshige Sekō is the man directly responsible for developing economic relations between Japan and Russia. As a frequent visitor to our country, he shares his views on the prospects for economic cooperation with the Russian Far East, and on Japan’s priorities in the region.

The 8-Point Cooperation Plan is being updated as we speak

— 2018 has been designated a ‘crossover year’ for Russia and Japan. What does this mean for economic relations between the two countries?

— This is the first year in the history of Japanese—Russian relations to be declared both the Year of Russia in Japan and the Year of Japan in Russia. The plans for this ‘crossover year’ were announced as one of the outcomes of Russian President Vladimir Putin’s visit to Japan in December 2016 as part of efforts to expand humanitarian contacts. The aim of the year is to achieve a deeper mutual understanding between our two peoples, through fundamental expansion of people- to-people interaction. The Japan- Russia Year encompasses a wide range of areas beyond culture alone. Economic issues in particular have been identified as an important area for cooperation.

As part of the Year of Japan in Russia, Japan took part in the St. Petersburg International Economic Forum as a guest country in May 2018. I myself participated in the Forum, alongside Japanese Prime Minister Shinzō Abe. In the course of the Japanese—Russian business dialogue, the leaders of both countries and leading business executives were able to engage in an open exchange of opinions on how to realize the potential of bilateral economic relations.

In addition to this, other important events are being held which are contributing to the implementation of the Eight-Point Cooperation Plan, including the opening of Hokuto Rehabilitation Centre in Vladivostok, launch ceremony of a new production line at a Takeda Pharmaceuticals` plant in Yaroslavl, and business seminars devoted to urban planning in Russia. I hope that the events of the Year of Japan in Russia and the Year of Russia in Japan will activate exchanges in the economic field and thus strengthen Japanese—Russian economic relations.

— What is the status of these relations at the moment?

— The Eight-Point Cooperation Plan is being materialized. The plan was proposed by Japanese Prime Minister Shinzō Abe at a summit meeting which took place in May 2016 in Sochi. The main purpose of the plan is to use Japanese technology and experience that allow Russian citizens to feel for themselves how their lives are changing for the better. For example, significant results have been achieved in extending healthy life expectancy and in creating a pleasant urban environment, including by reducing traffic congestion. These achievements make a direct contribution to the enhancing of the living standards of Russian citizens.

During the meeting in May this year, the two leaders welcomed plans for around 130 projects created by private companies. Tangible actions have already begun on approximately half of these.

Work is also progressing on the creation of financing systems which will provide support for the Cooperation Plan, including a joint investment mechanism from the Japan Bank for International Cooperation (JBIC) and the Russian Direct Investment Fund.


BACKGROUND

Hokuto Rehabilitation Centre

The creation of a rehabilitation centre in Primorsky Territory was first discussed at the Second Eastern Economic Forum in 2016. The Hokuto Centre opened less than two years later, on 16 May 2018, as one of the projects under a Japan—Russia economic cooperation plan. Investors in the project include the JGC Corporation and Hokuto Social Medical Corporation. The medical facility specializes in patient rehabilitation following major injuries, surgical procedures, and strokes. Alongside traditional methods such as manual therapy, the facility also makes use of the latest developments, including exoskeletons and modern fitness equipment. The facility is able to receive around 100 patients every day.


As the minister responsible, I have been endeavouring to demonstrate as many concrete results as possible from the Cooperation Plan, including new projects at the East Economic Forum. I would also like to make it more ambitious still, including with respect to the themes to be discussed at the Forum.

Japan’s priorities: agriculture, forestry, fishing, infrastructure, and energy

— What do you think about the changes taking place in the Russian Far East? How do Japanese companies and investors assess these changes?

— Thanks to advanced special economic zones (ASEZs) and the Vladivostok Free Port regime, a number of Japanese companies active in the Russian Far East are enjoying a range of incentives, including tax benefits. Their assessment of efforts on the Russian side is positive.

At the same time, Japanese companies do not currently have sufficient information about business and systems in the Russian Far East. In March this year, a presentation was held in Tokyo with the aim of facilitating investment in the Russian Far East. More than 130 people attended and frankly exchanged their opinions. I also welcome the opening a Tokyo Office of the Far East Investment and Export Agency. I expect the Russian side to be more active in providing information to Japanese companies and investors.

The Japanese Government is placing a great deal of emphasis on cooperation in three areas: developing agriculture, forestry and fishing in the Russian Far East; improving infrastructure to create an export base; and developing energy. In February this year, JBIC created a company in the Russian Far East with the purpose of promoting joint Japanese—Russian investment in the region. Contracts have already been concluded with Japanese companies to provide mediation and advice with associated procedures. In July this year, a joint delegation of government officials and business representatives visited Primorsky Territory and Amur Region to discuss cooperation in the agricultural sector. In addition will continue to support efforts to expand cooperation in the Russian Far East.


— What projects in the energy sector are of the most interest to Japanese players?

— Considering Russia’s enormous resource potential and geographical proximity cooperation in the energy sector is important for diversifying the sources of Japanese energy imports and ensuring stable supplies. As Prime Minister Abe noted in his address at the St. Petersburg International Economic Forum, we envisage the development of mutually beneficial relations between Japan, which is the world’s largest importer of LNG and possesses extensive experience in shaping markets and developing pricing mechanisms, and Russia, with its enormous resource reserves.

There are a multitude of Russian oil and gas projects in which Japanese companies are very interested. For example, the Sakhalin-1 and Sakhalin-2 projects are producing crude oil and LNG. Negotiations are taking place as part of the Sakhalin-2 project to expand the third stage of an LNG plant.

Minister Hiroshige Sekō inspecting Yamal LNGJapanese companies have also contributed to building a plant in the Yamal LNG project which I also inspected at the end of April. The plant was launched at the end of last year. Negotiations between Russia and Japanese companies are also in progress on a project to build an LNG transshipment terminal on Kamchatka, as well as on the Arctic LNG-2 project.

More information is needed about the Russian market

— In an interview with Tatsuo Yasunaga, the President and CEO of Mitsui and Co., in the St. Petersburg International Economic Forum magazine, noted that approximately 200–300 Japanese companies are presently active in Russia, whereas there are 32,000 Japanese companies doing business in China. What can Russia do to attract Japanese small and medium-sized businesses?

— Small and medium-sized businesses have been taken into account in the Eight-Point Cooperation Plan. Japan is supporting Japanese small and mediumsized companies doing business in Russia using the small and medium-sized business platform created in 2016. This includes helping them to take part in exhibitions held in Russia, including Innoprom, as well as sending corporate missions and organizing business matching between Japanese and Russian companies. As a result of these efforts, Japanese companies have begun doing business in such sectors as Japanese cuisine and services, in Russia.

On the other hand, Japanese companies are still saying that they do not receive enough information about the Russian market and Russian companies. They also have concerns about the instability of the Russian legal system and complex procedures associated with investment. I would like to ask the Russian Government and business representatives to continue to work on improving the investment climate and also to provide more information about the Russian market and its attractiveness.

— Japan is a global leader in the technology sector. Russia is also devoting considerable efforts to developing its digital economy. Does Japan have any experience and approaches which Russia can adopt?

— As part of efforts to strengthen cooperation between our two countries in the digital economy, I signed a joint declaration on cooperation in the digital economy with Minister of Economic Development and Special Representative of the President of the Russian Federation for Trade and Economic Cooperation with Japan Maxim Oreshkin in September last year, following which we developed a joint plan of action in May this year. We are using various meetings and events to work on a number of joint projects together.

As part of the Eight-Point Cooperation Plan, Japanese companies in possession of highly advanced technologies are working on further improving the lives of Russian citizens via a number of digital projects, including systems to assist with remote medical diagnosis and the implementation of high-tech traffic light systems.

Japan enjoys advantages in the manufacturing sector of the economy based on its wide-ranging technological capabilities. As Digitalization and the Internet of Things, and artificial intelligence are expanding, Japan is working to improve competitiveness in this way, and is promoting the concept of Connected Industries, which aims to create new values and solve social challenges by linking different kinds of activity, companies, people, machines, and other facilities, and at the same time, to my knowledge, Russia, where a Digital Economy in the Russian Federation programme is being promoted, is home to world-class artificial intelligence developers. The country possesses significant technological capabilities in the fields of software and information security.

Japan and Russia have potential here to establish mutually beneficial relations, and to achieve new economic growth and cooperation by making use of their existing advantages in these areas. I would like to continue working on strengthening cooperation on digital economy projects.


Analytics on the topic

Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Интервью
06.09.2018
Российские граждане на себе почувствуют, как жизнь меняется к лучшему

Министр экономики, торговли и промышленности Японии Хиросигэ Сэко — человек, который непосредственно отвечает за развитие экономических отношений с Россией. Будучи частым гостем в нашей стране, он поделился своим видением перспектив экономического сотрудничества и приоритетов Японии на Дальнем Востоке.

Ведется актуализация Плана сотрудничества из восьми пунктов

— 2018 год определен в качестве перекрестного года России и Японии. Как это сказывается на экономических отношениях двух стран?

— Нынешний год впервые в истории японо-российских отношений является Годом России в Японии и Годом Японии в России. О проведении перекрестного года было объявлено как об одном из результатов визита в Японию в декабре 2016 года президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина в части мер по расширению гуманитарных обменов. Это мероприятие нацелено на углубление взаимопонимания народов наших стран и охватывает широкий круг областей, не ограничиваясь культурой. В частности, экономика является важной областью сотрудничества в рамках перекрестного года.

В рамках Года Японии наша страна приняла участие в мае 2018 года в Петербургском международном экономическом форуме в качестве страны-гостя. Я также участвовал в Форуме вместе с премьер-министром Японии Синдзо Абэ. В ходе японо-российского бизнес-диалога главы обеих стран и лидеры деловых кругов смогли провести откровенный обмен мнениями о том, каким образом реализовать потенциал, имеющийся в экономической сфере.

Кроме того, проводятся важные мероприятия, способствующие конкретизации Плана сотрудничества из восьми пунктов, включая открытие реабилитационного центра «Хокуто» во Владивостоке, церемонию запуска производства нового лекарственного средства компанией «Такеда» на заводе в Ярославле и бизнес-семинары по вопросам городской среды в России. Надеюсь, что активные обмены, в том числе в области экономики, будут способствовать укреплению японо-российских экономических отношений.

— Каков уровень этих отношений сейчас?

— Ведется актуализация Плана сотрудничества из восьми пунктов, который был предложен премьер-министром Японии Синдзо Абэ в ходе встречи на высшем уровне, состоявшейся в мае 2016 года в городе Сочи. В основу этого плана положены шаги, предполагающие использование японских технологий и опыта, которые позволят российским гражданам почувствовать на себе, как жизнь меняется к лучшему. Например, достигнуты большие результаты в областях, которые непосредственно ведут к повышению уровня жизни российских граждан, по увеличению продолжительности здоровой жизни, по созданию комфортной городской среды, в том числе за счет сокращения дорожных заторов.

В ходе японо-российской встречи на высшем уровне в мае этого года лидеры обеих стран приветствовали появление около 130 проектов частных компаний. Приблизительно по половине из них началась работа.

Также продвигается создание системы финансирования, которая послужит опорой для Плана сотрудничества, включая механизм совместных инвестиций между Японским банком международного сотрудничества (JBIC) и Российским фондом прямых инвестиций.

В качестве ответственного министра я прилагаю усилия, чтобы продемонстрировать на Восточном экономическом форуме как можно больше конкретных результатов Плана сотрудничества, включая новые проекты. Помимо этого, мне бы хотелось сделать его реализацию более насыщенной с учетом тех тем, которые обсуждаются на Форуме.


СПРАВКА

Реабилитационный центр «Хокуто»

Впервые о создании реабилитационного центра в Приморье заговорили на втором Восточном экономическом форуме в сентябре 2016 года. Центр «Хокуто» открылся менее чем через два года, 16 мая 2018 года, в рамках реализации Плана экономического сотрудничества между Японией и Россией. Инвесторами проекта выступили JGC Corporation и Hokuto Social Medical Corporation. Медицинское учреждение специализируется на реабилитации пациентов после травм, хирургических вмешательств или инсультов. Для этого используются как традиционные методы, например мануальная терапия, так и новейшие разработки: экзоскелеты и тренажеры. Центр способен принимать около 100 человек в день.



Японские приоритеты: сельское, лесное и рыбное хозяйство, инфраструктура и энергетика

— Что вы думаете об изменениях, происходящих на российском Дальнем Востоке? Как их оценивают японские компании и инвесторы?

— Благодаря территориям опережающего развития (ТОР) и режиму свободного порта Владивосток некоторые японские компании, ведущие свою деятельность на Дальнем Востоке, получают различные льготы, включая налоговые. Они положительно оценивают работу российской стороны.

Вместе с тем японским компаниям в настоящий момент нужно больше информации о бизнесе и системах работы на Дальнем Востоке. В марте этого года в Токио была проведена презентация, нацеленная на содействие инвестициям на Дальний Восток, с участием более 130 человек. В ходе презентации состоялся откровенный обмен мнениями. Помимо этого, мы приветствуем открытие токийского представительства Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта. Надеюсь, что предоставление информации российской стороной японским компаниям и инвесторам станет более активным.

Правительство Японии также придает большое значение сотрудничеству в трех областях: развитие сельского, лесного и рыбного хозяйства в Дальневосточном регионе; совершенствование инфраструктуры для создания экспортной базы; развитие энергетики.

В феврале этого года JBIC создал на Дальнем Востоке компанию для продвижения совместных японо-российских инвестиций в этом регионе. Уже заключены контракты с японскими компаниями об осуществлении посредничества при прохождении процедур и предоставлении консультационной помощи. В июле этого года Приморский край и Амурскую область посетила государственно-частная миссия в области сельского хозяйства.

Мне хотелось бы и далее оказывать поддержку расширению сотрудничества на Дальнем Востоке России.


— Какие проекты в сфере энергетики наиболее интересны японским участникам?

Министр Хиросигэ Сэко знакомится с проектом «Ямал СПГ»— Большой ресурсный потенциал и географическая близость России делают наше сотрудничество в сфере энергетики важным для диверсификации источников японского импорта энергоресурсов и обеспечения стабильного предложения. Как отметил в своей речи на Петербургском международном экономическом форуме премьер-министр Абэ, мы полагаем, что между Японией, являющейся крупнейшим в мире импортером СПГ и обладающей богатым опытом по формированию рынков и разработке ценовых механизмов, и Россией с ее большими запасами ресурсов установятся отношения, выгодные для обеих стран.

В России имеется множество проектов, связанных с нефтью и газом, к которым проявляют интерес японские компании, например, проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» рассчитаны на добычу сырой нефти и СПГ. При этом в рамках проекта «Сахалин-2» ведутся переговоры о расширении третьей очереди завода по производству СПГ. Помимо этого, японские компании внесли вклад в проект «Ямал СПГ», с которым я ознакомился в конце апреля этого года. Я имею в виду строительство завода, запуск которого состоялся в конце прошлого года. Переговоры между российской стороной и японскими компаниями также ведутся по проектам создания терминала по перевалке СПГ на Камчатке и «Арктик СПГ-2».

Нужно больше информации о российском рынке

— В интервью журналу Петербургского международного экономического форума Тацуо Ясунага, президент и CEO компании «Мицуи энд Ко.», отметил, что в настоящее время в России работают около 200–300 японских компаний, в то время как в Китае — 32 тыс. Как Россия может привлечь японский малый и средний бизнес?

— План сотрудничества из восьми пунктов включает в себя малый и средний бизнес. Используя созданную в 2016 году платформу, Япония оказывает поддержку развитию малых и средних предприятий в России. В том числе мы содействуем их участию в выставках, проводимых в России, включая «Иннопром», направлению корпоративных миссий, организации бизнес-мэтчинга между компаниями обеих стран. В результате этого имеются примеры продвижения в Россию японских компаний из таких областей, как японская кухня, сфера услуг и другие.

С другой стороны, японские компании говорят о том, что в недостаточной мере получают информацию о российском рынке и российских компаниях. Также беспокойство вызывают нестабильность правовой системы и сложные процедуры, связанные с инвестированием. Хотелось бы, чтобы правительство России и представители бизнеса продолжали работать над улучшением инвестиционного климата, а также над предоставлением информации о российском рынке и его привлекательности.

— Япония является мировым лидером в области технологий. Россия также прилагает большие усилия для развития цифровой экономики. Какие японские решения и опыт могут быть адаптированы в России?

— В целях укрепления сотрудничества обеих стран в области цифровой экономики вместе с министром экономического развития Российской Федерации — специальным представителем президента Российской Федерации по вопросам торгово-экономического сотрудничества с Японией Максимом Станиславовичем Орешкиным мы подписали в сентябре прошлого года совместное заявление о сотрудничестве в области цифровой экономики, а в мае этого года разработали совместный план действий. Мы работаем над совместными проектами, используя для этого различные встречи и мероприятия.

В рамках Плана сотрудничества из восьми пунктов японские компании, обладающие технологиями высокого уровня, работают над дальнейшим улучшением жизни российских граждан по многим проектам цифровой сферы, включая дистанционную диагностику в области медицины, внедрение систем высокотехнологичных светофоров.

Япония обладает преимуществами в производящем секторе экономики, базирующемся на больших технологических возможностях. Развиваются цифровизация, «Интернет вещей», распространяется искусственный интеллект. Исходя из этого, наша страна работает над укреплением конкурентоспособности, продвигая концепцию «связанных отраслей» (Connected Industries), нацеленную на создание новых ценностей и решение социальных задач через связывание между собой различных видов деятельности, компаний, людей, машин и других объектов.

С другой стороны, насколько мне известно, в России, где продвигается программа «Цифровая экономика Российской Федерации», есть мирового уровня разработчики искусственного интеллекта. Страна располагает большими технологическими возможностями в области программного обеспечения и информационной безопасности.

Япония и Россия обладают потенциалом для налаживания взаимовыгодных отношений, а также для создания нового экономического роста и сотрудничества за счет использования имеющихся у них преимуществ в определенных областях. Мне хотелось бы и далее работать над укреплением взаимодействия в области цифровой экономики.


Аналитика на тему