A socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions, congress, exhibitions, business, social and sporting, public, and cultural events.

The Roscongress Foundation is a socially oriented non-financial development institution and a major organizer of international conventions; exhibitions; and business, public, sporting, and cultural events. It was established in pursuance of a decision by the President of the Russian Federation.

The Foundation was established in 2007 with the aim of facilitating the development of Russia’s economic potential, promoting its national interests, and strengthening the country’s image. One of the roles of the Foundation is to comprehensively evaluate, analyse, and cover issues on the Russian and global economic agendas. It also offers administrative services, provides promotional support for business projects and attracting investment, and helps foster social entrepreneurship and charitable initiatives.

Each year, the Foundation’s events draw participants from 208 countries and territories, with more than 15,000 media representatives working on-site at Roscongress’ various venues. The Foundation benefits from analytical and professional expertise provided by 5000 people working in Russia and abroad. In addition, it works in close cooperation with 133 economic partners; industrialists’ and entrepreneurs’ unions; and financial, trade, and business associations from 70 countries worldwide.

RC personal account
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Research
22.04.2021

Forecast for SME lending in Russia in 2021: Survivors

The publication by the credit rating agency Expert RA assesses the current state of the SME lending market in Russia as of the year end 2020 and explores its prospects for 2021. The study is based on official Bank of Russia statistics and on the results of a survey of banks.

The Roscongress Foundation presents the salient points of the publication accompanied by fragments of broadcasts of relevant panel discussions from the business programme of international events held by the Roscongress Foundation.

Despite the negative impact of the pandemic and the restrictions on SME activities, a sharp drop in the SME lending segment was averted.

The volume of SME loans last year declined only slightly compared to 2019. The total volume of loans to SMEs in 2020 was RUB 7.6 trillion, only 2% lower than in 2019. The authors of the report point out that while there was a surge in demand for loans in the SME segment in 2020, total SME debt also increased by nearly 23%, reaching RUB 5.8 trillion as of January 1, 2021 compared to RUB 4.7 trillion a year earlier.

The authors emphasize that the primary factor that helped avert a steep fall in the segment was the extensive government program of loan subsidization. In 2020, banks granted government-backed loans worth roughly RUB 1.64 trillion (compared to RUB 627 billion in 2019). Without the subsidized loans, total loan volumes of the banks that took part in the survey would be 22% lower in 2020 compared to 2019.

Video: https://roscongress.org/sessions/mir-v-usloviyakh-pandemii-covid-19-globalnye-strategii/search/#00:38:41.408

The coronavirus pandemic had a strong impact on loan portfolio structure and quality.

In the sectoral structure of SME lending, retail trade was traditionally dominant in 2020. The finance and insurance segment demonstrated the sharpest drop in loan volumes due to heightened risks in the financial sector amid the pandemic (the segment’s share in total loan volumes decreased from 12% in 2019 to 3% in 2020, with a 73% drop in absolute terms). As for geographical distribution of loans, Moscow saw a decrease of 31% in loan volumes compared to 2019 (RUB 1.56 trillion compared to RUB 2.27 trillion). This is explained by the fact that businesses were unwilling to take on additional debt load given that the Russian capital was one of the first cities in the country to introduce pandemic-related restrictions and kept them in place for a long time.

The restrictions, combined with the declining purchasing power of the population and the deteriorating economic situation in the country, also affected the quality of SME loan portfolio. As of the year end 2020, overdue debt increased by 13%, a record high since 2016, and reached RUB 640.7 billion.

Video: https://roscongress.org/sessions/biznes-instruktsiya-po-vyzhivaniyu/search/#00:07:54.370

Despite the negative impact of the pandemic on SMEs, banks are positive about the prospects for growth in the SME lending market.

The authors note that the economic repercussions of the pandemic will continue to hamper SMEs in 2021, which will likely lead to a higher default rate in the segment. In other words, even with the subsidized loans, many SMEs will struggle to recover after the pandemic-related restrictions and restore growth.

Still, banks are positive about the prospects for growth in the segment. Of the 32 banks covered by the survey, 27 state that they are planning to build up volumes of SME loans. The average planned growth is 13%. The overall market sentiment is also optimistic, with most banks expecting moderate growth.

According to the baseline scenario of Expert RA, the volume of SME loans in 2021 will hover around the 2020 levels, at roughly RUB 7.6 trillion, with loan delinquency rate of 13% or higher.


Video: https://roscongress.org/sessions/investiruy-ili-proigraesh-strategii-venchurnykh-investorov-na-fone-pandemii/search/#00:58:39.020

For more information, see the special sections of the Roscongress Foundation Information and Analytical System: Banking, Financial Market, and SMEs about financial institutions and business activity, and COVID-19 and StayHomeEconomy about possible ways to stabilize the economy during the pandemic.

Analytics on the topic

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, созданный в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом. Установлено взаимодействие со 160 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 75 странах мира.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Вход в Единый личный кабинет
Восстановление пароля
Введите адрес электронной почты или телефон, указанные при регистрации. Вам будет отправлена инструкция по восстановлению пароля.
Некорректный формат электронной почты или телефона
Исследование
22.04.2021

Прогноз кредитования малого и среднего бизнеса в России на 2021 год: выжившие

В исследовании, подготовленном кредитным рейтинговым агентством «Эксперт РА», дана оценка состоянию российского рынка кредитования малого и среднего бизнеса по итогам 2020 года, а также рассмотрены перспективы его развития в 2021 году. Исследование основано на официальной статистике Банка России и результатах анкетирования банков.

Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведенных Фондом.

Несмотря на негативное влияние пандемии и действовавших ограничительных мер на МСБ, сегмент кредитования удалось сдержать от существенного падения.

Объем выдач кредитов МСБ в прошлом году показал незначительное снижение по сравнению с 2019-м. Так, за 2020 год банки выдали субъектам малого и среднего бизнеса кредитов на сумму 7,6 трлн рублей, что всего на 2% ниже показателей 2019-го. При этом в исследовании отмечается, что в 2020 году наблюдался существенный рост спроса на кредиты со стороны субъектов МСБ. Задолженность субъектов МСБ за 2020 год также выросла почти на 23% и на 1 января 2021 года составила 5,8 против 4,7 трлн рублей на начало 2020-го.

Авторы исследования подчеркивают, что удержать сегмент от сильного падения помогли прежде всего масштабные государственные программы льготного кредитования бизнеса. Так, в 2020 году банками были предоставлены кредиты с господдержкой на общую сумму около 1,64 трлн рублей (в 2019-м — 627 млрд рублей). Таким образом, без учета кредитов с господдержкой спад выдач участников анкетирования в 2020 году составил бы около 22% по сравнению с 2019-м.

Видео: https://roscongress.org/sessions/mir-v-usloviyakh-pandemii-covid-19-globalnye-strategii/search/#00:38:41.408

Пандемия коронавируса оказала значительное влияние на качество и структуру кредитного портфеля.

В отраслевой структуре выданных кредитов за 2020 год традиционно преобладает торговля. При этом сегмент кредитования субъектов финансовой и страховой деятельности показал наибольший спад ввиду возросших рисков в финансовом секторе на фоне пандемии (доля в выдачах снизилась с 12% в 2019 году до 3% в 2020-м, в абсолютном выражении снижение составило 73%). Что касается географии выданных кредитов, в столице за 2020 год было выдано кредитов на 31% меньше, чем в 2019-м (1,56 против 2,27 трлн рублей). Это объясняется нежеланием предпринимателей брать на себя дополнительную долговую нагрузку в ситуации, когда в Москве ограничения для бизнеса в связи с коронавирусной инфекцией были введены одними из первых в стране и действовали на протяжении долгого времени.

Действующие ограничения, наряду со снижением покупательской способности населения и ухудшением экономической ситуации в стране, оказали влияние также и на качество портфеля кредитов МСБ: по итогам 2020 года просроченная задолженность выросла на 13% (рекорд с 2016 года) и достигла 640,7 млрд рублей.

Видео: https://roscongress.org/sessions/biznes-instruktsiya-po-vyzhivaniyu/search/#00:07:54.370

Несмотря на негативные последствия пандемии для малого и среднего бизнеса, банки позитивно смотрят на перспективы роста сегмента кредитования МСБ.

В исследовании отмечается, что экономические последствия пандемии будут продолжать оказывать негативное влияние на деятельность МСБ в 2021 году, что приведет к росту дефолтности в сегменте. То есть даже несмотря на льготные кредиты, многим представителям малого и среднего бизнеса будет сложно восстановиться после ограничений, связанных с пандемией коронавируса, и начать расти.

При этом опрошенные в ходе исследования банки позитивно смотрят на перспективы роста сегмента. Так, 27 из 32 банков сообщили, что в текущем году планируют нарастить объемы выдач МСБ по сравнению с 2020-м, прирост выдач в среднем составит около 13%. Ожидания по рынку в целом также оптимистичные — большинство банков рассчитывают на умеренный рост.

Согласно базовому сценарию по версии агентства «Эксперт РА», предполагается, что объем выданных кредитов субъектам МСБ в 2021 году будет находиться примерно на уровне 2020-го и составит около 7,6 трлн рублей, при этом доля просроченной задолженности в портфеле достигнет не менее чем 13%.


Видео: https://roscongress.org/sessions/investiruy-ili-proigraesh-strategii-venchurnykh-investorov-na-fone-pandemii/search/#00:58:39.020

Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещенными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Банковский бизнес, Финансовый рынок и МСП, посвященных деятельности финансовых институтов и бизнеса, а также COVID-19 и СидимДомаЭкономика, посвященных возможным путям стабилизации экономики в условиях пандемии.

Аналитика на тему