Welcome!
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Article
03.06.2019
China’s Economic Reserves Evoke Optimism
In 2018, Chinese leader Xi Jinping accepted Vladimir Putin’s invitation to attend the Eastern Economic Forum and, in 2019, — SPIEF. To boost ties between Russia and China is particularly important given the size of their economies and their geopolitical weight. Over the past three decades, China’s economic growth has been a priority. Experts tend to react dramatically to any slowdowns. But the Chinese realities are quite unique and require a unique approach. It is impossible to standardize estimates for a country with a population of 1.4 billion, living in another historical dimension, that has, in the past 30 years, broken through to become an industrial and technological leader.

First reserve — reserve population

The proportions of the urban and rural populations in China have practically stabilized. For many years now, official data showed that 73% of the population resides in cities, while 27% lives in rural areas. The official statistics have changed their evaluation criteria, but in general this ratio is a good sign. It means that China has a large reserve of manpower. With levels of education in the country continuing to rise, we can also conclude that the skill levels of that manpower, their average competencies and knowledge are continuously increasing.

Today, most of China’s labour force is concentrated in cities

Another important factor is the country’s demographic dividend of 36%. In other words, two thirds of the population is of working age, while children and pensioners only make up one third. The breakdown of that 36% is even more optimistic. Pensioners make up 12%, while children make up 24%. The pension burden is currently small, and the younger generations will steadily enter into the labour market.

A large population does not just mean more workers, it means more consumers. Current data from international organizations suggests that 400 million people in China are middle­class. This is a huge domestic market. But China’s population is constantly becoming wealthier and levels of consumption are increasing.

Four hundred million is not even the final figure. In 2017, the average standard of living in China was not as disappointing as specialists used to European or American data would conclude. A report from the Asian Development Bank titled ‘The Rise of the Middle Class in the People’s Republic of China’ suggests that the concept of middle class in China is somewhat different from the traditional understanding of the term. China’s middle class is composed of people who have a purchasing power parity of USD 20 a day. This conclusion was reached based on the results of a survey of urban and rural settlements. They analysed the prices of agricultural products, land use data, labour productivity, households’ financial investment choices, sales figures, and goods consumption. Another factor used to identify the middle class was purchases of durable consumer goods: vehicles, computers, large household appliances, pianos, mobile telephones. If it turned out that the family did not have a single one of the above items, they were considered poor. However, it is worth taking into consideration the rather significant range. For example, a rural worker has to earn USD 100 a month to be considered middle class by residents of the region, while a person in Beijing must earn a minimum of USD 1,000 to do the same. According to these criteria, a billion people in China are already middle­class.

In any case, accounting for the difference between more and less wealthy regions, the idea that China has an enormous domestic market is incontestable. And this domestic market significantly reduces risks for the export-oriented parts of the economy.

Second reserve — extractive resources

Few people know that the People’s Republic of China is currently third in the world with respect to the size of its extractive resource reserves (approximately 12% of the global total). Geologists have confirmed that deposits of ten types of energy resources, 46 types of ferrous and nonferrous metals, over 90 types of non­metallic ores, and eight types of precious and rare metals are located within China.

Robots cannot always compete with Chinese workers

Of particular importance for the country are its enormous coal reserves (primarily bituminous). China is a global leader in this respect with an estimated one trillion tonnes of proven deposits. Moreover, China is currently the world’s largest producer of gold (approximately 430 tonnes annually).

What’s more, China has significant shale deposits and therefore plans to become a global leader in production of shale oil in the near future (production by 2020 is expected to reach 100 million cubic metres annually).

China has approximately 300 petroleum fields. It boasts large reserves of iron ore and nonferrous metal ore. It has significant tungsten, manganese, and copper reserves. Ferroalloy shipments have long since been measured in the hundreds of thousands of tonnes. Also, of note are rare-earth metals, demand for which has increased due to new technologies. In 2010, China even started a trade war, forbidding the export of rare-earth metals. This caused the prices for these metals to increase by a factor of several dozens. That growth synchronized with the increase in consumption of, for example, lithium, which is used to produce batteries.

Strategic partnership is confirmed at the highest level: Vladimir Putin and Xi Jinping at the Eastern Economic Forum

It is no accident that, in 2019, Tesla opened a factory in China. This is tied to more than a promising Chinese market and cheaper production. China has large reserves of this metal, helping renewable energy storage become a reality.

Of course, a large population and strong manufacturing means that China will remain a net importer, but China’s potential in individual economic sectors should not be underestimated.

Third reserve — government policy

In 2019, Beijing launched stimulus measures described by economists as a ‘cocktail.’ It includes an increase in government spending, reduced taxes, and making it easier to get a loan. In a public address in early March, Chinese Premier Li Keqiang announced that the government will reduce business taxes, including VAT and company contributions to pension funds by a total of CNY 2 trillion (USD 298 billion), which is 2 % of the country’s USD 13 trillion economy.

In spring of 2018, China lowered the VAT in the secondary sector from 17 to 16% and from 11 to 10% in the transport, shipping, construction, and extractives sectors. This is all while small businesses (making up the lion’s share of the service sector) pay a 3% VAT in China.

Starting on 1 April 2019, the VAT in the secondary sector, including on the sale and import of goods, dropped from 16 to 13% and from 10 to 9% in all other sectors. Commenting on such a significant reduction in the tax burden, Li Keqiang said that «this is an important step in the fight against downward pressure on the economy.»

The scale of these reductions exceeded market expectations. Li also announced a large spending programme aimed at infrastructure projects, including investments totalling CNY 800 billion in rail construction and water transport development.

These stimuli should add CNY 4.6 trillion to the Chinese economy. The increase in labour productivity will allow for the launch of socially oriented policies.

The aforementioned types of reserves are by far not the only ones available. China’s colossal trump card is its potential unification with Taiwan following the Hong Kong model. Chinese investments in the purchase of extractive resource fields in Asia and Africa are starting to pay off. Meanwhile, Chinese loans to neighbouring and distant countries are hooking whole governments on Chinese money and technologies. Beijing is developing a new Silk Road programme, creating transcontinental overland corridors for the export of Chinese goods. The synergy of private initiatives and colossal government resources is strengthening China’s expansion to all countries of the world.

China sets the fairway for the world econom

Analytics on the topic

нефинансовый институт развития
крупнейший организатор конгрессно-выставочных мероприятий
Рады вас видеть
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Статья
03.06.2019
Резервы китайской экономики внушают оптимизм
В 2018 году лидер КНР Си Цзиньпин принял приглашение Владимира Путина посетить Восточный экономический форум, в 2019 году — ПМЭФ. Укрепление отношений между Россией и Китаем особенно важно, учитывая масштабы их экономик и геополитический вес. Последние три десятилетия экономический рост Китая стал объектом первоочередного внимания. Любое снижение скорости эксперты склонны трактовать крайне драматически. Но китайские реалии вполне подходят под определение «аршином общим не измерить». Невозможно стандартизировать оценки страны с населением в 1,4 млрд человек, которая живет в другом историческом измерении и которая за 30 лет совершила прорыв в индустриальные и технологические лидеры.

Резерв первый — население

В Китае практически стабилизировалось соотношение между городским и сельским населением. Вот уже много лет официальные данные говорят о том, что в городах проживает 73%, а в деревне — 27% жителей. Официальная статистика меняла критерии оценки, но в целом соотношение вызывает доверие. Это означает, что Китай располагает большими резервами рабочей силы. При постоянном росте образовательного уровня можно утверждать, что и квалификация рабочей силы, средние компетенции, умения постоянно возрастают.

Сегодня большая часть трудовых ресурсов Китая сосредоточена в городах

Важным фактом является общая демографическая нагрузка в 36%. То есть две трети населения работают, и только одна треть — дети и пенсионеры. Внутри этих 36% показатель еще более оптимистичен. Пенсионеры составляют 12%, дети — 24%. Пенсионная нагрузка пока невелика, а молодое поколение будет исправно пополнять рынок труда.

Большое население означает не только работников, но и потреби­телей. Сегодня, по оценкам междуна­родных организаций, около 400 млн китайцев относятся к среднему клас­су. Это огромный внутренний ры­нок. Но китайцы постоянно богате­ют и уровень потребления растет. Но и 400 миллионов не являются конечной цифрой. Средний уровень жизни в Китае в 2017 году не настоль­ко разочаровывающий, как счита­ют привыкшие к европейским или американским цифрам специалисты. Из доклада Азиатского банка разви­тия под названием «Подъем сред­него класса в Китае» следует, что понятие среднего класса здесь не­сколько отличается от привычного. В Китае представителями такового являются граждане, которые в со­стоянии потратить на себя хотя бы 20 долл. США в день. Такой вывод был сделан на основании результа­тов опроса населения городов и по­селков. В качестве анализируемых величин брались цены на сельско­хозяйственную продукцию, данные об использовании земель, показа­тели производительности труда, инвестирование средств семьями, уровень продаж и потребления ими товаров. Дополнительным методом выявления среднего класса стал ана­лиз покупок товаров длительного пользования: транспортных средств, компьютеров, крупной бытовой тех­ники, фортепиано, мобильных теле­фонов. Если оказывалось, что в се­мье нет ни одного из перечисленных предметов, семью причисляли к бед­ным. Однако стоит учитывать гра­дацию, которая достаточно сильна. Например, деревенскому работнику достаточно зарабатывать 100 долл. США в месяц, чтобы жители реги­она признали его представителем среднего класса, а вот доход горо­жанина в Пекине для признания его таковым столичными жителями должен достигать минимум 1000 долл. США. По таким критериям к сред­нему классу уже относится милли­ард жителей.

Роботы еще не всегда могут конкурировать с китайскими рабочими

В любом случае при сохранении разницы между богатыми и бедны­ми регионами тезис о том, что Китай располагает огромным внутренним рынком, — неоспорим. И этот вну­тренний рынок во многом уменьша­ет риски экономики, ориентирован­ной на экспорт.

Резерв второй — полезные ископаемые

Мало кто знает, что на сегодняш­ний день Китайская Народная Рес­публика по запасам полезных ис­копаемых занимает третье место в мире (около 12% общемировых). Геологами подтверждено, что в не­драх КНР есть месторождения деся­ти видов энергетических ресурсов, 46 видов черных и цветных метал­лов, более 90 видов неметалличе­ских руд, восьми видов драгоцен­ных и редких металлов.

Особое значение для страны име­ют огромные запасы угля (преиму­щественно каменного), по которым она занимает первое место в ми­ре: объем его разведанных запа­сов оценивается геологами в один триллион тонн. Cейчас Китай явля­ется крупнейшим мировым произ­водителем золота (около 430 тонн ежегодно).

Кроме того, в Китае есть очень значительные залежи сланцев, и поэтому планируется, что в бли­жайшее время страна станет од­ним из ведущих производителей сланцевого газа (объемы его до­бычи до 2020 года китайцы соби­раются довести до 100 млрд кубо­ метров ежегодно).

Стратегическое партнерство подтверждено на самом высоком уровне: Владимир Путин и Си Цзиньпин на Восточном экономическом форуме

В Китае насчитывается около 300 месторождений нефти. Есть крупные запасы железных руд и руд цветных металлов. Поднебесная обладает значительными запасами вольфра­ма, марганца, меди. Поставки фер­росплавов давно уже исчисляются сотнями тысяч тонн. Особняком сто­ят редкоземельные металлы, зна­чительный рост потребления кото­рых связан с новыми технологиями. В 2010 году Китай даже начал тор­говую войну, запретив экспорт ред­коземельных металлов. Это спровоцировало рост цен на эту группу в десятки раз. Тогдашний рост синхронизировался с ростом потребления, например, лития, который востребован для производства аккумуляторов. Не случайно в 2019 году произошло торжественное открытие завода Tesla в Китае. Это связано не только с перспективами китайского рынка и более дешевым производством. Китай располагает большими запасами этого металла, благодаря чему накопление возобновляемой энергии становится реальностью.

Конечно, огромное население и мощное производство надолго оставит Китай в роли нетто-импортера, но не стоит недооценивать возможности КНР в отдельных секторах экономики.

Резерв третий — государственная политика

В 2019 году Пекин запускает набор стимулирующих мер, которые экономисты называют «коктейлем». Он состоит из увеличения расходов правительства, снижения налогов и упрощения получения кредитов. В обращении к народу Премьер-министр КНР Ли Кэцян заявил в начале марта, что правительство снизит налоги на бизнес, включая НДС и отчисления компаний в пенсионные фонды, на общую сумму в 2 трлн юаней (298 млрд долл. США), что составляет 2% от 13-триллионной экономики Поднебесной.

Весной 2018 года ставка НДС в обрабатывающей промышленности Поднебесной была снижена с 17 до 16%, а в сфере транспорта, перевозок, строительства и добывающего сектора — с 11 до 10%. Это притом, что малый бизнес (а это львиная доля сервисного сектора) платит в Китае НДС по ставке 3%.

А с 1 апреля 2019 года ставка НДС для обрабатывающих отраслей промышленности, включая продажу и импорт товаров, снизилась 16 до 13%, а для остальных отраслей — с 10 до 9%. Объясняя столь масштабное сокращение налоговой нагрузки, Ли Кэцян заявил, что «это важный шаг в борьбе с понижающим, угнетающим давлением на экономику».

Масштаб сокращений превзошел ожидания рынка. Ли также объявил о большой программе расходов на инфраструктурные проекты, включая инвестиции в размере 800 млрд юаней в строительство железных дорог и развитие водного транспорта.

Стимулы добавят китайской экономике 4,6 трлн юаней. А рост производительности труда обеспечит возможность проводить социально ориентированную политику.

Перечисленные группы резервов далеко не единственные. Колоссальным козырным тузом Китая является его возможное объединение с Тайванем по уже отработанной с Гонконгом схеме. Начинают работать китайские инвестиции в покупку месторождений полезных ископаемых в Азии и Африке. А тем временем китайские кредиты соседним и несоседним странам подсаживают целые государства на «иглу» китайских денег и технологий. Пекин разрабатывает программу нового Шелкового пути, прокладывая трансконтинентальные сухопутные коридоры, предназначенные для экспорта китайских товаров. Синергия частной инициативы и колоссальных государственных ресурсов подкрепляет экспансию Поднебесной во все страны мира.

Китай задает фарватер мировой экономики

Аналитика на тему